«АллатРА» секта или нет?

Jun 20, 2016 20:22




скачать в pdf               скачать в epub



«АллатРА» секта или нет?

«Тайны всегда привлекали людей.

И Архонты этой людской слабостью часто пользовались,

загоняя людей в свои религии, секты, оккультные общества

и таким образом делая из них своих рабов.»

Анастасия Новых, Сэнсэй IV. Исконный Шамбалы

Некомпетентность, паралогизмы и ложь - три «кита», на которых возлегает апологетическая трилогия члена так называемого «Международного общественного движения «АллатРА», посвященная попытке отмежеваться от классификации данного МОД как секты (Часть 1, Часть 2, Часть 3).
Часть 1. Личное свидетельство

Как ни удивительно, первая часть трилогии представляет собой узнаваемый сектантский жанр: «личное свидетельство». Это один из методов психологического влияния на потенциальных адептов, воздействующий через внушение и заражение.

Рассказ о себе, включает такие моменты, в которых слушатель или читатель может узнать себя . Это включает механизм эмпатии, сопереживания. Адресат невольно ставит себя на место рассказчика и мысленно вместе с ним проходит процесс обращения и индоктринации. А когда человек уже что-то совершил мысленно, то подтолкнуть его к аналогичному действию наяву становится проще.

Типичное «личное свидетельство» произносится от первого лица и обязательно делит жизнь рассказчика на эпоху «до» и эпоху «после». «Водоразделом» эпох, естественно, является момент обращения. И, конечно же, эпоха «до» это «тёмные века» биографии: время невежества, проклятия, несчастий и проч. Понятно, что эпоха просветления, возрождения, благополучия, «золотой век» биографии, начинается с обращения в рекламируемое сообщество.

Ещё один типичный признак жанра: противопоставление объективного изучения «из-вне» опытному субъективному познанию изнутри и внушение того, что окончательный критерий - субъективный личный опыт. «Хватит размышлять - приди и попробуй сам!» Это тот же метод, которым подсаживают на наркотики: «Что ты можешь знать, пока сам не попробовал?!»

Однако, хотя «личное свидетельство» является типичным для сект жанром и средством психологического воздействия, оно используется и в несектантских пиар-кампаниях. Поэтому этого признака достаточно, чтобы обвинить в использовании методов внушения и манипулирования сознанием, однако не достаточно, чтобы с уверенностью классифицировать социальный феномен как секту.

Часть 2. «Теперь о главном»

Вторая часть опуса хотя и начинается словами «теперь о главном», однако вместо серьёзного обсуждения по каким классификационным признакам специалисты относят «АллатРА» к сектам и соответствует ли Движение этим признакам, автор решает попросту отмахнуться от оппонентов, применив метод, который сама же и критикует. Если резюмировать её мысль, то сектой называют обсуждаемое МОД только предвзятые верхогляды, наклеивающие ярлыки. Ура - оппоненты повержены! Теперь они не смогут определить «АллатРА» как секту, побоявшись ярлыка предвзятого невежды!

А чтобы повесить на оппонетов ярлык навешивателей ярлыков, автор подменяет понятия и утверждает, что «секта» это только ярлык. Ей и в голову не приходит, что этот термин, наряду с термином «культ», давно используется в научной академической социологии (по крайней мере с 1905 года, когда немецкий социолог Макс Вебер предложил континуум «секта - церковь»). «В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, означая всего лишь понятия о некоей обособленной группе по отношению к той или иной религии... Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своими антисоциальными действиями или человеконенавистническим учением вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы» 1.
Для пущей убедительности автор представляет критиков откровенными идиотами. Чтобы не затаскали по судам - на частном примере анонимного знакомого: «Один близкий мне человек, который считает МОД «АЛЛАТРА» сектой, придерживается этого мнения исключительно от того, что рядом с организацией присутствуют такие понятия, как Бог и Духовность.»

То есть сектой считают «АллатРА» люди с таким низким уровнем интеллекта, что не могут понять, что их признаки «сектантства» присутствуют и в традиционных религиях и Церквях!

Но сама автор немного умнее оппонентов, поэтому ей ясно, что опровергнуть принадлежность к сектам, не дав ни разу определения секты, слишком смехотворно. Поэтому определение все-таки даётся: «...обособленная группа людей отделяется от остальных - идеологией, правилами, поведением, внешним видом, ритуалами и прочими подобными вещами».

