скачать в pdf скачать в epub «АллатРА» секта или нет?
«Тайны всегда привлекали людей.
И Архонты этой людской слабостью часто пользовались,
загоняя людей в свои религии, секты, оккультные общества
и таким образом делая из них своих рабов.»
Анастасия Новых, Сэнсэй IV. Исконный Шамбалы
Некомпетентность, паралогизмы и ложь - три «кита», на которых возлегает апологетическая трилогия члена так называемого «Международного общественного движения «АллатРА», посвященная попытке отмежеваться от классификации данного МОД как секты (
Часть 1,
Часть 2,
Часть 3).
Часть 1. Личное свидетельство
Как ни удивительно, первая часть трилогии представляет собой узнаваемый сектантский жанр: «личное свидетельство». Это один из методов психологического влияния на потенциальных адептов, воздействующий через внушение и заражение.
Рассказ о себе, включает такие моменты, в которых слушатель или читатель может узнать себя . Это включает механизм эмпатии, сопереживания. Адресат невольно ставит себя на место рассказчика и мысленно вместе с ним проходит процесс обращения и индоктринации. А когда человек уже что-то совершил мысленно, то подтолкнуть его к аналогичному действию наяву становится проще.
Типичное «личное свидетельство» произносится от первого лица и обязательно делит жизнь рассказчика на эпоху «до» и эпоху «после». «Водоразделом» эпох, естественно, является момент обращения. И, конечно же, эпоха «до» это «тёмные века» биографии: время невежества, проклятия, несчастий и проч. Понятно, что эпоха просветления, возрождения, благополучия, «золотой век» биографии, начинается с обращения в рекламируемое сообщество.
Ещё один типичный признак жанра: противопоставление объективного изучения «из-вне» опытному субъективному познанию изнутри и внушение того, что окончательный критерий - субъективный личный опыт. «Хватит размышлять - приди и попробуй сам!» Это тот же метод, которым подсаживают на наркотики: «Что ты можешь знать, пока сам не попробовал?!»
Однако, хотя «личное свидетельство» является типичным для сект жанром и средством психологического воздействия, оно используется и в несектантских пиар-кампаниях. Поэтому этого признака достаточно, чтобы обвинить в использовании методов внушения и манипулирования сознанием, однако не достаточно, чтобы с уверенностью классифицировать социальный феномен как секту.
Часть 2. «Теперь о главном»
Вторая часть опуса хотя и начинается словами «теперь о главном», однако вместо серьёзного обсуждения по каким классификационным признакам специалисты относят «АллатРА» к сектам и соответствует ли Движение этим признакам, автор решает попросту отмахнуться от оппонентов, применив метод, который сама же и критикует. Если резюмировать её мысль, то сектой называют обсуждаемое МОД только предвзятые верхогляды, наклеивающие ярлыки. Ура - оппоненты повержены! Теперь они не смогут определить «АллатРА» как секту, побоявшись ярлыка предвзятого невежды!
А чтобы повесить на оппонетов ярлык навешивателей ярлыков, автор подменяет понятия и утверждает, что «секта» это только ярлык. Ей и в голову не приходит, что этот термин, наряду с термином «культ», давно используется в научной академической социологии (по крайней мере с 1905 года, когда немецкий социолог Макс Вебер предложил континуум «секта - церковь»). «В авторитетных словарях и научных исследованиях приводятся в целом сходные определения этих слов, и они нигде не трактуются в уничижительном, презрительном или оскорбительном смысле, означая всего лишь понятия о некоей обособленной группе по отношению к той или иной религии... Если та или иная религиозная группа, являясь по определению сектой, своими антисоциальными действиями или человеконенавистническим учением вызывает к себе негативное отношение общественности, то в этом вина исключительно этой религиозной группы»
1.
Для пущей убедительности автор представляет критиков откровенными идиотами. Чтобы не затаскали по судам - на частном примере анонимного знакомого: «Один близкий мне человек, который считает МОД «АЛЛАТРА» сектой, придерживается этого мнения исключительно от того, что рядом с организацией присутствуют такие понятия, как Бог и Духовность.»
То есть сектой считают «АллатРА» люди с таким низким уровнем интеллекта, что не могут понять, что их признаки «сектантства» присутствуют и в традиционных религиях и Церквях!
