Зачем молиться о мёртвых?!

Apr 25, 2017 12:07




Апостол Павел так наставляет Ефесян и всех читателей Священного Писания: "всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время ... о всех святых" (Еф 6:18)

Сегодня в разговорной речи "святой" превратился в технический термин, означающий именно прославленного во святых (то есть среди других членов Церкви) христианина. А на языке Писания святыми называются вообще все крещеные верующие.

Таким образом, апостол повелевает молиться за всех христиан, а не только за живущих во плоти.

Но может есть какая-то существенная разница между живыми и почившими, делающая молитвы за них бесполезными?

Существенной разницы нет. В Церкви, во Христе, мы объединены в одно мистическое Тело (Кол. 1:24): ведь Бог соблаговолил "все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:10).

Поэтому "никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим 14:7-9).

Бог владыка всех: и закончивших земное странствование, и странствующих. В молитве мы просим о Бога о судьбе наших отошедших братьев и сестер во Христе, а "у Бога все живы" (Лук. 20:38).

Потому апостол Павел не считал бесполезным вознести пожелание почившему Онисифору: "Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день!" (2Тим.1:18)

Но может за почивших бесполезно молиться потому, что их духи (души) вне тела не могут принести действенного покаяния? Нет. Ведь они все ещё способны на нравственное самоопределение через сочувствие или отвержение молитв и за них и добрых дел, совершаемых за них.

Даже ветхозаветные иудеи, которые до подвига Христа не могли надеяться на пребывание душ у престола Божия, молились за  согрешивших почивших в надежде на блаженную участь при воскресении:

"На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха". (2Макк.12:39-45)

А что говорить о времени, когда Христос вывел духов умерших из преисподней (1Пет. 3:18-20; 4:6)! Ведь как говорит Сам Сын Божий: "дана мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28:18), "имею ключи ада и смерти" (Откр. 1:18). Значит, в воле Христа облегчить положение духа почившего.

А то, что после смерти их положение может меняться благодаря живущим во плоти, свидетельствуют слова апостола Павла о ветхозаветных людях:

"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства". (Евр.11:39,40)

А все потому, что как органы единого Организма Церкви мы взаимовлияем друг на друга:
"страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены". (1Коринф.12:26,27)

Таковы, вкратце, Библейские основания для молитв о всех святых, а не только живущих во плоти.

молитва об умерших

Previous post
Up