Летом прошлого года удалось краткосрочно посетить подмосковный город Климовск, а точнее - попасть на полигон ЦНИИТОЧМАШ. Эта, широко известная среди интересующихся оружейной тематикой масс организация занимается научными исследованиями, разработками и испытаниями в области создания стрелкового оружия, боеприпасов и боевой экипировки. Кроме того, институт разрабатывает и производит комплексы средств защиты от высокоточного оружия и разрабатывает системы наведения такого оружия. Ещё одно важное направление в работе института - оценка эффективности применения систем вооружения в ходе боевых действий.
Прежде чем любой комплекс вооружения будет создан, в Климовске производится оценка целесообразности его применения и потенциальной эффективности, это этап, предшествующий самым первым НИР. В части производства ЦНИИТОЧМАШ производит специальное стрелковое оружие и боеприпасы к нему и выступает поставщиком комплектов боевой экипировки в войска. А ещё ЦНИИТОЧМАШ - одна из немногих организаций, где есть практическая возможность познакомиться и пострелять именно из боевого оружия, в том числе и из самого современного. И я такой возможностью воспользовался.
В силу ограничений LJ на размер публикации, она разделена на две части. В первой части будет много текста, а во второй много фотографий. Со второй частью всем желающим можно
ознакомиться по этой ссылке.
Генеральный директор АО «ЦНИИТОЧМАШ» Дмитрий Семизоров рассказывает о работе института.
Андрей Союстов
u_96 в процессе интервьюирования директора ЦНИИТОЧМАШ. С полным текстом интервью Дмитрия Семизорова можно ознакомиться
по ссылке.
Встреча началась с небольшой вводной оружейно-исторической лекции. Понятно, что все участники заезда стремились побыстрее добраться до столов с образцами оружия и приступить к практическому познанию, но перед тем удалось получить и некоторые теоретические сведения. В частности, разузнать о том, что же происходит в стенах испытательного комплекса института.
При разработке систем вооружения и до внедрения их в серийное производство системы подвергаются разнообразным испытаниям в ЦНИИТОЧМАШ. Тут в дело вступает экспериментально-исследовательская база - совокупность подразделений, входящих в научно-исследовательское отделение №6. Ниже речь пойдёт об испытаниях и экспериментальных исследованиях, проводимых в наши дни в подмосковном Климовске. О некоторых аспектах работы испытателей оружия и вооружения рассказал Сергей Карасёв, руководитель направления полигонных испытаний и заместитель начальника отделения испытаний и экспериментальных исследований ЦНИИТОЧМАШ.
Сергей Карасёв проводит мини-экскурсию для участников заезда.
Задачи отделения №6:
- экспериментальное сопровождение НИР и ОКР, исследование опытных образцов изделий перед переводом в серию.
- оценка качества серийных и модернизированных образцов оружия. Российское оружие традиционно надёжно по той причине, что постоянно и довольно жёстко испытывается, как на этапе опытной отработки, так и в процессе серийного производства. В рамках т.н. «типовых» и «периодических» испытаний. В случае модернизации оружия или внесения изменения в его конструкцию, оно проходит полный комплекс испытаний после каждого шага модернизации или внесения какого-то единичного изменения.
- сертификационные испытания. Было время, когда все российские образцы гражданского ручного огнестрельного оружия, предназначенного для экспорта, обязательно вывозились за рубеж для проведения сертификационных испытания. В случае успеха образцы сертифицировались и клеймились уполномоченными иностранными лабораториями. Только после сертификации оружие могло поставляться и продаваться в странах, признающих упомянутую сертификацию. После подписания Конвенции по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия (т.н. «Брюссельская конвенция») сертификационные испытания проводятся в Климовске, на базе ЦНИИТОЧМАШ.