Но сама автор немного умнее оппонентов, поэтому ей ясно, что опровергнуть принадлежность к сектам, не дав ни разу определения секты, слишком смехотворно. Поэтому определение все-таки даётся: «...обособленная группа людей отделяется от остальных - идеологией, правилами, поведением, внешним видом, ритуалами и прочими подобными вещами».
Казалось бы - да так оно и есть! В Украине, Беларуси и России адепты «АллатРА» представляют собой как раз аксиологическое меньшинство, отделившее себя от большинства верой в духовно-нравственный авторитет Ригдена Джаппо, гелиаров и Шамбалы...; обособившей себя от общества отвержением научных знаний и пропагандой псевдонаучных вымыслов; отсёкшей себя от традиционной духовной культуры практикой, предполагающей обретение неких духовных высот через высвобождение (читай: развращение), а не воспитание чувственной сферы и без покаяния!
Но автору апологии хватает остроумия, чтобы отмахнуться от определения секты. Если осушить её мысль от «воды», то логика следующая: «Секта - это обособленная группа, а мы призываем всех объединиться на основе наших идеалов, а значит мы не секта!»
Звучит примерно как: «Конечно, младший лейтенант носит одну маленькую звезду, но я то мечтаю о большой, значит я - майор!»
Ребятки, вот когда большинство начнёт исповедовать ваши ценности и идеалы, тогда МОД и трансформируется в иной социальный феномен. А пока вы вписываетесь в приведённое апологетикой «АллатРА» определение секты (за исключением одной детали, о которой скажу ниже). Социологические определения, видите ли, фиксируют не желания, а наличную объективную действительность.
Да, многие секты стремятся, как минимум, к идеологическому покорению Мира. Некоторые из них преодолевают аксиологическое гетто и становятся, например, церквями. Но пока организация являет собой аксиологическое меньшинство, она остаётся сектантской!
А вот тут уже прямая ложь:
«Получается какая-то нестыковка - почему отделяющаяся группа (секта)
2призывает всех людей к объединению, да ещё и на общечеловеческих принципах?»
Ранее эти принципы называются:
«Каждый участник движения равноправен по отношению к остальным3 и действует, руководствуясь 7 непоколебимыми основами:
ценность жизни человека;
свобода выбора;
самообладание;
единение человека с человеком;
созидание и искренние добрые дела;
жизнь в соответствии с духовными первоосновами;
духовно-нравственное совершенствование.»
В связи с заявлением об «общечеловеческих» ценностях особое внимание обращают на себя последних две позиции. Дело в том, что учение аллатравцев о том, что из себя представляют духовные первоосновы и духовно-нравственное совершенствование разделяет подавляющее религиозное меньшинство человечества. Нет ни одной мировой религии, которая бы разделяла взгляды «АллатРА» на эти вопросы.
Например то, что в «АллатРА» называют «духовными первоосновами», в духовной культуре Православия (которое лежит в основе аксиологической традиции восточных славян) именуют грехами оккультизма и суеверия. А исповедуемое в «АллатРА» «духовно-нравственное совершенствование» хорошо известно более, чем тысячелетней аскетической традиции Православия под именем духовной болезни, ведущей к глубокому духовному падению, - «прелести»
3.
Среди «7 непоколебимых основ» «аллатравца» есть и такой пункт: «свобода выбора». Если бы тут была формулировка: «право на свободу выбора», то этот пункт действительно можно было бы как-то соотнести с признанными большинством стран «Правами человека». Однако тут стоит именно: «свобода выбора». А как поясняла сама автор в первой части апологии:
«Каждый человек имеет две составляющие: одну светлую и мудрую, вторую - умную и хитрую, которая представляет себя всезнайкой. Свобода Выбора дана именно для того, чтобы выбирать к какой из них прислушаться.»
И вся эта первая часть нам вещала о том, что автор стала приверженцем «АллатРА» благодаря тому, что отвергла «умную» часть себя в пользу «светлой и мудрой». То есть де-факто, никакого права на выбор в «АллатРА» нет: нельзя сделать выбор в пользу «ума» и при этом быть членом МОД, разделять его идеалы, признание которых как раз связано со «светлым и мудрым» выбором! И объединиться человечество призывает МОД не на основе права выбора, а исключительно на основе выбора в пользу «светлого и мудрого» (читай: на основе признания идеологии «АллатРА»). Какие уж тут «общечеловеческие ценности»?!
