Читаю Путина 2. Национальный вопрос

Mar 16, 2012 02:05

Россия: национальный вопрос, 23 января 2012, http://premier.gov.ru/events/news/17831/

Основное, кратко:

"Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию."

"Необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов".

"Тесная интеграция на постсоветском пространстве" - это "реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам".

Основное, подробнее:

Россия: национальный вопрос

Здесь говорится о крахе проектов ассимиляции и мультикультурализма в современной Европе, как о признаках кризиса модели национального государства.

***

Россия как «историческое государство»

Здесь говорится, что СССР - это, по сути, исторически - большая Россия, сложившаяся в своей основе ещё в XVIII веке. В России разные сословия и народности осознали себя единой общностью - одним народом, одной гражданской нацией. Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура.

***

Единый культурный код

Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Однако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность.
Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности.
Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности.

***

Национальная политика и роль сильных институтов

Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач - не защищают жизнь, права и безопасность граждан.
"Русский фашизм" - это вымысел.

***

Проблема миграции и наш интеграционный проект

Следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства.

Нам предстоит создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны.
Мы видим направления предстоящей работы. Понимаем, что у нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого.
Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков.
Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно - не дождетесь.
----------------------------------------------------

Примечания:

Настораживает, что мысли автора несколько раз возвращаются к мультикультурализму; настораживает, что брать пример для успешного нациестроительства автор предлагает с США.

Россия: национальный вопрос

"Страны, которые прежде гордились своей толерантностью".
Сейчас появилось много политкорректных определений толерантности, но я считаю самым верным такое: неспособность организма противостоять вирусным агрессиям. Я понимаю, что такое толерантный человек, но не понимаю, что такое толерантная страна. Я думаю, правильнее было бы сказать "страны, которые гордились толерантностью своих граждан".

«Плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит - и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию."
Как удачно сказано в одной статье (http://krotov.info/libr_min/16_p/ay/in.htm),
"Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий."
Так в википедии:
"Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология."
А в onlinedicts.ru (http://www.onlinedics.ru/slovar/pol/m/multikulturalizm.html):
"Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры."

"За «провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» - государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности."
Мне это утверждение кажется странным. Вот какое определение национального государства дано в википедии:

"Национальное государство (государство-нация) - конституционно-правовой тип государства, означающий, что последнее есть форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств[...]. В идеале такое государство предполагает, что все граждане (подданные) такого государства имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами. Большинство современных стран включают многие элементы национального государства.
Национальные государства обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь людей определённым образом для экономического развития или обороны."

А вот определение нации из википедии:
"Нация (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом национального государства."

Почему же модель национального государства находится в кризисе и почему оно строилось исключительно на основе этнической идентичности?

***

Россия как «историческое государство»

"Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы…" Белорусы благодаря Батьке заслужили право не единожды быть упомянутыми. Евреи здесь видимо исключительно ради следующего абзаца:
"В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов «Слово о законе и благодати» отвергается сама теория «избранного народа» и проповедуется идея равенства перед Богом."

Но возможность этнической идентификации евреев вызывает у меня сомнение. Вот что говорит об "этнических евреях" специалист по данному вопросу (http://www.unian.net/rus/news/261556-glavnyiy-ravvin-ukrainyi-ya-slyishal-chto-medvedev-evrey-no-na-ego-obrezanie-menya-ne-priglasili.html). Я не согласен со многими высказываниями рабе и это не пропаганда его взглядов; я хочу обратить внимание только на то, что относится к данной теме:

"Считаете ли вы всех евреев иудеями?
Я об этом уже как-то говорил, что для меня нет разницы между просто евреем и иудеем.... Это в царские времена так начали разделять: иудеи - вероисповедание, а евреи - национальность.
Как мы понимаем слово «еврей»?.. Авраам, который считается первым евреем, был по национальности не евреем, а месопотамцем. А уже в Торе его назвали “еврей евреев”. Еврей - это тот, кто исповедует законы Торы.
То есть если я скажу, что я еврейка по национальности, то это будет неправильно сказано?
По моему мнению, это будет неправильно. Нет еврея по национальности.
Может ли кто угодно стать иудеем?
Да, может кто угодно, кто по-настоящему этого желает. Этой процедуре уже 3320 лет - когда евреи стали евреями."