Для справки:
Постоянная международная комиссия по испытаниям ручного огнестрельного оружия создала систему сертификации спортивного и охотничьего оружия. Членами Постоянной комиссии состоят страны, подписавшие Конвенцию по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия (Брюссельская конвенция). Эта конвенция впервые была подписана в 1914 году, в ней участвуют основные экспортёры охотничьего оружия. Функции секретариата Комиссии выполняет назначаемое правительством Бельгии по согласованию с участниками Постоянное бюро с местом пребывания в г. Льеж. Страны, подписавшие Конвенцию (Австрия, Бельгия, Чили, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Россия присоединилась в 1994 году, Словакия, Испания, ОАЭ, Великобритания), обязуются признавать национальные клейма безопасности оружия договаривающихся сторон. В России действует Закон РФ «Об оружии», ст. 8 которого устанавливает обязательную сертификацию всех разновидностей ручного огнестрельного оружия отечественного производства и импортируемого, а в системе ГОСТ утверждена
Система сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов.
Образцы испытательных клейм.
ЦНИИТОЧМАШ может испытывать стрелковое вооружение, малокалиберное стрелково-пушечное вооружение (калибр до 45мм), специальные вооружения, боевую экипировку, а также прочие изделия и материалы военного и иного назначения. По структуре испытательная база состоит из полигона, термобаротира, ведущего испытания изделий на климатическую стойкость, подразделения баллистических испытаний, ГИС РФ. Кроме того, институт имеет право принимать на своей территории иностранные делегации с целью ознакомления и популяризации современных разработок отечественного ВПК, перспективных с точки зрения экспортных поставок за рубеж. Этим занят государственный демонстрационно-испытательный центр при институте.
Подразделение в целом для России уникально: если на отдельных предприятиях отрасли проводятся только целевые испытания (естественно, испытательные возможности отдельных предприятий ограничены), необходимые для оценки качества исключительно продукции, выпускаемой на конкретном предприятии, то в институте испытания проводятся комплексно по множеству образцов разных производителей. На базе ЦНИИТОЧМАШ могут быть реализованы все виды испытаний, предусмотренные нормативной документацией заказчика. Из необычных испытаний институт проводит испытания в т.н. «затруднённых условиях эксплуатации», когда оружие подвергается действию высоких и низких температур (от -60 до +60), находится в состоянии повышенного запыления, во влажной среде, в соляном тумане, на вибростенде и т.д. Именно на этом этапе испытаний случается основная доля отказов различных вооружений. Сейчас институт расширяет сферу своей компетенции, стремясь охватить дополнительные области испытаний систем вооружения.
Термобаротир появился в Климовске после Победы в Великой Отечественной войне и был отчасти заимствован в Германии, на испытательной базе пулемётно-пушечного вооружения Люфтваффе. Как известно, в качестве трофеев Советской Армией были захвачены не только «железки», но и, хотя в меньшем количестве, сопроводительные документы к «железу». Естественно, условия эксплуатации оружия «там» и «здесь» заметно отличаются, так что вывезенная в СССР часть немецкого испытательного оборудования подверглась необходимым доработкам. Доработки проводились согласно новым требованиям, в некоторой части вообще без документальной базы - опытным путём. В итоге и был получен функционирующий комплекс испытательных камер, совмещённых с технологическим оборудованием. Оборудование позволяло создавать заданные для конкретных экспериментов режимы в испытательных камерах.
Скажем, перепад температуры в 120 градусов, от -60 до +60. Он, как ни странно, взят из реальной жизни и продиктован практикой войсковой эксплуатации оружия. Именно такие жизненные наблюдения и ложатся в основу методик испытаний, носящих гриф «секретно». Простой пример: самолёт с большой высоты, где холодно, садится на авиабазу в Сирии, заправляется и опять взлетает. Техника на высоте замерзает, на аэродроме греется, отпотевает и снова замерзает на высоте. Но, несмотря на испарину, иней, лёд или даже полное обледенение оружие должно действовать безотказно.