Часть 3. Гуруизм + метод + эзотерический разрыв - ораганизация
Последняя часть апологии также начинается с развешивания ярлыков в сопровождении возмущения в адрес «развешивателей ярлыков». Мол, с сектой ассоциируют МОД только благодаря «недобросовестным проплаченным журналистам».
Видимо это как раз реализация идеалов «совести и добропорядочности» из целей «АллатРА», о которых упоминала автор во второй части. Оно ведь как по-совести: если на тебя навешивают ярлык - это моветон, дурно, нельзя; а если ты навешиваешь ярлык - это добропорядочно и уже вполне комильфо!
Вслед за этим автор предлагает выяснить является ли «АллатРА» сектой по признакам - внимание! - тоталитарных сект. И всё: остальное можно уже не читать. Ведь нельзя на основе несоответствия признакам, характерным для деревянных полов (в отличие от полов из других материалов) сделать вывод, что проверенная поверхность - не пол! И нельзя на основе не соответствия признакам именно тоталитарных сект делать вывод, что это не секта вообще.
И вообще почему автор избрала из книги Дворкина именно 17 признаков тоталитарных сект из приводимой Александром Леонидовичем листовки правительства ФРГ для школьников?! То, что это не существенные, а лишь типичные признаки свидетельствует текст в конце листовки:
«Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!»
4 Не лучше ли было обратиться непосредственно к 4 признакам деструктивных культов, которыми пользуются некоторые профессиональные сектоведы Запада
5? Попробуем?
1. Наличие гуру (лидера); «гуруизм».
В «АллатРА» таковым, конечно, является «сэнсей» или «Ригден Джаппо». Его слова принимаются культистами как истины в последней инстанции.
Примером могут служить его «научные» откровения, где традиционные научные взгляды голословно называются недостоверными, а взамен столь же голословно, безо всякой научной аргументации, предлагаются совершенно фантастичные идеи, с оттенком бреда и невежества. И эти идеи «лекторами» культа не только не подвергаются сомнению и проверке, но используются как авторитетная база в построении уже их псевдонаучных моделей. Ссылаются культисты ни эти откровения не как на то, что ещё нуждается в прочном научном обосновании а наоборот как на аргументы: как на уже твёрдо установленные истины.
И вообще, в культе не существует ни одной критической заметки об идеях Джаппо, ни одной работы в которой бы ставился под сомнение или хотя бы обосновывался на объективных данных абсолютный авторитет данного гуру.
Если полнота догматической истины в Православии принадлежит Соборному Сознанию Церкви, то в «АллатРА» - гуру: Ригдену Джаппо
6.
2. Метод. Это то, что продаёт «АллатРА» как способ освобождения от «Животного разума» и постижения сокровенных «тайн» и «знаний». Теоретически человек якобы может и сам постигать Духовные Истины. Однако на практике оказывается, что без книг Анастасии Новых, содержащих откровения Ригдена Джаппо, и участия в образовательных и прочих проектах культа это невозможно.
3. Эзотерический разрыв. То есть наличие как минимум двойного учения и использование лжи при вербовке.
Яркий пример - разбираемая апологеза. Убеждая в безобидности культа, она скрывает подлинное внутреннее учение, а демонстрирует лишь «рекламное» обличие, состоящее из общих фраз, лозунгов и пиар-слоганов в ничего не значащем контексте: «общечеловеческие ценности», «свобода», «равенство», «братство», «единение»…
Но когда мы углубляемся в культовое учение и реалии, то обнаруживаем порой ровно противоположное.
Например, обсуждая 17 признаков тоталитарного культа, апологет рассказывала нам, что в «АллатРА» нет гуруизма. Однако мы с вами легко установили обратное.
Или, нам внушали, что «АллатРА» выступает за объединение человечества на основе общечеловеческих ценностей, а в действительности оказалось, что «АллатРА» мечтает о покорении человечества под «короной» своей идеологии.
