Once upon a time/Однажды в сказке (сериал)

Feb 05, 2013 20:34



Смотреть начала случайно - зацепилась за показ пилотной серии на СТС пару недель назад, сначала даже не поняла, что это сериал, думала полноценный фильм, только когда оборвалось на полуслове, поняла, что дело нечисто.
Ну, зацепилась, так зацепилась, пилот мне понравился, сказки я люблю, решила смотреть дальше.
И дальше случилось так, что у меня есть более менее объективное мнение о сериале в целом, и совершенно восторженно необъективное об одной из сюжетных линий. Поэтому сначала я попытаюсь отозваться кратко про сериал вообще, а потом дам себе волю и ударюсь в фангерлинг (со спойлерами). Если что, я предупредила. :) И буков получилось так много, что даже не удалось спрятать все под один кат - пришлось разбивать на несколько.
Общая идея сериала в том, что существует несколько миров, причем в одних есть магия, в других - например в нашем, ее нет. И вот злая волшебница из мира, в котором жили те, кто нам известен по сказкам (Белоснежка. Золушка и т.п.) накладывает на волшебный мир и его жителей заклятье, под действием которого все они перемещаются в наш мир и забывают, что они сказочные герои. Но новорожденную дочку Белоснежки и Прекрасного Принца (далее по тексту - Пр.Пр. :), удается в последний момент спасти от действия заклинания и переправить в наш мир, с тем, чтобы она через 28 лет разрушила это заклятье. Сериал начинается с того, что главную героиню (Дженнифер Морисон,  Кэмерон из "д-р Хаус") находит ее десятилетний сын, которого она когда-то отдала на усыновление и рассказывает ей, что она спасительница и должна немедленно ехать в зачарованный город.


Она, разумеется, не верит ни единому слову, но едет с ним чтобы отвезти его домой, и в результате остается там на какое-то время.
Дальше события идут в нашем мире и флэшбэками дается предыстория персонажей в мире сказочном.
Сценаристы у сериал те же самые, что создавали Лост. Это чувствуется, причем как положительном, так и в отрицательном смысле. С одной стороны, с фантазией у ребят все в порядке, сюжет ветвится, закручивается, события показанные с одной стороны, вдруг неожиданно раскрываются по другому, следить за ними интересно. С другой, в отдельные моменты, сценаристы очевидно начинают гнать объем, возникают совершено левые герои и истории, которым абсолютно необязательно было выделять столько пространства, а основной сюжет при этом стоит на месте, и кроме того в той части, истории, что про наше время, сюжет вдруг уходит в какую то совершенную Санта-Барбару - две матери (родная и приемная) делят ребенка, а бывший Пр.пр. (вышедший из комы, ага) мечется между законной женой и  Белоснежкой, к которой его тянут подавленные воспоминания, и проч. в том же духе. Все это довольно нудно и не к месту. Но слава богу, во втором сезоне этого уже практически нет, и события что в сказочном, что в нашем, развиваются более динамично (и Пр.пр, слава богу, вспомнил, кто он такой и перестал мямлить).
При просмотре, надо сказать, сначала создается несколько шизофреническое ощущение, потому что чисто сказочная атмосфера одной половины повествования плохо совмещается с приземленно-реалистичной манерой в другой. Более того, практически до конца первого сезона остается вероятность, что все происходящее в мире сказочном, не более чем фантазия мальчика - сына главной героини, чересчур зачитавшегося своей книгой сказок. И это был бы интересный ход в духе Найта Шьямалана, но сценаристы все таки ушли с такого варианта и дали понять, что происходящее в обоих мирах - реально.
Тем не менее, через некоторое время к сказочно/реалистичной дуальности повествования привыкаешь, начинаешь получать удовольствие от нестандартных трактовок известных сказок. Особенно мне понравился вариант изложения истории про Красную Шапочку (Ори Меган) - она вообще одна из самых харизматичных персонажей там.
Сказочная часть истории Белоснежки и Пр.пр. тоже достаточно интересна, актриса играющая Белоснежку (Дженнифер Гудвин) мне очень нравится, хотя в отзывах ее часто ругают за недостаточную красоту :) По мне она очень симпатичная, и в ней чувствуется характер, что еще важнее. Пр.пр. (Джошуа Даллас), когда занимается своими прямыми обязанностями - сражениями на мечах, тоже неплохо выглядит, а уж злая королева (Лана Парилла) вообще бесподобна, хотя иногда ее нарочитая стервозность утомляет. Но актриса ну очень красивая, наряды ей подбирают замечательные, я прямо получаю эстетическое удовольствие наблюдая за ней.