В целом оружие становится оружием в полном смысле этого слова только после того, как оно удовлетворило определённым требованиям к нему. Сами эти требования и составляют секрет. Да, практически любой иностранный образец оружия можно взять и скопировать 1:1, но он не будет полноценным оружием по крайней мере до тех пор, пока не пройдёт многие испытания в том же жёстком режиме, который принят у нас. Это одна из причин, почему копия оружия почти всегда хуже оригинала. Кстати говоря, пресловутые испытательные нормативы и требования во всех странах свои. Встречаются за рубежом и различные «допущения», когда, например, в целях удешевления производства оружия для изготовителя официально допускается, скажем, какое-то количество отказов на единицу времени или на тысячу выстрелов. У нас так поступать не получается, отечественные требования считаются максимально жёсткими.
В эпоху развала СССР испытательная база ЦНИИТОЧМАШ серьёзно пострадала, поскольку находилась в ведомственном подчинении упразднённого с 1 декабря 1991 года Министерства оборонной промышленности СССР. После этого дня некоторое время институт «тянул» испытательную базу за свой счёт, но необходимого финансирования так и не нашлось, базу пришлось законсервировать. За время вынужденной консервации само здание с испытательными лабораториями пришло в негодность, а оборудование устарело, хотя и сохранилось. Здание выстроили заново, оборудование сменили на современное, попутно освободившись, например, от морозильных камер, работавших на вредном аммиаке в качестве хладагента. Главное, что институту удалось сохранить технологии и людей, владеющих секретами мастерства.
Кстати, в период государственного развала, чтобы не допустить катастрофического падения качества изделий военного назначения, институт в инициативном порядке разработал целый ряд временных испытательных методик: продолжительность испытаний возросла и они длились дольше, но на фоне сокращения объёмов производства вполне можно было имитировать традиционные методы испытаний на 80-90%. Это было гораздо лучше чем совсем ничего.
Сейчас в ЦНИИТОЧМАШ продолжаются работы по восстановлению испытательного комплекса, правда, восстанавливается он в меньших объёмах, чем во времена СССР и только для испытаний малокалиберного стрелково-пушечного вооружения (при СССР комплекс позволял работать и с габаритной автобронетехникой).
Что можно испытать и исследовать на базе института? Например, можно установить параметры комплекса «оружие-патрон». Изучить конструкцию, установить линейные размеры, габаритно-массовые характеристики, динамические параметры (среди таких скорость отката подвижных частей, скорость движения ведущего звена, энергия отдачи, эффективность дульного тормоза), измерить баллистические характеристики, давление в стволе и скорость пули, провести оценку точности и кучности стрельбы, изучить демаскирующее действие оружия при стрельбе и пробивное действие пули, установить пределы надёжности и безотказности функционирования оружия в разных условиях, включая затруднённые, дать рекомендации по назначению оружия, оценить качество оружия с точки зрения прочности, безопасности и эргономики. В ходе испытаний оцениваются и такие нетривиальные качества как транспортабельность оружия и пригодность спецтехники к транспортированию различными видами транспорта.
Интересный нюанс: понятно, что квалификация испытателя для проведения испытаний очень важна. В том числе роль играет и стрелковый навык конкретного сотрудника, причём не обязательно крепкий. Внутри коллектива подразделения существует деление - все сотрудники с разной степенью умения обращаются с пистолетом, автоматом, винтовкой или пулемётом, у каждого вида оружия есть своя специфика. Оказывается, существуют и специальные нормативы, распространяемые на опытных стрелков, стрелков средней квалификации и новичков. Стрелки-испытатели регулярно проходят практические тесты для ранжирования навыка стрельбы и разбиваются по условным категориям. В программе же очередных испытаний обычно прямо указано какой именно квалификации специалист нужен для отстрела конкретного испытуемого образца. И хорошо, если нужен опытный стрелок, а если потребуется неопытный новичок? :)
В современном ЦНИИТОЧМАШ в обязательном порядке проводятся предварительные испытания опытной продукции, это вообще одна из главных задач института, как гражданского учреждения. Отчасти и по решению заказчика институт может проводить и государственные испытания. Так бывает не всегда, поскольку заказчиком может выступать государство. Оно, по своему усмотрению, привлекает для испытаний необходимых ему испытателей - государственных или других. Например, в качестве «испытателя» для МО СССР мог выступать 19-й научно-исследовательский ордена Октябрьской Революции Краснознамённый Ордена Отечественной войны полигон МО РФ (Ржевский артиллерийский полигон).