Целый подзаголовок Части 2 трилогии автор посвящает попытке доказать, что «АллатРА» не носит религиозныйхарактер. Но как только мы откроем культовые материалы, то столкнемся с тем, что учение МОД строится на вере в сверхъестественный духовный невидимый мир и оперирует религиозными терминами и понятиями (духовные сущности, Бог, гелиары, Шамбала, духовное развитие, нирвана и под.). Вот типичный «нерелигиозный» диалог:
«Ригден: ...Во внутренней жизни человека уже нет ничего, кроме Бога, и Душа в чистоте предстоит перед Ним. Это общение является тайной двоих. Человек чувствует присутствие Бога и любит Его, тянется к Нему, как любящий к любимому Существу, с которым жаждет вечного пребывания рядом и бесконечного общения с Ним. Со временем человеку приходит реальное понимание не только постоянного присутствия в нём Бога, но и Его нахождения везде и всюду, во всём окружающем мире. Человек осознаёт, что Бог является всем для всех. Так, вступивший в диалог с Богом, вскоре изменяется сам, приобретает иное понимание и иное видение мира. Но самое главное, Личность при своей жизни, благодаря такому самостоятельному общению с Богом, начинает пребывать в Его духовном мире, приобретая то состояние слияния с Душой, которое в разных религиях называют по-разному: святость, Нирвана, высшее соединение с Богом и так далее. Это состояние и есть та истинная свобода, то истинное существование, к которому стремится человек всю свою жизнь.
Анастасия: Спасибо вам от всех, всех людей, по-настоящему жаждущих духовного прозрения! Это понимание действительно открывает глаза на истинную суть духовного развития каждого человека!
Ригден: Не мне Спасибо, а Ему, ибо проводящий всего лишь безропотно передаёт Волю Его, Мудрость Его!»
74. Организация тоталитарной секты имеет жёсткую иерархичную структуру, позволяющую установить контроль практически за каждым членом.
Хотя в «АллатРА» и есть организационные структуры, однако они не обладают той степенью выраженности и иерархичности, которая характеризует тоталитарные секты.
Только по этому, одному из четырёх, признаку «АллатРА» невозможно отнести к тоталитарным культам в той классификационной системе, которую использует Александр Леонидович Дворкин.
Заключение. Не секта - но сектантство!
Теперь, наконец, можно сосредоточиться на выяснении действительного места МОД «АллатРА» в социологической классификации. Для этого воспользуемся одной из лучших классификаций американских социологов Родни Старка и Уильяма Бэйнбридж (Rodney Stark &William Bainbridge) с уточнениями ведущего белорусского академического исследователя нетрадиционной религиозности Владимира Мартиновича. Итак, по степени выраженности организационной структуры и особенностям членства можно выделить следующие основные типы нетрадиционной религиозности или сектантства:
1. Секты и культы - организации, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил морально-этического поведения, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира. Отличаются тем, что секты происходят, откалываясь, отделяясь от другой церкви, конфессии, секты, движения и под., а культы - путём культовой инновации.
2. Клиентурные культы (client cults) - организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества. Временное членство выражается в том, что клиентурные культы предлагают за определенную плату или компенсацию какие-либо виды услуг: семинары, лекции, тренинги... специфические процедуры и обряды и проч. Содержательно клиентурные культы могут иметь религиозную, псевдопсихологическую, псевдонаучную, образовательную и др. ориентации.
3. Аудиторные культы (audience cult) - отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства.
4. Культовая среда общества включает весь спектр не институциализированных нетрадиционных форм народной религиозности.
5. Внутрицерковное сектантство.
Также отметим, что секты, культы и клиентурные культы вместе взятые составляют феномен новых религиозных движений (НРД).
Как мы выяснили в предыдущей главе, МОД «АллатРА» не имеет сильной организационной структуры. Нет единой иерархии между «центром» и региональными отделениями. Некоторые структуры «АллатРА» существуют формально как бы параллельно друг другу. (Например, представительство МОД «АллатРА» и ЧТУП «АллатРА» в Беларуси). Уже поэтому мы не можем отнести Движение к первому типу религиозности.
Тем более, мы не можем классифицировать её как секту. Как подчёркивает приведённое нами описание, секты возникают в результате отделения от какой-либо прежде существовавшей структуры. Даже приведённая автором апологезы дефиниция описывает секту как группу, которая «отделяется от остальных». И в официальном разъяснении доктор филологических наук Троицкий пишет о «секте» как об «обособленной группе по отношению к той или иной религии». Очевидно, что движение «АллатРА» возникло иначе: в результате культовой инновации как сплав идей, отобранных из культовой среды общества.
Итак, по степени развитости организационной структуры «АллатРА» можно соотнести со вторым типом сектантства: клиентурными культами.