Казалось бы - да так оно и есть! В Украине, Беларуси и России адепты «АллатРА» представляют собой как раз аксиологическое меньшинство, отделившее себя от большинства верой в духовно-нравственный авторитет Ригдена Джаппо, гелиаров и Шамбалы...; обособившей себя от общества отвержением научных знаний и пропагандой псевдонаучных вымыслов; отсёкшей себя от традиционной духовной культуры практикой, предполагающей обретение неких духовных высот через высвобождение (читай: развращение), а не воспитание чувственной сферы и без покаяния!

Но автору апологии хватает остроумия, чтобы отмахнуться от определения секты. Если осушить её мысль от «воды», то логика следующая: «Секта - это обособленная группа, а мы призываем всех объединиться на основе наших идеалов, а значит мы не секта!»

Звучит примерно как: «Конечно, младший лейтенант носит одну маленькую звезду, но я то мечтаю о большой, значит я - майор!»

Ребятки, вот когда большинство начнёт исповедовать ваши ценности и идеалы, тогда МОД и трансформируется в иной социальный феномен. А пока вы вписываетесь в приведённое апологетикой «АллатРА» определение секты (за исключением одной детали, о которой скажу ниже). Социологические определения, видите ли, фиксируют не желания, а наличную объективную действительность.

Да, многие секты стремятся, как минимум, к идеологическому покорению Мира. Некоторые из них преодолевают аксиологическое гетто и становятся, например, церквями. Но пока организация являет собой аксиологическое меньшинство, она остаётся сектантской!

А вот тут уже прямая ложь:

«Получается какая-то нестыковка - почему отделяющаяся группа (секта) 2призывает всех людей к объединению, да ещё и на общечеловеческих принципах?»
Ранее эти принципы называются:

«Каждый участник движения равноправен по отношению к остальным3 и действует, руководствуясь 7 непоколебимыми основами:
ценность жизни человека;
свобода выбора;
самообладание;
единение человека с человеком;
созидание и искренние добрые дела;
жизнь в соответствии с духовными первоосновами;
духовно-нравственное совершенствование.»

В связи с заявлением об «общечеловеческих» ценностях особое внимание обращают на себя последних две позиции. Дело в том, что учение аллатравцев о том, что из себя представляют духовные первоосновы и духовно-нравственное совершенствование разделяет подавляющее религиозное меньшинство человечества. Нет ни одной мировой религии, которая бы разделяла взгляды «АллатРА» на эти вопросы.

Например то, что в «АллатРА» называют «духовными первоосновами», в духовной культуре Православия (которое лежит в основе аксиологической традиции восточных славян) именуют грехами оккультизма и суеверия. А исповедуемое в «АллатРА» «духовно-нравственное совершенствование» хорошо известно более, чем тысячелетней аскетической традиции Православия под именем духовной болезни, ведущей к глубокому духовному падению, - «прелести» 3.
Среди «7 непоколебимых основ» «аллатравца» есть и такой пункт: «свобода выбора». Если бы тут была формулировка: «право на свободу выбора», то этот пункт действительно можно было бы как-то соотнести с признанными большинством стран «Правами человека». Однако тут стоит именно: «свобода выбора». А как поясняла сама автор в первой части апологии:

«Каждый человек имеет две составляющие: одну светлую и мудрую, вторую - умную и хитрую, которая представляет себя всезнайкой. Свобода Выбора дана именно для того, чтобы выбирать к какой из них прислушаться.»

И вся эта первая часть нам вещала о том, что автор стала приверженцем «АллатРА» благодаря тому, что отвергла «умную» часть себя в пользу «светлой и мудрой». То есть де-факто, никакого права на выбор в «АллатРА» нет: нельзя сделать выбор в пользу «ума» и при этом быть членом МОД, разделять его идеалы, признание которых как раз связано со «светлым и мудрым» выбором! И объединиться человечество призывает МОД не на основе права выбора, а исключительно на основе выбора в пользу «светлого и мудрого» (читай: на основе признания идеологии «АллатРА»). Какие уж тут «общечеловеческие ценности»?!
Часть 3. Гуруизм + метод + эзотерический разрыв - ораганизация

Последняя часть апологии также начинается с развешивания ярлыков в сопровождении возмущения в адрес «развешивателей ярлыков». Мол, с сектой ассоциируют МОД только благодаря «недобросовестным проплаченным журналистам».

