Дети в Эфиопии взломали OLPC за 5 месяцев безо всяких инструкций

Nov 02, 2012 10:03


Помните, я публиковал статью  об индийском ученом и просветителе, который ведет работы по исследованию группового самообучения детей в бедных странах? Намедни наткнулся на подобную статью в зарубежном издании и непременно решил ее перевести.
Перевод: idea_generator; Оригинал DVICE.com.

Что произойдет, если вы раздадите детям в Эфиопии, которые и печатного слова ни разу не видели, тысячу планшетов Motorola Zoom? За пять месяцев они сами начнут изучать английский язык и одновременно с этим обходить защиту операционной системы, чтобы изменять скрытые настройки и активировать блокированные модули его "железа". Ух ты!




Проект "Каждому ребенку по ноутбуку" (One Laptop Per Child, OLPC) стартовал как способ доставлять технологии и образовательные ресурсы по средством недорогих компьютеров школам в тех странах, образовательная инфраструктура в которых слабо развита или отсутствует вовсе, что призвано улучшить традиционный образовательный процесс. Однако, OLPC за пять лет своего существования наглядно показал, что сам процесс обучения детей чему-либо не так важен. Да, вовсе не плохо знать крупные города своего региона или, например, уметь правильно произнести слово "neighborhood", и тому подобные вещи, но запоминание фактов и операций не вдохновляет детей заниматься после этого самообразованием, что является ключом к хорошим знаниям. Вместо этого OLPC призван выявить способ научить детей учиться, и в этом и состоит суть эксперимента.

Вместо того, чтобы раздать компьютеры (а в данном случае это планшеты Motorola Zoom с зарядными устройствами на солнечных батареях, с предустановленным специальным ПО) детям в школах, в рамках OLPC было принято решение попробовать нечто совершенно иное: несколько упаковок с планшетами были доставлены в две деревни в Эфиопии, будучи запакованы скотчем, без каких бы то ни было инструкций. Нечто вроде: "эй, детишки, вот коробки, если хотите, можете их открыть, пока!"

Чтобы дать вам общее представление об этих эфиопских деревнях, местные дети (как и большинство взрослых) никогда не видели письменных слов. Никаких книг, никаких газет, никаких дорожных указателей, никаких этикеток на упаковках с едой и инструментами. Ни-че-го. И в этом плане эти деревни не уникальны; таких как эти, где распространение письменности стремится к нулю, в Африке много... Логично предположить, что если вы собираетесь раздавать современные планшеты в таких условиях, стоит иметь кого-то, кто сможет показать местному населению, как с ними обращаться?

Но OLPC на этот раз проходил иначе. Они просто оставили там упаковки, запечатанные, в которых было по одному планшету на ребенка в каждой из деревень (всего около тысячи штук), в которых была предустановлена кастомная англо-язычная операционная система и SD-карты с трекинговым ПО, чтобы оценить использование планшетов. Вот, как было дело, по данным основателя OLPC Николаса Негропонте (Nicholas Negroponte), озвученным на конференции EmTech в рамках MIT Technology Review, проходившей на прошлой неделе:

"Мы оставили упаковки в деревне. Запечатанные. Замотанные скотчем. Без инструкций, без сопровождения. Я полагал, что дети будут играть с самими упаковками! В течение четырех минут один мальчик не только открыл упаковку, но нашел кнопку вкл/выкл. Он никогда в жизни не видел включаетелей. Он включил планшет. Через пять дней использование планшетов составило 47 приложений на ребенка в день. Через две недели они уже  по всей деревне распевали алфавитные песенки [по-английски]. А через пять месяцев они взломали Android. Какой-то идиот в нашей организации или в Media Lab отключил камеры! И они смогли разобраться, что в устройстве есть камера и [чтобы ее активировать - прим.пер.] взломали Android."

Этот эксперимент начался ранее в этом году, и основной целью, поставленной перед OLPC, было выяснить, смогут ли дети сами научиться читать и писать по-английски. В мире насчитывается около 100 000 000 детей, которые не попадают даже в первый класс школы, просто потому, что там, где они живут, не только нет школ, но и очень мало обученных грамоте взрослых, и если окажется, что с расходами только на планшет эти дети могут научить сами себя, это окажет громадную пользу распространению образования. И это касается не только детей, так как предыдущие исследования в рамках OLPC показали, что дети при помощи своих компьютеров также учат чтению и письму своих родителей, что просто невероятно и удивительно.

Если все это напоминает вам ни больше, не меньше, а определенную научно-фантастическую книгу одного из популярных авторов, то это вовсе не совпадение: букварь девочки Нелл в романе американского писателя-фантаста Нила Стивенсона "Алмазный Век" явился прямым вдохновителем образовательной программы для OLPC, которая названа именем главной героини - Nell. Вот небольшой пример того, как Nell применяет развивающееся, персонализированное повествование, помогая детям учиться учиться, и не вдалбливая в их головы стандартизированные уроки и традиционные образовательные практики:
В милях от ближайшей школы маленькая эфиопская девочка по имени Рахель включает свой новый планшетный компьютер. Машина, питаемая солнечными батареями, говорит: "Здравствуй! Хочешь, я расскажу тебе сказку?"

Она кивает и слушает историю про принцессу. Позднее, когда девочка еще немного научится, она расскажет машине, что принцессу зовут "Рахель", как и ее саму, и что ей нравится голубая одежда - но пока зеленая книга рисует для нее безымянную принцессу и просит повторить контуры на экране. "Б означает Бежать. Сможешь нарисовать Б?" Когда она рисует Б, принцесса оживает и пробегает от края к краю экрана. "Бежать начинается с Б. Бегемотик Б бежит через Большое Болото. У Бегемотика есть собачка по кличке Болонка." Болонка гавкает: "Бафф! Бафф!" Принцесса спрашивает: "Сможешь найти что-нибудь бирюзовое?" и Рахель фотографирует встроенной камерой ягодку на кусте рядом. "Отлично! Здесь есть немного бирюзового. Сможешь найти что-нибудь большое и бирюзовое?"
[в оригинале игра строится вокруг буквы R и приводятся другие слова на эту букву, потому в переводе может выглядеть менее органично и менее логично... - прим. пер.]

По мере роста Рахель книга просит ее нарисовать не просто буквы, но целые слова. Реплики книги пишутся на экране по мере того, как они произносятся, а потому уже не обязательно постоянно держать звук включенным. Вскоре Рахель уже умеет писать в своей особенной книге целые предложения, а иногда принцесса на них даже отвечает. Новые сказки учат ее музыке (она открывает проход в подземелье сыграв несложный мотив) и блочному программированию (принцесса Рахель помогает не слишком сообразительной черепахе рисовать различные фигуры).

Рахель пишет о принцессе свои собственные сказки, которыми она делится с друзьями. Книга говорит ей, что она очень хороша в музыке, а уроки начинают подталкивать ее к написанию собственной простенькой песенки о том, чему она учится. Еще позже Рахель узнает, что язык блоков, на которым она разговаривала с черепахой применяется также в написании всех приложений, которые выполняются в ее чудо-книге. Рахель при помощи блоков пишет своего рода ритмичную игру. Ее младший брат только что получил свою собственную зеленую книгу, и и Рахель пишет для него сказку на основе своей ритмичной игры, чтобы помочь ему научиться считать.

Больше о программе Nell можно прочитать в этом отчете, ну а если вы еще не читали Алмазный век, рекомендуем прочитать и его тоже.

необычное, наука, исследования

Previous post Next post
Up