Что касается членства. Постоянное членство действительно не формализировано. Как признается апологетка культа в опусе третьем:
«Всё находится внутри тебя, ты не обязан состоять в движении или вступать в ряды участников. То, что нужно тебе, знаешь только ты сам.»
То есть формальное участие в культе сводится к покупке книг Анастасии Новых, в присутствии на платных мероприятиях, где «более опытные люди, которые прикоснулись к Знаниям гораздо раньше и успели достигнуть определённых успехов... готовы дать совет новичкам и бескорыстно поделиться тем, чего достигли сами», в других временных проектах и т.п.
Таким образом, «АллатРА» является безусловно сектантским феноменом
8, однако не сектой, а довольно типичным (содержательно - псевдонаучным, псевдопсихологическим, оккультно-мистическим)клиентурным культом.
(Тому кто всё равно не понимает как возможно не секту причислять к сектантству рекомендую заглянуть в отдел молочных товаров и убедиться, что не все молочные продукты являются молоком.)
Олег Нагорный
j7a@tut.by
1 Официальное разъяснение характера и смысловой нагрузки термина «секта», выполненное доктором филологических наук В.Ю. Троицким по запросу от 10 января 2010 года профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н. Кузнецова.
2 Мы уже разобрались, что в социологическом определении «секты» одособленность группы фиксируется как имеющий место факт вне зависимости от того по воле сектантов происходит их одособленность или вопреки их бурной вербовочно-пропагандистской деятельности.
3 См. например: Свт. Игнатий (Брянчанинов), О прелести:
«Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы…
Всякий, усиливающийся взойти на брак Сына Божия не в чистых и светлых одеждах, устроиваемых покаянием, а прямо в своем рубище, в состоянии ветхости, греховности и самообольщения, извергается вон, во тьму кромешную: в бесовскую прелесть…
Покаяние, сокрушение духа, плач - суть признаки, суть свидетельство правильности молитвеннаго подвига; отсутствие их - признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или безплодия. То или другое, то есть прелесть или безплодие, составляют неизбежное последствие неправильнаго упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.»
4 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. - Нижний Новгород.: "Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского", 2002. С. 47.
Кстати, если честно пройтись даже по этим признакам, то «АллатРА» серъёзно настораживает. Например, навскидку:
Признак 1: «В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает
абсолютно точно, чего тебе не хватает.»
Апология, Часть 1: «Книги Анастасии Новых где-то на невербальном уровне помогли найти ответы на давно мучившие меня и вызывающие внутренний конфликт вопросы...»
Признак 6: «Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.»
Апология, Часть 1: «Каждый человек имеет две составляющие: одну светлую и мудрую, вторую - умную и хитрую, которая представляет себя всезнайкой. Свобода Выбора дана именно для того, чтобы выбирать к какой из них прислушаться.»[выдел. - ред.; очевидная дискредитация разума путём использования негативных эпитетов («хитрая») и противопоставления мудрости и свету (значит ум связан с немудростью и тьмой)]
«АллатРА»(Анастасия Новых, Киев 2013. С. 31): «Проблема в том, что многие учёные, желая постичь Истину, на самом деле сталкиваются с ложным её отражением в своём сознании. Они спешат огласить наиболее удобные для себя теории и длительно во времени отстаивать их «правоту», тратя на это жизненные годы, свои и чужие «нервы», не задумываясь о глубинных причинах возникновения подобной инверсии в их сознании. Люди на самом деле многого ещё не ведают о невидимом мире, о том, как силён в этом мире Животный разум, и как важно каждому человеку заботиться о своей духовной чистоте. Ведь именно последнее открывает Истину запредельного в своей первозданной природе.»
Признак 8: «Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.»
«АллатРА»(Анастасия Новых, Киев 2013. С. 14): «Ригден: Если человечество глобально не поменяет свои приоритеты в мышлении в сторону духовного, то цивилизацию ждёт печальная участь.»
И так далее.
5 Дворкин А.Л. Указ. сочин. Сс. 49 - 54.
6 Де-факто, конечно, гуру является дуэт соавторов книг «Анастасии Новых», которые придумали персонаж Ригдена Джаппо и его «откровения».
7 Анастасия Новых, АллатРА, Киев 2013. С. 779 - 780.
8 Сектантство - социальная манифестация аксиологического меньшинства.