При СССР система испытаний была многоступенчатой: сначала испытания ежеквартально вело предприятие-изготовитель под контролем заказчика, в ТУ на каждый образец оружия была указана периодичность обязательного испытания силами испытателей министерства предприятия-изготовителя (в случае оружия это было Министерство оборонной промышленности СССР), а по итогам года испытания проводились и в контрольной организации заказчика. Т.е. на третьем этапе оружие исследовали испытательные центры советских ВВС, ВМФ, или «сухопутчики». Только после этого цикла давалось разрешение на полноценные поставки оружия войскам. Соблюдался и принцип независимости, когда испытатели на всех или некоторых контрольных этапах не были причастны к производству.
Испытания оружия требуют порой значительного времени. Чтобы дать заключение о качестве некоего вооружения, климовским испытателям потребуется больше чем один его экземпляр (в целом - чем больше экземпляров, тем лучше), а по времени при стандартном (полном) объёме испытаний потребуется месяц-полтора. При условии, что оружие не даёт отказов. В случае испытания опытных образцов - доработки вносятся постоянно и испытания растягиваются до полугода, а то и до года. Здесь внесение доработок и изменений вполне допускается и испытания рассматриваются скорее как «благо» для изготовителя.
Если же речь идёт о серийном оружии - никакие изменения и доработки недопустимы. Зафиксирован неудовлетворительный результат испытаний? Оружие возвращается производителю на этап внесения корректив и устранение выявленных недостатков. Затем комплекс испытаний начинается повторно. В целом же, все испытания держатся на формалистике - формальный подход очень важен, постоянно ведётся фиксация результатов, документы архивируются и хранятся для последующего изучения истории вопроса и сравнения в стиле «было-стало». Представители производителя, кстати, вполне легально могут присутствовать при проведении испытаний, но только в качестве наблюдателей. В институте есть своя военная приёмка, так что испытатели никоим образом не подчинены производителю и действуют независимо.
Ведётся в ЦНИИТОЧМАШ и непрерывная работа по уточнению и изменению методик испытаний в соответствии с отчётами войск о боевом применении систем вооружений. Это, кстати, одна из задач заказчика - периодический пересмотр требований к испытаниям. Обычно такая периодичность составляет 5 лет. Тут кроется часть ответа на популярный в интернет-баталиях вопрос: почему мы никак не продвинемся дальше пресловутого автомата Калашникова? Потому что текущие ОТТ (общие технические требования) заказчика составлены именно таким образом или долгое время остаются без изменений. Что заказано, то и получено. Если заказчик внезапно заложит в ОТТ требование «отказаться от патронов», то гипотетически кому-то придётся изобретать космический бластер. Но среди заказчиков всё же есть понимание возможностей отечественной промышленности.
Иностранные образцы современного вооружения тоже находятся под присмотром специалистов института. Внимательно изучаются актуальные системы вооружений, это, как выяснилось, один из способов задания новых требований к современному отечественному оружию. Меня интересовал вопрос о ситуации, когда к иностранному оружию недостаточно боеприпасов для полноценного изучения, что делать в таком случае? Скажем, есть образец стрелкового оружия и пять патронов к нему. Что полезного можно выяснить при таком «голодном» боекомплекте? Оказалось - немало: массо-габаритные характеристики, конструкция изделия, продольный разрез, химический состав элементов, металлография, некоторые прочностные характеристики, исходя из размеров пули можно теоретически посчитать её аэродинамику. А вот для установления параметров надёжности и кучности пяти патронов маловато. Но в стране есть специальные федеральные структуры, которые занимаются решением подобных вопросов. Отчасти в интересах сотрудников таких структур и действует ЦНИИТОЧМАШ, обеспечивая личный состав надёжным и точным специальным оружием, которое уже было готово к практической демонстрации.
О практической демонстрации расскажу во второй части. И обильно проиллюстрирую рассказ.
Со второй частью всем желающим можно
ознакомиться по этой ссылке.