Фотографии из района Дубно. часть 4.

Oct 04, 2024 15:53


Архивные снимки 44-й пд лета 41. Много по дубненским боям. Судя по всему фотограф скорей всего служил в штабе 134-го пп, т.к много снимков командира полка, штабных офицеров, штабных КП и пр. Снимки с топонимами тоже как правило из полосы 134-го полка, как дубненские, так и более поздние. Пара снимков известны по фотоистории 44-й пд и как минимум фото с одной из пленок ранее, лет 10 тому примерно если не больше, продавались на бэе. Некоторые ранее уже встречались и хорошо известны интересующимся темой дубненских боев, а сканом одной из фотографий из своей коллекции ув. Сергей Лотарёв поделился для книжки. Но вобщем хватает всякого интересного и вроде бы ранее нигде особо не мелькавшего, или только в виде маленьких превьюшек.

Приветственная арка. Место неизвестно. Возможно это вечер 26 июня, дер. Тернки примерно в 20-22 км ю-з. Луцка, где, согласно жбд 1-го батальона 134-го пп местные жители устроили торжественную встречу австрийцам в своем, на радостях украшенном гирляндами и транспарантами кишлаке. Возможно это первые числа июля, где-то на маршруте полка от Дубно к Ровно.











Мост предположительно во Млынове. Если так, то снимки сделаны в середине дня 29.6.41. Сгоревший грузовик с обугленными телами погибших красноармейцев.

В жбд I/IR134 упоминается что возле моста было захоронение 33 солдат 111-й пд, видимо там всех в кучу собрали, и погибших в боях  и артиллеристов 5-й батареи 117-го ап, потерявшей в середине дня 28 июня как минимум восьмерых убитыми и 10-15 ранеными после попадания бомбы в фургон со снарядами. Проходивший 29 июня через Млынов 134-й пп тоже бомбили. дважды. но всего ущерба было - приведенный в негодность крупным осколком карабин 98к.







Передний из известной по почти сорока снимкам пары 26-к где-то скорей всего в окрестмостях Хорупани. Саму Хорупань передовые подразделения полка достигли в шестом часу утра 30 июня. Здесь же солнце судя по теням близко к зениту.



Вероятно эти два Т-26 были потеряны где-то между Хорупанью и Клещихой, Эльжбецином.



Где-то на марше в районе Дубно





Горящая семерка 3-го батальона 24-го тп 12-й тд где-то в окрестностях кол. Эльжбецин





Непонятно то ли это та же Бэтэшка, то ли другая, потерянная неподалеку. Похоже у неё накатник вышел из строя.



Хорошо известная пара семерок в окрестностях Эльжбецина. Возможно машины 34-го орб, ведшие разведку в северо-западном направлении, но скорее всего, как и БТ с предыдущих снимков, это машины 3-го тб 24-го тп 12-й тд.











Потеряны предположительно где-то здесь. Схема расположения подбитых танков в полосе 134-го пп составлена очень небрежно. можно только примерно предположить где могли находиться танки.



Несколько снимков местности в полосе наступления 134-го пп во второй половине дня 30 июня.







Раненый в руку пленный лейтенант



Пленные красноармейцы. 30.6 или 1.7.41



Штабной КП 134-го пп. вторая половина дня 30 июня. На втором, четвертом и пятом фото в пилотке позирует командир полка, любитель пострелять пленных красноармейцев, оберст Бойе.













Он же после боя у трофейного "максима".



Некоторые подробности вечернего боя 134-го пп содержатся в жбд 1-го батальона и докладе командира 1-й роты обер-лейтенанта Хеннинга. В книжку они не вошли, т.к. с жбд ознакомился уже после того как книгу напечатали.