Ну и конечно главная для меня лично зацепка - Румпельштильцхен. В сказочном мире - темный властелин, в реальном - мистер Голд, в обоих мирах - самый влиятельный персонаж, держащийся, тем не менее, до поры до времени в тени. Нельзя однозначно сказать, отрицательный это герой или положительный. Вначале явно дается понять, что он на темной стороне силы, однако чем дальше развивается история, тем больше неоднозначностей возникает, и чем лучше понимаешь его роль в происходящем, тем больше он вызывает уважение. Вообще то я сугубо против романтизации всяческих темных персонажей, однако здесь я не могу им не восхищаться. Играет его Роберт Карлайл, и роль подходит ему, как перчатка. Я читала где-то, что роль писалась специально под него, хотя они и не верили, что он согласится. Тем не менее, странно было бы, если бы он не согласился, роль на самом деле изумительно выигрышная, хотя и справиться с ней, полагаю, непросто.
Лично я пропала в конце второй серии, когда он, в ипостаси мистера Голда, с характерной издевательской усмешкой просит о чем то мэра города/злую королеву и с непередаваемым выражением добавляет "Please" (в сказочной части, до этого нам показали, что он помог ей справиться с заклинанием, одним из условий поставив, что в реальном мире она будет выполнять все его просьбы, если он скажет - "пожалуйста").
С длинными волосами и острым лицом он напоминает постаревшего героя анимешных мультфильмов, например чародея Хаула, из мультфильма Миядзаки. И в общем то, можно сказать, что он его и играет, только в других обстоятельствах.


Фактически, у него три разных героя - сначала, еще до превращения в темного мага - слабый и запуганный, однако добрый и любящий человек, который от отчаяния идет на сделку с тьмой, чтобы защитить своего ребенка.
 Потом, уже в роли темного властелина - он дерзкий и насмешливый, хитрый, экстравагантный и жестокий получеловек-получудовище - который тоже меняется с течением времени. У него есть цель, которой нельзя не сочуствовать, и стремление к ней уводит его от жестокости ради жестокости к познанию, а значит к мудрости. В конце концов,  даже Гэндальф тоже не сразу стал белым магом. Хотя конечно, Румпельштильцхену до этого еще очень далеко.
В реальном мире он мистер Голд -  влиятельный человек, хоть и потерявший магическую силу, однако уже не утративший пришедшего с ней достоинства, и видно, что и его боль и тьма в его душе, также остаются с ним.
Играет Карлайл посто потрясающе, я уже давно не видела такой актерской игры, когда гамму эмоций можно передать одними глазами. В ипостаси Румпельштильцхена он откровенно отрывается, изображая этакого шута с обезъяними ужимками, но очень-очень опасного при этом, прямо чувствуется, как он получает от этого цирка удовольствие, и зритель вместе с ним. И то сказать, не часто актеру выпадает сыграть такого необычного персонажа.


А когда я увидела, что в списке героев сериала есть Белль, и она возлюбленная Румпельштильцхена - тут я пропала окончательно, потому что "Красавица и Чудовище" - самый любимый мой сюжет, я люблю его нежно еще с тех пор. когда в детстве первый раз прочла  "Аленький цветочек".  Из всех Диснеевских сказочных мультфильмов это мой самый любимый, и я с замиранием сердца ожидала, как эту историю покажут в этом сериале - и я не разочаровалась. Конечно, одной серии было непростительно мало, особенно на фоне унылой жвачки про Белоснежку и Пр.пр. в реальном мире, но тем не менее и ее хватило, чтобы вдребезги разнести всю мою годами наращиваемую защитную оболочку из цинизма и жизненного опыта. Известно, что в жизни влюбляться в чудовищ бесполезно и даже опасно - как правило, чудовище оно и есть чудовище и ничего хорошего из этого не получится. Но здесь авторы сумели пробиться к какому-то  глубоко запрятнному источнику глупой романтики в моем сердце, меня с головой захлестнуло совершенно детской нежностью, любовью и восторгом - и судя, по количеству роликов на тему отношений Белль/Румпельштильцхен на ютюбе, я такая не одна. Хотя, справедливости ради, в сериале Белль тоже убеждается на собственном опыте, что любить чудовище совсем не так просто и далеко не безопасно.
Белль играет Эмили де Ревин (Клэр из Лоста) и играет прекрасно (насколько ей позволяет роль развернуться), у них замечательная химия с Карлайлом, а еще она очень хорошенькая - и даже немного похожа на Белль из мультфильма. Только одевают ее частенько безобразно почему-то (и причесывают тоже, завидуют наверное :).
Общее впечатление - сериал в целом неплохой, хотя и не самый выдающийся. Рекомендуется к просмотру преимущественно любителям сказок (особенно Красавицы и чудовища :), а также поклонникам теории заговора - эта тема развивается очень изящно от серии к серии. Хотя надо сказать, мой муж, не относящийся ни к одной из вышеперечисленных категорий, тоже смотрел со мной сериал не без удовольствия. На данный момент вышло 12 серий 2-го сезона (всего обещано 22), и пока второй сезон мне кажется даже более удачным. Лично я искренне желаю продюсерам/сценаристам, чтобы на втором сезоне они и закруглялись, дабы не загубить хорошее начинание. Но я с удовольствием бы посмотрела спин-офф с основной линией про мистера Голда. :)