Видимо это как раз реализация идеалов «совести и добропорядочности» из целей «АллатРА», о которых упоминала автор во второй части. Оно ведь как по-совести: если на тебя навешивают ярлык - это моветон, дурно, нельзя; а если ты навешиваешь ярлык - это добропорядочно и уже вполне комильфо!

Вслед за этим автор предлагает выяснить является ли «АллатРА» сектой по признакам - внимание! - тоталитарных сект. И всё: остальное можно уже не читать. Ведь нельзя на основе несоответствия признакам, характерным для деревянных полов (в отличие от полов из других материалов) сделать вывод, что проверенная поверхность - не пол! И нельзя на основе не соответствия признакам именно тоталитарных сект делать вывод, что это не секта вообще.

И вообще почему автор избрала из книги Дворкина именно 17 признаков тоталитарных сект из приводимой Александром Леонидовичем листовки правительства ФРГ для школьников?! То, что это не существенные, а лишь типичные признаки свидетельствует текст в конце листовки:

«Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!» 4

Не лучше ли было обратиться непосредственно к 4 признакам деструктивных культов, которыми пользуются некоторые профессиональные сектоведы Запада 5? Попробуем?
1. Наличие гуру (лидера); «гуруизм».

В «АллатРА» таковым, конечно, является «сэнсей» или «Ригден Джаппо». Его слова принимаются культистами как истины в последней инстанции.

Примером могут служить его «научные» откровения, где традиционные научные взгляды голословно называются недостоверными, а взамен столь же голословно, безо всякой научной аргументации, предлагаются совершенно фантастичные идеи, с оттенком бреда и невежества. И эти идеи «лекторами» культа не только не подвергаются сомнению и проверке, но используются как авторитетная база в построении уже их псевдонаучных моделей. Ссылаются культисты ни эти откровения не как на то, что ещё нуждается в прочном научном обосновании а наоборот как на аргументы: как на уже твёрдо установленные истины.

И вообще, в культе не существует ни одной критической заметки об идеях Джаппо, ни одной работы в которой бы ставился под сомнение или хотя бы обосновывался на объективных данных абсолютный авторитет данного гуру.

Если полнота догматической истины в Православии принадлежит Соборному Сознанию Церкви, то в «АллатРА» - гуру: Ригдену Джаппо 6.
2. Метод. Это то, что продаёт «АллатРА» как способ освобождения от «Животного разума» и постижения сокровенных «тайн» и «знаний». Теоретически человек якобы может  и сам постигать Духовные Истины. Однако на практике оказывается, что без книг Анастасии Новых, содержащих откровения Ригдена Джаппо, и участия в образовательных и прочих проектах культа это невозможно.

3. Эзотерический разрыв. То есть наличие как минимум двойного учения и использование лжи при вербовке.

Яркий пример - разбираемая апологеза. Убеждая в безобидности культа, она скрывает подлинное внутреннее учение, а демонстрирует лишь «рекламное» обличие, состоящее из общих фраз, лозунгов и пиар-слоганов в ничего не значащем контексте: «общечеловеческие ценности», «свобода», «равенство», «братство», «единение»…

Но когда мы углубляемся в культовое учение и реалии, то обнаруживаем порой ровно противоположное.

Например, обсуждая 17 признаков тоталитарного культа, апологет рассказывала нам, что в «АллатРА» нет гуруизма. Однако мы с вами легко установили обратное.

Или, нам внушали, что «АллатРА» выступает за объединение человечества на основе общечеловеческих ценностей, а в действительности оказалось, что «АллатРА» мечтает о покорении человечества под «короной» своей идеологии.

