Епископ ВАЛЕНТИН
Часть 4
Почему хиротонию архимандрита Валентина Синод практически скрыл от еп. Лазаря, а затем попытался уравнять их права в России? Объяснений можно привести множество, но что конкретно смоделировало такую ситуацию, уже не узнать, разве что как-то представить общую картину происходящего. Еп. Валентин был не только первым, кто порвал с МП и пришел в РПЦЗ, он представлял древнейший русский Суздаль. Какое русское сердце не дрогнет при этом имени! Помню восторги наших гостей - русских эмигрантов, получивших возможность открыто помолиться в древнем Суздале! В восторге были и многие иерархи РПЦЗ.
К тому же еп. Валентин был достаточно молодым (51 год), образованным, энергичным, предприимчивым, он только что выдержал нападки от МП, вышел победителем, за ним были старинный суздальский храм, многочисленная паства и, кроме того, катакомбные христиане. В биографии еп. Валентина (
http://www.rpac.ru/article/18/) упоминались известные имена, к примеру, дальневосточного митр. Нестора (Анисимова), митр. Антония (Храповицкого), он достаточно быстро набирал карьерный рост в МП. И в общем, это была история человека успешного в своей прежней церковной организации, если бы не упоминаемые невнятно гонения, которые никто из официальных биографов еп. Валентина никак не разъясняет.
В нашем архиве имеется одна биография, которая была подготовлена для Суздальской городской избирательной комиссии (16 января 1990 г.), в ней перечислен ряд наград, полученных еп. Валентином за годы служения в МП. Вряд ли они упоминались в биографии, представленной в зарубежный Синод. Оригинал весьма нечеткий, но он будет приведен ниже, а часть его со списком наград необходимо воспроизвести здесь:
«В 1977 г. - награжден святейшим Патриархом Пименом орденом Св. Кн. Владимира III степени. За годы службы в Суздале был награжден орденом преподобного Сергия III степени и II степени, имеет награды зарубежных патриархатов (около двадцати), ордена, медали. За участие в миротворческой деятельности награжден Почетной грамотой Владимирского областного комитета защиты мира, Почетной грамотой правления Советского Фонда мира и шестью почетными медалями Фонда мира, одна из них золотая…В 1988 г. удостоен ношения второго креста…»
Удивляет только одно, почему к 1990 году, на момент перехода в РПЦЗ, он еще не епископ. Возможно, что виной тому были «голубые» скандалы и связанные с ними судебные процессы, но они, по словам близко знавших архим. Валентина, были инспирированы его недоброжелателями. Однако, в советские времена сам факт таких обвинений мог стать основанием к недоверию. Но у архимандрита были не только враги, куда больше было покровителей. В 1977 г., когда им была получена высокая награда из рук Святейшего, он был кандидатом в епископы. Уполномоченный совета по Горьковской области Юров обращался с письмом к председателю Совета по делам религий В.А. Куроедову: «В связи со смертью управляющего Горьковской епархией архиепископа Флавиана (Дмитрюк) прошу Вас рассмотреть вопрос о назначении управляющим епархией настоятеля церкви города Суздаля Владимирской области архимандрита Валентина (Русанцова)…» Почему не случилось хиротонии, не известно, хотя Куроедов кандидатуру поддержал. В 1987 г. на архимандрита Валентина опять «было воздвигнуто гонение» (?), а в 1988 г. он удостаивается ношения второго креста…
В общем, на гонимого еп. Валентин так уж сильно походил. Но в 1990 г. в ответ на требование правящего епископа переехать на служение в другое место «совершился выход суздальских верующих из Московской патриархии. Они были приняты под омофор Русской Зарубежной Церкви». Подробнее это выглядело так: «Поводом стал конфликт настоятеля храма архим. Валентина (Русанцова), прослужившего в Суздале к тому моменту 17 лет, с новым правящим архиереем Владимирской епархии МП, архиеп. Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком)», - пишет известный знаток истории суздальской епархии Александр Солдатов. «Архиепископ решил перевести архим. Валентина в новый храм в городе Покрове (Владимирской обл.). Мотив этого решения не до конца понятен: обе стороны так или иначе ссылаются на “психологическую несовместимость”. Архим. Валентин (Русанцов) при этом добавляет, что отказывался писать отчеты архиепископу о своих контактах с иностранцами. Суздальские прихожане решительно отказались пускать в храм новых священников, назначенных архиепископом. Неоднократно ездили они “просить за своего батюшку” во Владимирское епархиальное управление, в течение нескольких месяцев пикетировали здание МП в Чистом переулке в Москве. В конце концов, они убедили архим. Валентина вернуться в Суздаль, что было возможно только при условии перехода в другую церковную юрисдикцию. Идея возвращения РПЦЗ на родину тогда, в начале 1990 г., что называется, витала в воздухе. Архим. Валентин с единодушно поддержавшим его клиром и несколькими сотнями мирян составили прошение в Архиерейский Синод РПЦЗ о приеме их прихода под “зарубежный” омофор. Главной причиной своего решения присоединиться к РПЦЗ авторы прошения называют то, что руководство МП отняло у них “духовного отца, настоятеля нашего храма, и с ним - все суздальское духовенство”».
Вот такая трогательная история, в которой прихожане «своей любовью» к батюшке «перевели» его из Московской патриархии в Зарубежную церковь. И ни слова о духовных разногласиях, о каноническом обосновании столь серьезного шага. Мало того, не сам архимандрит решился на этот шаг, а волею паствы.
Но на чем-то должна была взрасти до столь трагических размеров и упомянутая выше “психологическую несовместимость”. Это можно предположить из характера деятельности архим. Валентина уже в качестве епископа РПЦЗ. Почти сразу стало ясно, что считаться он ни с кем не намерен. В том и числе, с правящим епископом Лазарем. Его совершенно не смущало, что из трех епископов он младший по хиротонии, которая совершилась 10 февраля 1991 г.; еп. Вениамин (Русаленко) возведен 28 ноября 1990 г.; архиепископ Лазарь - в 1982 г., т.е., еп. Валентин не более, чем второй викарный. И хотя многие его самостоятельные действия вполне можно было объяснить почти равными полномочиями с правящим епископом, отсутствием епархиальных границ, все-таки уместно было бы ожидать от него мирного устройства будущей церковной жизни, а не откровенной борьбы за первенство и нескрываемого желания во что бы то ни стало возглавить будущую церковную структуру. Видимо, этот напористый характер архим. Валентина послужил причиной «психологической несовместимости» и с епископом МП. Об этом косвенно свидетельствуют два документа вкупе с биографией периода выдвижения архим. Валентина в народные депутаты, тем более, что события происходили за три с небольшим месяца до перехода общины и архимандрита в РПЦЗ.
(См. далее)