Dec 31, 2013 00:12
Продолжение
О мощах свт. Иоасафа Белгородского, свт. патриарха Тихона
Далее случилось совсем непредвиденное: мощи якобы св. Серафима Саровского еще не добрались до Дивеева, но почивали в Богоявленском Елоховском соборе в Москве, как в петербургском Казанском соборе 28 февраля 1991 года произошла действительно нежданная находка еще одних мощей, которые были откопаны в засыпке чердачных перекрытий. В данном случае гласности было больше: все имеющиеся материалы подробно воспроизвели в выпуске «Курских епархиальных ведомостей»18. Следует отметить, что все участники истории этого обретения никак не высказывали своих мнений или предположений, кому же принадлежат данные мощи. Именовались они «неизвестными мощами» в резолюции Ленинградского митрополита, назначившего комиссию для их идентификации. Комиссия состояла из влиятельных церковных деятелей Ленинградской митрополии, вряд ли склонных, однако, к серьезному церковно-археологическому исследованию проблемы. И времени на такое исследование не было, так как изначально предполагался «заданный» результат. Вскоре, в марте 1991 года, после перенесения неизвестных мощей из музея в Спасо-Преображенский собор (известный староста которого входил в комиссию) к делу были подключены клирики Курско-Белгородской епархии, и исследуемые останки были однозначно и непререкаемо наречены мощами святителя Иоасафа Белгородского, которые действительно некогда хранились в антирелигиозном музее в Казанском соборе.
Обращались, правда, и к судебным медикам. Так в одном интервью начальник судебно-медицинской экспертизы при мэрии С.-Петербурга В. Андреев рассказывал: «Вспоминается случай, когда на отделение лучевой диагностики обратились представители Русской православной церкви с просьбой подтвердить, что обнаруженные ими мощи принадлежат Иосифу Богородскому (так в тексте здесь и далее - А.Н.). Причем для исследования святые отцы предоставили мумифицированный труп, не сообщив о преподобном Иосифе никакой дополнительной информации. И все же экспертам удалось не только установить, что мощи принадлежат мужчине 49 лет, умершему от инфаркта, но даже сделать портрет старца. К радости церковников сходство с Иосифом Богородским оказалось поразительным»19.
Впрочем, в Курско-Белгородской епархии все же была проведена и некоторая историческая исследовательская работа. Однако акта освидетельствования мощей святителя Иоасафа при его прославлении в 1911 году обнаружено так и не было. Но была придана гласности скандальная история послереволюционного вскрытия раки святителя20 и обнародован акт освидетельствования мощей в 1920 году, составленный при их «ликвидации изъятием». Параллельные места актов внешнего осмотра святителя Иоасафа 1920 года и неизвестных мощей 1991 г. были также опубликованы, но из этих документов как раз-таки и явствует, что совпадающих деталей, свидетельствующих о точной идентификации, вовсе не достаточно… Видимо, благочестивые соображения высшей церковной политики в вопросе нового прославления столь почитаемого на юге России угодника Божия возобладали над стремлением к установлению истины Божией. И новые помпезные церемонии 1991 года в С.-Петербурге, Москве, Курске и Белгороде должны были зримо утвердить пошатнувшийся авторитет Московской патриархии…
Вдумчивому же православному читателю предлагается самому сделать вывод: является ли новая поспешно-торжественная «мощнейшая эпопея» в духе сергианской традиции очередного «спасения церкви» истинным ублажением и величанием святых, просиявших в Российской земле и нетленным сохранением своих останков особо почтенных Господом; или же изощренным продолжением извержения святынь, облеченное уже не в воровское рубище 1920-х годов, но в ложную царскую препряду современных лукавых дней…