Целый подзаголовок Части 2 трилогии автор посвящает попытке доказать, что «АллатРА» не носит религиозныйхарактер. Но как только мы откроем культовые материалы, то столкнемся с тем, что учение МОД строится на вере в сверхъестественный духовный невидимый мир и оперирует религиозными терминами и понятиями (духовные сущности, Бог, гелиары, Шамбала, духовное развитие, нирвана и под.). Вот типичный «нерелигиозный» диалог:

«Ригден: ...Во внутренней жизни человека уже нет ничего, кроме Бога, и Душа в чистоте предстоит перед Ним. Это общение является тайной двоих. Человек чувствует присутствие Бога и любит Его, тянется к Нему, как любящий к любимому Существу, с которым жаждет вечного пребывания рядом и бесконечного общения с Ним. Со временем человеку приходит реальное понимание не только постоянного присутствия в нём Бога, но и Его нахождения везде и всюду, во всём окружающем мире. Человек осознаёт, что Бог является всем для всех. Так, вступивший в диалог с Богом, вскоре изменяется сам, приобретает иное понимание и иное видение мира. Но самое главное, Личность при своей жизни, благодаря такому самостоятельному общению с Богом, начинает пребывать в Его духовном мире, приобретая то состояние слияния с Душой, которое в разных религиях называют по-разному: святость, Нирвана, высшее соединение с Богом и так далее. Это состояние и есть та истинная свобода, то истинное существование, к которому стремится человек всю свою жизнь.

Анастасия: Спасибо вам от всех, всех людей, по-настоящему жаждущих духовного прозрения! Это понимание действительно открывает глаза на истинную суть духовного развития каждого человека!

Ригден: Не мне Спасибо, а Ему, ибо проводящий всего лишь безропотно передаёт Волю Его, Мудрость Его!» 7
4. Организация тоталитарной секты имеет жёсткую иерархичную структуру, позволяющую установить контроль практически за каждым членом.

Хотя в «АллатРА» и есть организационные структуры, однако они не обладают той степенью выраженности и иерархичности, которая характеризует тоталитарные секты.

Только по этому, одному из четырёх, признаку «АллатРА» невозможно отнести к тоталитарным культам в той классификационной системе, которую использует Александр Леонидович Дворкин.
Заключение. Не секта - но сектантство!

Теперь, наконец, можно сосредоточиться на выяснении действительного места МОД «АллатРА» в социологической классификации. Для этого воспользуемся одной из лучших классификаций американских социологов Родни Старка и Уильяма Бэйнбридж (Rodney Stark &William Bainbridge) с уточнениями ведущего белорусского академического исследователя нетрадиционной религиозности Владимира Мартиновича. Итак, по степени выраженности организационной структуры и особенностям членства можно выделить следующие основные типы нетрадиционной религиозности или сектантства:

1. Секты и культы - организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил морально-этического поведения, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Отличаются тем, что секты происходят, откалываясь, отделяясь от другой церкви, конфессии, секты, движения и под., а культы - путём культовой инновации.

2. Клиентурные культы (client cults) - организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Временное членство выражается в том, что клиентурные культы предлагают за определенную плату или компенсацию какие-либо виды услуг: семинары, лекции, тренинги... специфические процедуры и обряды и проч. Содержательно клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, псевдонаучную, образовательную и др. ориентации.

3. Аудиторные культы (audience cult) - отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства.

4. Культовая среда общества включает весь спектр не институциализированных нетрадиционных форм народной религиозности.

5. Внутрицерковное сектантство.

Также отметим, что секты, культы и клиентурные культы вместе взятые составляют феномен новых религиозных движений (НРД).

Как мы выяснили в предыдущей главе, МОД «АллатРА» не имеет сильной организационной структуры. Нет единой иерархии между «центром» и региональными отделениями. Некоторые структуры «АллатРА» существуют формально как бы параллельно друг другу. (Например, представительство МОД «АллатРА» и ЧТУП «АллатРА» в Беларуси). Уже поэтому мы не можем отнести Движение к первому типу религиозности.

Тем более, мы не можем классифицировать её как секту. Как подчёркивает приведённое нами описание, секты возникают в результате отделения от какой-либо прежде существовавшей структуры. Даже приведённая автором апологезы дефиниция описывает секту как группу, которая «отделяется от остальных». И в официальном разъяснении доктор филологических наук Троицкий пишет о «секте» как об «обособленной группе по отношению к той или иной религии». Очевидно, что движение «АллатРА» возникло иначе: в результате культовой инновации как сплав идей, отобранных из культовой среды общества.