Пока основные силы батальона готовились к атаке отойдя в лесок метрах в 200-300 южнее дороги Дубно-Пелча, усиленной первой роте в третьем часу пополудни удалось скрытно занять исходную позицию для наступления - небольшой перелесок на одной из возвышенностей. Поскольку наступление откладывалось, австрийцы использовали время для наблюдения за позициями красноармейцев и обнаружили несколькo станковых и ручных пулеметов, ряд стрелковых ячеек и, в глубине обороны, четыре танка. В ходе рекогносцировки было установлено, что соседняя возвышенность представляет собой идеальную позицию для наблюдения за противником и обстрела выявленных огневых точек обороняющихся. Скрытно переместив туда приданные роте средства усиления (два миномета и два станковых пулемета) а также 4 ручных пулемета и одно пто, командир роты обеспечил мощную огневую поддержку предстоящей атаки. Обнаружившие противника красноармейцы вели ружейно-пулеметный огонь по занятому основными силами роты перелеску, однако не заметили переброски огневых средств и их размещение среди нескольких построек и в густом кустарнике на вершине соседней возвышенности. Танки также изредка постреливали по исходной позиции роты, но эффективность огня оставляла желать лучшего.

Когда после получасовой артподготовки пехота первой роты поднялась в атаку, расположенные на возвышенности огневые средства в считанные минуты подавили все вскрытые наблюдением огневые точки обороняющихся. Ошеломленные артналетом и метким огнем бьющих с высоты шести пулеметов уцелевшие красноармейцы не выдержали натиска атакуюших и побежали. Недолгая заминка в продвижении возникла только на подходе к северному склону высоты 218, когда во фланг атакующим ударил замаскированный "максим", однако пулемет быстро подавили минометным огнем и в девятом часу вечера рота заняла предписанный приказом район.

Потери 1-го батальона составили 4 убитых и 26 раненых (один смертельно). Все убитые и более половины раненых - в первой роте. Вероятно такое нетипичное соотношение двухсотых и трехсотых отчасти обусловлено как раз упомянутым в жбд пулеметом. Подпустил поближе и скосил с десяток австрийцев. Вероятно большинство или всех только затрехсотил. Про упоминающийся в полковых и дивизионных документах окопанный на высотке Т-26, своим огнем также нанесший наступавшим серьезные потери, в батальонном жбд ни слова. С пулеметом его врядли могли спутать. Хотя там сам доклад построен по типу "какой замечательный командир 1-й роты и как он хорошо организовал наступление". А то что рота при этом потеряла порядка 15-20 % задействованного в наступлении л/с то такое.. недостойное для заострения внимания))

Что-то очень похожее на СПАМ, где-то между Кривухой и Александровкой. По крайней мере в документах 134-го пп и 44-й пд нигде не встречаются упоминания о единовременном уничтожении четырех танков. Вероятно неисправные машины, захваченные немцами вечером 30 или во время капитальной зачистки местности днем 1 июля. Одна из 26-к судя по ТЗ 67-го тп. Принадлежность остальных неизвестна.





Судя по схеме предположительно могли находиться где-то здесь



Предположительно могилы австрийцев из 3-й роты 46-го батальона пто. Вероятно один из них - командир роты оберлейтенант Критцлер. Место захоронения в базе данных указывается по разному , до кол. Эльжбецин (зачастую зачеркнуто и исправлено) окрестности Александровки. Дата гибели в основном 30.6. (хотя в дивизионном гешихте упоминаются в контексте событий 1 июля). Обстоятельства гибели тоже неизвестны. Т.е. была какая-то танковая контратака в которой 3-й роте досталось, вероятно вечером 30.6 (но может и 1.7) но подробностей никаких. ни по месту, ни по дате, ни по обстоятельствам. Вероятно там случилось что-то не вписывающееся в общий победно-парадный тон донесений и решили об этом "что-то" не упоминать. Tочно так же не упоминаются обстоятельства гибели саперов утром 1 июля в окрестностях Александровки.



Также в районе севернее Александровки вечером 30 июня потеряла одного убитым и несколько человек ранеными 13-я (артиллерийская) рота 134-го пп. Судя по жбд 1-го батальона 134-го пп, потери 13-й роты были вызваны огнем одиночного Т-34, обстреливавшего огневые позиции приданных батальону легких пехотных орудий и взвода станковых пулеметов. 3,7-см пушки приданной батальону батареи 14-й роты не смогли пробить броню 34-ки, однако им удалось повредить танк, после чего он вышел из боя. Связаны ли эти два эпизода - неизвестно. В жбд батальона только лаконичное "обстрел причинил потери".

На этом пока всё. остальные снимки выложу на днях как время будет.

44пд, 34тд, дубно

Previous post Next post
Up