Для автора этот вывод однозначен, поэтому и иные значительные обретения мощей Московской патриархии в последнее время невольно подпадают сомнению. Так, совершенно тихо и почти незаметно прошло событие открытия мощей свт. Тихона, патриарха Московского, Исповедника. Кроме нескольких кратких и безграмотных заметок в газетах и взволнованно-эмоционального повествования иеромонаха Тихона (Шевкунова)21 более ничего не сообщалось. Мы не сомневаемся в искренности благоговейного рассказа о. Тихона, одного из очень немногих лиц, допущенных к вскрытию патриаршей могилы в старом соборе Донского монастыря: действительно, склепы древних храмов хранят немало тайн, подчас неожиданно раскрываемых при реставрациях и ремонтах; уточняются и даже опровергаются, порой, местонахождения почитаемых гробниц22. Так что некое захоронение, позволяющее предполагать потаенную могилу святителя Тихона, вероятно, и обнаружили в праздник Сретения Господня 1992 г. в малом Донском соборе. Но, в свою очередь, не мог безосновательно в 1948 году публично заявлять об отсутствии в склепе останков первого послереволюционного патриарха тогдашний, наиболее осведомленный «князь» сергианской иерархии, митрополит Николай (Ярушевич). Возможно, он и распорядился прежде отдать известное погребальное облачение Святейшего своему другу, обновленческому митрополиту Александру Введенскому… Без исторического осмысления и разъяснения в свете новых, могущих быть обнаруженными данных и иных различных сомнений, говорить определенно об идентификации захоронения в прикровенном склепе старого собора, на наш взгляд, несколько преждевременно…
Позволим себе некоторый прогноз: кто же будет следующим святым угодником, мощи которого произвольно всплывут из небытия, будет ли то согласоваться с историческим путем самих подлинных честных останков? Да уже, наверное, не обойдется никак без использования в этой связи имени светильника Русской святости последних времен, свт. праведного Иоанна Кронштадского. О таинственной могиле, замурованной с 1926 года большевиками в подземной часовне во имя Свт. Пророка Илии и Св. Преп. Царицы Феодоры бывшего Иоанно-Рыльского женского монастыря на Карповке в С.-Петербурге ходит немало преданий. По одним легендарным сведениям, поведанным недавно скончавшейся монахиней Иулианией, предпринятая в 1932 году попытка разорения его могилы была пресечена объявшими все вокруг языками пламени23. По другой, подкрепленной опубликованными документами версии родственниками о. Иоанна - Орнатскими, после закрытия монастыря в 1923 году, готовилось официальное перезахоронение почитаемых останков Всероссийского пастыря сперва на Смоленское, а затем на Богословское кладбище С.-Петербурга24. Было ли это исполнено - остается загадкой… Но вероятнее всего, что не ошиблась стойкая народная молва, утверждающая, что его мощи, равно как и честные останки свт. патриарха Тихона в Москве, были тайно извлечены и сожжены. Ибо в обстановке государственной политики разорение могил всех сколько-нибудь значимых людей старой России именно так обходились советские «борцы с мракобесием» со всем тем, что обреталось в гробницах и не представляло для них никакой материальной ценности. Вряд ли это все и документировалось: когда же преступники сами на себя составляли обвинительные акты?
А в пользу предположения, что очередное «обретение мощей» может в потребный церковно-политический момент произойти вдруг в возрожденном МП монастыре на Карповке, свидетельствует существующий поныне запрет московских церковных властей на исследование благоговейно почитаемого места погребения свт. прав. Иоанна Кронштадского. Об этом запрете говорила монахиня Александра во время беседы с еп. Варнавой (Прокофьевым), бывш. Каннским (РПЦЗ), неофициально посетившим монастырь на Карповке в январе 1992 года…
(В окончании - об останках Царственных Мучеников)
1 Слово «О Страшном Суде и современных событиях» // Антоний (Храповицкий), митр. Письма. Джорданвилл, Н.Й., 1988. С. 36.
2 Там же. С. 37.
3 Иезек., XXXVII, 1-14.
4 Из Слова Святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея Руси, Исповедника 26 июля 1918 года // Свт. Тихон, патр. Послания. «Просветитель», 1990. С. 19.
5 «Революция и церковь». 1919, № 1-2.
6 Там же. 1920, № 9-12.
7 Там же. С. 74-81; О святых мощах. М., 1961. С. 57-67.
8 «Революция и церковь», 1920, № 6-9.