Итак, по степени развитости организационной структуры «АллатРА» можно соотнести со вторым типом сектантства: клиентурными культами.

Что касается членства. Постоянное членство действительно не формализировано. Как признается апологетка культа в опусе третьем:

«Всё находится внутри тебя, ты не обязан состоять в движении или вступать в ряды участников. То, что нужно тебе, знаешь только ты сам.»

То есть формальное участие в культе сводится к покупке книг Анастасии Новых, в присутствии на платных мероприятиях, где «более опытные люди, которые прикоснулись к Знаниям гораздо раньше и успели достигнуть определённых успехов... готовы дать совет новичкам и бескорыстно поделиться тем, чего достигли сами», в других временных проектах и т.п.

Таким образом, «АллатРА» является безусловно сектантским феноменом 8, однако не сектой, а довольно типичным (содержательно - псевдонаучным, псевдопсихологическим, оккультно-мистическим)клиентурным культом.
(Тому кто всё равно не понимает как возможно не секту причислять к сектантству рекомендую заглянуть в отдел молочных товаров и убедиться, что не все молочные продукты являются молоком.)

Олег Нагорный

j7a@tut.by

1 Официальное разъяснение характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное доктором филологических наук В.Ю. Троицким по запросу от 10 января 2010 года профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н. Кузнецова.

2 Мы уже разобрались, что в социологическом определении «секты» одособленность группы фиксируется как имеющий место факт вне зависимости от того по воле сектантов происходит их одособленность или вопреки их бурной вербовочно-пропагандистской деятельности.

3 См. например: Свт. Игнатий (Брянчанинов), О прелести:

«Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы…

Всякий, усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устроиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную: в бесовскую прелесть…

Покаяние, сокрушение духа, плач - суть признаки, суть свидетельство правильности молитвеннаго подвига; отсутствие их - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или безплодия. То или другое, то есть прелесть или безплодие, составляют неизбежное последствие неправильнаго упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.»

4 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. - Нижний Новгород.: "Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского", 2002. С. 47.

Кстати, если честно пройтись даже по этим признакам, то «АллатРА» серъёзно настораживает. Например, навскидку:

Признак 1: «В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает

абсолютно точно, чего тебе не хватает.»

Апология, Часть 1: «Книги Анастасии Новых где-то на невербальном уровне помогли найти ответы на давно мучившие меня и вызывающие внутренний конфликт вопросы...»

Признак 6: «Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.»

Апология, Часть 1: «Каждый человек имеет две составляющие: одну светлую и мудрую, вторую - умную и хитрую, которая представляет себя всезнайкой. Свобода Выбора дана именно для того, чтобы выбирать к какой из них прислушаться.»[выдел. - ред.; очевидная дискредитация разума путём использования негативных эпитетов («хитрая») и противопоставления мудрости и свету (значит ум связан с немудростью и тьмой)]

«АллатРА»(Анастасия Новых, Киев 2013. С. 31): «Проблема в том, что многие учёные, желая постичь Истину, на самом деле сталкиваются с ложным её отражением в своём сознании. Они спешат огласить наиболее удобные для себя теории и длительно во времени отстаивать их «правоту», тратя на это жизненные годы, свои и чужие «нервы», не задумываясь о глубинных причинах возникновения подобной инверсии в их сознании. Люди на самом деле многого ещё не ведают о невидимом мире, о том, как силён в этом мире Животный разум, и как важно каждому человеку заботиться о своей духовной чистоте. Ведь именно последнее открывает Истину запредельного в своей первозданной природе.»

Признак 8: «Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.»

«АллатРА»(Анастасия Новых, Киев 2013. С. 14): «Ригден: Если человечество глобально не поменяет свои приоритеты в мышлении в сторону духовного, то цивилизацию ждёт печальная участь.»

И так далее.

5 Дворкин А.Л. Указ. сочин. Сс. 49 - 54.

6 Де-факто, конечно, гуру является дуэт соавторов книг «Анастасии Новых», которые придумали персонаж Ригдена Джаппо и его «откровения».

7 Анастасия Новых, АллатРА, Киев 2013. С. 779 - 780.

8 Сектантство - социальная манифестация аксиологического меньшинства.

Кліентурныя культы, Клиентурные культы, АлатРА, АллатРА

Previous post Next post
Up