«Интернет - территория свободы» или неограниченная безответственность

Oct 27, 2011 04:38

Бытует мнение, что интернет - это единственное место, где человек может чувствовать себя неограниченно свободным. Отчасти это утверждение соответствует действительности, т.к. в границах государства российского свободная для выражения мыслей и мнений территория с появлением интернета нечувственно расширилась с границ кухни до бесконечности всемирной паутины. Это прекрасно и вдохновляет. Некоторых это вдохновляет аж на революции. Правда, не в нашей стране.
Но сейчас речь немного о другом. Речь о том, что упомянутая интернет свобода странным образом воплотила в себе популярную отечественную оценку взаимоотношений государства и общества и внутри самого общества, когда строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Сразу укажу, что за всё, о чем будет написано далее, я готов ответить на любом уровне. За каждое свое утверждение. Если кто-то пожелает опровергнуть меня, то я с радостью встречусь с ним в суде и пообщаюсь с документами в руках.
            Интернет ворвался во все сферы нашей жизни. Те, кто имеет к нему доступ, черпают из сети все, о чем только можно пожелать. Информацию, эмоции, радость, горе, знания, друзей, врагов и… товары.
            Товары. Торговля через интернет - это будущее торговли. В развитых цивилизованных странах люди без опасений покупают через интернет все. Можно прожить жизнь не выходя из дома. Главное, чтобы был подключенный к сети компьютер. Не желая отставать от цивилизации, наша отечественная торговля усердно осваивает интернет. У нас тоже можно купить всё или почти всё. Даже то, что купить нельзя, всё равно покупают. Это прекрасный, обширный и уже достаточно развитой рынок. Не удивительно, что вполне разумные люди, имеющие достаточно средств, осваивают этот рынок себе во благо и в обогащение. На первых порах - вполне успешно.
            Но у интернета - свои законы. Это не просто живой организм. Это организм, который подвержен бесчисленным и бесконечным мутациям. Приспособленчеству. Там, где общество с младых ногтей обучено тому, что закон - это основа всего, основа благополучия государства и общества вплоть до последнего человека, там все и развивается в соответствующем этому постулату ключе. А у нас, где за жизненную основу взаимоотношений принят приведенный вначале статьи постулат - всё происходит несколько иначе.
             Трудно сосчитать количество жалоб, судебных исков, скандалов, которые связаны с недобросовестностью продавцов в интернете. Люди часто боятся покупать через интернет то, что им необходимо и идут в обычный магазин (хотя это тоже далеко не панацея). Интернет торговля и обман - часто становятся почти синонимами. Здесь трудно возражать. Действительно, это нередко соответствует реальности. И, как обычно это происходит, мнение распространяется с отдельных представителей торгующей братии на всех без исключения. Тем более, что для этого есть благодатная основа, прочно закрепленная в генофонде нации. Торгаш - значит жулик.
            Самое печальное, что нашлись «добрые люди», которые сумели поставить себе на службу это инстинктивное недоверие общества к торговле. В интернете - это ООО «Яндекс», точнее его сервис, именуемый Яндекс.Маркет.
            Яндекс.Маркет является одной из самых популярных торговых площадок в интернете. На сегодняшний день на нем зарегистрировано 5689 (пять тысяч шестьсот восемьдесят девять) магазинов. Интересно, что только 4 дня назад их было на 15 меньше. Растет благосостояние… гхм… вопрос только - чье? И вот этот самый Яндекс.Маркет, совершенно добровольно и, не побоюсь этого слова, безвозмездно, взвалил на свои плечи непосильную задачу - довести до сведения пользователей и покупателей, т.е. вас, уважаемые читатели, какой же из его клиентов является достойным вашего доверия.