"от Владимира Ленина до Вудро Вильсона".
"В обществе английского и французского премьеров неискушённый в европейских дипломатических интригах президент США вынужден был оставить мысль о роли арбитра между победителями и побеждёнными. Ленин отмечал, что "Вильсон там оказался совершенным дурачком, которым Клемансо и Ллойд-Джордж вертели, как пешкой". (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/335/%D0%92%D0%98%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%9E%D0%9D)
Вне зависимости от того, о чём идёт речь в статье Владимира Владимировича:
я не думаю, что можно ставить о один ряд Ленина и Вудро Вильсона, тем более ставить Вудро Вильсона выше Ленина;
в нашей традиции принято называть Ильича или Лениным, или Владимиром Ильичём Лениным, но не Владимиром Лениным (без отчества): хамство в отношении Ленина я считаю неприемлемым.

***

Единый культурный код

«Единство в многообразии» - это лозунг мультикультурализма. В следующем абзаце он маскируется термином "поликультурная общность".
"Взломать код" - это не то же самое, что сломать. Взломать код - значит расшифровать его, понять. Неудачное словосочетание. Далее об этом коде сказано ещё: "И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь."

"Интересен и тот факт, что этнические русские нигде и никогда, ни в какой эмиграции не составляли устойчивых национальных диаспор, хотя и численно, и качественно были представлены весьма значительно."
Я мало осведомлён в данном вопросе, но разве не существует русских кварталов в иностранных городах?

"Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа."
Кандидат в президенты ставит перед системой образования очень серьёзную задачу.

О гуманитарном знании (http://www.terver.ru/socialstudies/socialnoe_i_gumanitarnoe_znanie.php):
"Социальное знание - это анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.
Гуманитарное знание - это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств."

Определение идентичности в википедии:
"Идентичность (англ. Identity) - свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других». Каждый человек формирует свою идентичность как самоидентичность, или самотождественность. Иначе говоря, если процесс установления человеком своей идентичности протекает как бы «сам собой», то при этом, тем не менее, в его психическую деятельность вовлекается и его сознательное отношение к происходящему с ним, что требует от него самостоятельных усилий при формировании им своего «Я» на этой основе."

***

Национальная политика и роль сильных институтов

"Но никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна «продавить власть» на те или иные решения с помощью погромов. Наши правоохранительные органы доказали, что с пресечением таких попыток они справляются быстро и четко."
Выше в главе упоминались Кондапога и Сагра. У меня, как и у многих других после чтения СМИ сложилось впечатление, что усилия власти здесь были направлены на то, чтобы замять проблему или поддержать пришлые этнокриминальные группировки. А коренное население пыталось не "продавить власть" на какие-то решения, а занималось умеренной самообороной.

***

Проблема миграции и наш интеграционный проект

"Однако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции."
Читателям следует понимать, что "увеличение доли нелегальной миграции" не означает увеличения общего количества мигрантов. Наоборот, из-за ужесточения миграционной политики количество мигрантов уменьшится, но доля нелегалов среди них возрастёт.
"Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности."
Я думаю, это следует понимать так: главное - это эффективность политики, ради которой придётся смириться и с её жёсткостью. При этом надо понимать, что жёсткость - это не самоцель.

"Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права."
Уже сейчас словарный запас ряда мигрантов больше, чем у коренного населения, потому что они владеют и русским, и родным языком, а коренное население в своём большинстве знает только русский. Увеличение активного словарного запаса увеличивает умственное развитие. Знания по основам государства и права сделают мигрантов лучше социально адаптированными, чем коренное население, которое таких экзаменов сдавать не обязано. Вдобавок к этому знания по русской истории и литературе могут со временем превратить мигрантов в основных носителей русского культурного кода.

первоисточники, общество, онолидега

Previous post Next post
Up