Утагава Тоёкуни - комбинаторика по-японски

Mar 25, 2019 18:33

Знаменитый барочный художник Арчимбольдо (17в.) составлял портреты реальных людей, а также аллегорических персонажей, из овощей и злаков и т.п..
Художник-график Утагава Тоёкуни, живший в к.18-нач.19вв. "собирает" портреты из человеческих тел. Конечно, у него задачи и возможности значительно скромнее, чем у Арчимбольдо. Разница ещё и в том, что у Арчимбольдо портреты пафосные, так сказать, "избыточные" в эмоциональном изобилии фантазии, здесь же никакого пафоса, какая-то унылая будничность.
К тому же, на мой вкус, есть что-то безумное в такой комбинаторике. Что-то жуткое в том, как спокойно Утагава превращает чью-то спину и задницу в нос, а ноги - в пальцы на руке. Здесь какая-то несовместимость с традиционным европейским антропцентризмом, и истоки специфики японских "ужастиков" - кошмары у них маскируются под обыденность,. У европейцев и американцев - только в конце 20го появляется будничный Ганнибал Лектор, промежду прочим занимающийся эстетствующим каннибализмом.
Ну и, что также весьма специфично: у этого японца чисто кинематографический взгляд на натуру: человеконатюрморты Арчимбольдо не развалятся, если б вздумалось их покрутить - они сохранят свой человекоподобный объём в любом ракурсе. Но посмотрите, что делает Утагава: он учитывает плоскость, двумерность своей картинки и наше восприятие в соответствующем ракурсе. Например, поверни лицо персонажа слева - всё распадётся, т.к. его губы - это торчащие в ракурсе ступни. Т.е. японец играет с совершенной условностью, иллюзорностью нашего восприятия, Выстраивая картинку, как кинокадр. По той же причине уже помянутый персонаж подставляет пальчик под лотос - вероятно, стилизованную подпись художника, - хотя это всего лишь часть надписи на листе. Граница между мирами свободно проницаема, потому что её для автора нет.



изобразительное искусство, Утагава Тоёкуни, графика, Арчимбольдо, интересно, японская графика

Previous post Next post
Up