            Механизм выбран простой. Во-первых, каждому из вас предоставлено право написать о магазине, в котором вы что-то покупали, собирались покупать или просто он вам попался на глаза в трудную минуту, всё, что вы сочтете нужным сообщить товарищам по проблеме выбора. Правда, вы можете это сделать только став зарегистрированным пользователем Яндекса. Как говорится - большие возможности - большая ответственность. Не торопитесь с реализацией своих побуждений. Прочитайте то, с чем вы соглашаетесь, т.е. «Пользовательское соглашение». Вас «приятно» удивит, что перечень того, что вы делать не вправе составляет аж 11 пунктов. В то же время не сможет не «обрадовать» вас тот факт, что согласно разделу 9 «Соглашения» Яндекс не отвечает вообще ни за что. И ничего не гарантирует. Ибо раздел так и называется «Отсутствие гарантий, ограничение ответственности». Что бы с вами не сотворили посредством сервисов Яндекса - это ваши личные проблемы. Яндекс в лучшем случае «отстегнет» вам 10 тысяч рублей, если вы умудритесь доказать, что он тут «при делах». Впрочем, не стоит на это рассчитывать. Эпитафия Яндекса к любой вашей претензии будет звучать приблизительно следующим образом: «Яндекс считает, что исполняет обязательства надлежащим образом». Дискуссия окончена.
Есть нюанс. Статья 400 Гражданского Кодекса РФ прямо признает ничтожным любое соглашение об ограничении ответственности, заключенное с физическим лицом, если оно было заключено ДО НАСТУПЛЕНИЯ обстоятельств, влекущих ответственность. Но мы же с вами понимаем… Где мы, а где Яндекс? Правда?
Идем дальше. Вы наплевали на то, что перед вами никто (в смысле Яндекс) ни за что не отвечает, зарегистрировались и оставили свои добрые слова в отзыве для понравившегося вам магазина. Или не добрые. Тут уж как повезет. Вы думаете их опубликуют? Если написали вы плохое и не очень часто пользуетесь интернетом (главное, не имеете своего интернет ресурса) - почти наверняка. Если хорошее - то далеко, далеко не обязательно. Это Яндекс.Маркет будет решать, достоин ли магазин вашего отзыва и благодарности или нет. А ваш номер… понятно, да? Объяснений вам не дадут. Даже не рассчитывайте. Получите текст, в котором указано, что ваш отзыв признан спамом (хе-хе, наверное, тот, кто писал сей текст не в курсе словарного определения спама) и отклонен. Опять же, без дискуссии.
            Вот так сформируется мнение потребителя об интернет магазине. Вы его увидите в виде звездочек. Яндекс.Маркет услужливо подскажет вам, что это есть рейтинг (!) магазина, и что «Рейтинг магазина - величина, которая показывает уровень качества обслуживания магазина. Она рассчитывается на основании данных от пользователей (оценок и отзывов пользователей за последние 3 месяца) и данных службы качества Яндекс.Маркета».
            Заметили интересное дополнение? Ваше мнение, как пользователя - не единственно возможное. Яндекс.Маркет (разумеется, исключительно для вашего блага) содержит целую службу, которая неустанно скоблит магазины, на предмет выявления в них червоточины. И, открою секрет, всегда находит. В точном соответствии с пословицей о том, что происходит с тем, кто ищет. Вам интересны червоточины магазинов? Яндекс.Маркет их описывает. В разделе «проблемы при покупке в интернет магазине». Но это ВАШИ проблемы. Яндекс.Маркет ищет и находит другие.
            Например. Яндекс.Маркет может наказать магазин снижением рейтинга, если магазин ДЛЯ ВАС указал в рекламе срок гарантии на товар. Яндексу невдомек, что статья 10 закона «О защите прав потребителей» ОБЯЗЫВАЕТ продавца указывать именно срок гарантии. У Яндекса свои законы. Вы не найдете в рекламе на Яндекс.Маркете упоминаний о сроке гарантии. Максимум - будет указано, что есть «официальная» гарантия. Что это - известно Яндексу и Господу Богу. А может только Яндексу. В законе такого определения нет. Спросите - зачем это Яндексу? А просто все. Чтобы узнать о сроке гарантии вам НЕОБХОДИМО перейти по ссылке на сайт магазина. Там все написано. А магазин за удовлетворение вашего любопытства заплатит деньги Яндексу. Удобно, правда? Вы полюбопытствовали, Яндекс получил копеечку. А ежели магазин рискнет удовлетворить ваше любопытство превентивно, то его накажут по всей строгости. Значит - у него плохой сервис. С точки зрения Яндекса.
            И таких способов донжить деньги у магазинов Яндекс знает и использует море. Я направил в Федеральную Антимонопольную Службу заявление по факту нарушения Яндексом аж 5 статей законодательства о конкуренции и рекламе на 8 (восьми) листах. И там, в заявлении, очень сжато указаны только основные моменты. Если описывать все, то в ФАС устанут читать и выбросят эту пару десятков томов на помойку.

Возвращаясь к началу. Дорогие покупатели. Никогда, НИКОГДА не верьте, если на «Яндекс.Клетке» будет написано «муха». Там вполне может оказаться слон. Тому, что написано на Яндексе - верить очень неосторожно. И помните, что Яндекс перед вами АБСОЛЮТНО ни за что не отвечает. Он на «территории свободы».
Previous post Next post
Up