А теперь еще немного про Карлайла/Румпельштильцхена.
Из вышеприведенного текста наверное уже понятно, насколько сильное он на меня произвел  впечатление. И я пытаюсь понять, почему. Ну в самом деле, он невысокий, некрасивый или как это вежливо принято говорить: "его внешность далека от классических стандартов красоты", что означает вообще то, что местами он просто довольно-таки страшный. :) Отчетливо видно, что он уже не молод, и даже особенно обаятельным его назвать нельзя - то есть, конечно, в нем есть обаяние, но не такой уж дальнобойной силы, как у Бельмондо например. :) И тем не менее, на высоких, красивых, молодых и обаятельных героев смотришь с удовольствием, но без особенных эмоций, а когда на экране появляется Карлайл - сердце замирает, а в животе начинают порхать пресловутые бабочки. (Кстати, похожая ситуация с Джереми Реннером, которого тоже не назовешь классическим красавцем).
И ладно была бы я такая одна, можно было бы списать на мой извращенный (или утонченный :) вкус - но судя по отзывам на форумах и тем же роликам на ютюбе (про фанфики я вообще молчу) - таких как раз очень много. Большое значение, конечно, имеет, что он играет такого нестандартного персонажа. Нас женщин, хлебом не корми, а дай утешить непонятого страдальца (особенно если он еще и могущественный маг при этом :)  
Когда все больше становится понятно, что это он, методично и последовательно срежиссировал все происходящее, играя людьми. как шахматными фигурами - он вызывает ужас, но еще большее восхищение. С волшебником Хаулом я его уже сравнивала, но здесь мне вспоминается еще один волшебник, из "Обыкновенного чуда" Евгения Шварца. Помните как он говорит: "Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала." Румпельштильхцен тоже тасует людей, влияет на них, на каждого в соответствии с его характером и особенностями, только цель у него другая, не просто поговорить о любви, а найти сына. Можно ли его этим оправдать? Нет, цель не оправдывает средства, никогда. Можно ли его понять? Да, даже очень.
И чем же все-таки Румпельштильцхен/Мистер Голд в исполнении Карлайла так нравится, чем затрагивает струны в женских сердцах? Мне кажется, ответ - это нешуточная эмоциональная глубина, страстность его натуры, которая хоть и скрывается за маской хладнокровия или насмешки (в зависимости от ипостаси героя), но когда прорывается наружу - в сценах ярости, горя или любви, от этого становится еще сильнее. Карлайл изумительно передает эмоции своего героя - например, в сцене расставания с Белль, он стоит с застывшим лицом, живут только глаза, и когда она окончательно уходит, он прикрывает глаза и в этом маленьком движении отражается столько боли... просто физически ее чувствуешь. А какая гамма эмоций пробегает по его лицу, когда он вдруг видит ее живой - после стольких лет, когда он думал, что она умерла и навсегда для него потеряна. А сколько в нем ярости и страсти, в сценах когда он крушит своей тростью витрину магазина - или шкаф с посудой в замке!
Мне кажется, мы так истосковались по живым, чувствующим, эмоциональным героям, способным на глубокие чувства, сильные, сложные эмоции - что когда видим все это в ком то, устоять просто невозможно.
Это волшебство. А за волшебство надо платить. All magic comes with price. Когда возвращаются, казалось бы, давно забытые эмоции и ощущения - это приносит радость, но и боль тоже, жить без защитной корки на душе очень болезненно. К счастью, это всего лишь кино, волшебство его кратковременно - но даже за эту короткую радость и боль - спасибо большое его создателям. 

сериальное, отзывы, личное

Previous post Next post
Up