9 Степанов И. Смертны ли вечно живые? Газета «Час пик», 1990, № 1. (Отметим, что это публикуется весной, по прошествии немногим более полугода мощи двоих из упомянутых угодников, словно по заказу, найдутся).
10 Титлинов Б. Церковь во время революции. Пг., 1924. С. 179.
11 4/17 февраля 1919 года Святейшим Патриархом был издан Указ епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну отношения к св. мощам; также и 20 марта/2 апреля 1919 года Святейший Патриарх писал в обращении к председателю Совнаркома Ленину: «Вскрытие мощей нас обязывает встать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человеком…»
12 Процесс в Верховном трибунале по делу бывшего обер-прокурора Святейшего синода А.Д. Самарина, Н.Д. Кузнецова и др. членов Всероссийского Совета приходов в связи в кровопролитием при вскрытии мощей св. Саввы Сторожевского в Звенигороде; процесс «Виленских угодников» летом 1920 г. о подложном акте вскрытия мощей; осуждение тогда же архиепископа Ростовского Иосифа (Петровых) в связи с призывом против вскрытия мощей ростовских чудотворцев и др. случаи.
13 Фуров В. Отчет заместителя председателя Совета по делам религий членам ЦК КПСС // Настоящий лик Московской Патриархии. Н.Й. - Монреаль, 1991. С. 7.
14 Слова патриаршего послания от 7 февраля 1991 г.
15 Опубликовано в малотиражной газете Братства св. Царя-Мученика Николая в Москве «Царь-колокол», 1990, № 3. С. 53-54; в примечаниях к Синодику в газете «Славянский вестник», 1990, № 5. С. 7.
16 Владыка Лазарь отвечает на вопросы редакции. «Православная Русь», 1991, № 22. С. 6.
17 Там же. К сожалению, вероятно, из-за недостатка информации определенная часть духовенства РПЦЗ поддалась завораживающей красоте истории о новом прославлении мощей св. Серафима. Так, роскошно изданный Комитетом русской молодежи заграницей под председательством Иллариона, епископа Манхеттенского календарь с иллюстрациями к страницам октября и ноября будто бы и не оставляют и не оставляют никаких сомнений в истории с мощами 1990-1991 гг. Дать ответ на многочисленные вопросы в этой связи мы и надеемся настоящей частью наших заметок.
18 С молитвою к Святителю Иоасафу. «Курские епархиальные ведомости», 1991, сент., спец. вып. С. 3-6.
19 Шумский В. По ту сторону реки забвения. «Невское время», 1993, № 84. Некоторые комментарии: во-первых, сомнительна с духовно-нравственной точки самая возможность подобных экспертиз св. мощей бестрепетными безбожниками, даже не умеющими правильно поименовать исследуемые останки; во-вторых, слишком уж точен результат определения возраста, совпадающая с возрастом свт. Иоасафа, обычно в экспертных заключениях, да еще и об останках более чем двухвековой давности, говорится о приблизительном возрасте; в-третьих, определения портрета и на основе того суждения «похож - непохож», носит весьма субъективный характер. Следовательно, ясно, что судебно-медицинская экспертиза лишь завизировала заданный результат.
20 Стрелков А. Документы свидетельствуют. «Курские епархиальные ведомости», 1991, сент., спец. вып. С. 2.
21 Тихон (Шевкунов), иером. Хроника обретения мощей Святителя Тихона. «Православный вестник», 1993, № 62/63. С. 26-31. Перепечатано и зарубежными церковными изданиями.
22 Примером аргументации, уточняющей места захоронений некоторых Новгородских святителей, может служить следующий капитальный труд: Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988.
К сожалению, эта книга пока что не нашла отклика со стороны церковных деятелей, тогда как исследование в то ли переданном МП, то ли просто используемом ею на условиях «кондоминиума» с безбожниками Софийском соборе определенно затруднилось…
23 Уточнение в одной из анонимных записок к докладу А.А. Алексеева на вечере памяти 80-летия преставления протоиерея Иоанна Ильича Сергиева в Ленинградских духовных школах 2 января 1989 г.
24 Васильева О., Кнышевский П. Тайна захоронения Иоанна Кронштадского. «Литературная Россия», 1991, № 17. С. 23.