Итак, в
рулетке по современным вестернам у
dart_maus досталась мне
"Омерзительная восьмерка".
И да, давно про нее слышала, и слышала разное, поэтому никак не решалась посмотреть. Много отзывов, что фильм слабый, средний, тяжелый, слабая копия Бешеных псов, кровища ради кровищи, Тарантино уже не тот и т.д. и т.п.
Теперь очень рада, что посмотрела, потому что на мой взгляд, это лучшее, что я смотрела у Тарантино на данный момент (а я почти все у него смотрела).
Очень сильный фильм с очень ясным и легко считываемым посылом. Причем, судя по отзывом, посыл этот считывается людьми, даже если они этого не поняли, это своего рода inception, если другого режиссера вспомнить (к сожалению, не знаю адекватного перевода этого слова, что-то вроде зароненного зерна, идеи).
Это если в двух словах.
Про что кино - описание с Кинопоиска: "США после Гражданской войны. Легендарный охотник за головами Джон Рут по кличке Вешатель конвоирует заключенную. По пути к ним прибиваются еще несколько путешественников. Снежная буря вынуждает компанию искать укрытие в лавке на отшибе, где уже расположилось весьма пёстрое общество: генерал конфедератов, мексиканец, ковбой, палач … И кто-то из них, а может и не один - не тот, за кого себя выдает."
Дальше подробно, сумбурно, со спойлерами. Если что, я лично, после получаса просмотра полезла в википедию и прочла там очень подробное описание сюжета, что совершенно мне не помешало смотреть дальше не отрываясь и затаив дыхание. Но там есть как минимум один "вотэтоповорот", так что читать ли дальше - на ваше усмотрение.
Про название - к стыду моему, я только уже после просмотра сообразила, что это такая антитеза к "Великолепной семерке". Не знаю точно, какая именно коннотация у слова hateful в английском, но в русском очень хороший подобрали перевод, омерзительная - именно в значении мерзкая, гадкая, отвратительная.
Тут Тарантино не обманывает нисколько, именно такая эта восьмерка и есть, каждый из ее представителей, по своему. С цифрами там все немного интереснее, но про это чуть позже.
Причем сначала не воспринимаешь их такими, хоть название тебя и предупреждает. Наоборот, каждый из героев по своему интересен и даже привлекателен. Что брутальный Джон Рут (Курт Рассел) в шубе и усах, этакий бывалый суровый охотник, что та самая осужденная, которую он конвоирует Дейзи Домергу (Дженнифер Дж.Ли), со своим хмурым сарказмом, что щеголеватый англичанин, остряк и штатный палач Освальдо Мобрей(Тим Рот), что немногословный ковбой, едущий к маме на Рождество, Джо Гейдж(Майкл Мэдсен). Отдельно хочется сказать про майора Маркуса Уоррена (Сэмюел Л Джексон). Фантастическая роль, фантастический Сэмюэл Джексон. Его герой самый умный, осторожный, харизматичный, крутой. Подмечает детали, как Шерлок Холмс и стреляет от бедра, как Клинт Иствуд. (Ну или как Юсуф Дикеч:). И в общем до середины фильма, ты за него активно "болеешь", ну потому что надо же выбрать какого-то наиболее симпатичного героя для сопереживания. Даже несмотря на некоторые нехорошие звоночки, которые легко игнорировать, потому что они исходят от наименее симпатичного персонажа шерифа-ноэтонеточно Мэнникса (прекрасная роль Уолтера Гоггинса). Но в середине фильма у майора Уоррена длинная ударная сцена (хотелось бы ее развидеть, если честно), после которой он становится самым омерзительным из персонажей. Ну потому что делать такое, что он описывает нельзя. Никому. Никогда. И даже если эта история неправда, и даже понимая, зачем он это рассказал, чувство омерзения никуда не девается. И то, что с ним в конце происходит, кажется возмездием.
Это довольно необычно надо сказать, что Тарантино самым мерзким из мерзкой восьмерки сделал чернокожего, да еще и в исполнении Сэмюэля Джексона. Это как если Джанго из "Джанго Освобожденного" пошел дальше вниз, а звоночки там были.
Я вообще люблю фильмы Тарантино, несмотря на то, что я вообще-то не люблю про насилие, убийства и кровищу. Я этого всего боюсь. Но страх боли и смерти каждый переживает по разному, кто-то играет в хоррор игры, кто-то читает Стивена Кинга, кто-то смотрит Тима Бёртона. У меня вот Тарантино. У него это все как-то не страшно. Раз - и хрусть пополам. Фонтан клюквенного сока. Весело. Не по настоящему.
А смерть придет - помирать будем, эх-ма, где наша не пропадала.
Так вот. "Омерзительная восьмерка" первый фильм, который я видела у Тарантино, где это все невесело и по настоящему. Хотя клюквенный сок хлещет и видно, что это сок, но в глубине ты знаешь, что на самом деле это и есть кровь. И там почти нет фирменного Тарантиновского юмора. А фирменный Тарантиновский экшн есть. И мне кажется, я поняла, почему так.
Персонажи убивают друг друга так просто и охотно, так легко и непринужденно. Табу на насилие и убийство, естественный внутренний запрет, который заложен изначально и наработан веками развития человечества, разрушено. Да, действие происходит вскоре после войны, войны Севера и Юга. Война это зло, слом понятий, слом психики. Хаос, вместо порядка, прорыв инферно. Особенно гражданская война. У всех, почти всех, кто там присутствует, сломаны эти запреты.
И Тарантино показывает, какой у всего этого итог. Нет, это не романтично, нет, отважный разбойник с дымящимся кольтом не уходит гордо в закат, нет, суровый охотник за головами не получает заслуженной награды. Нет, бандиты и убийцы кончают жизнь в собственной кровавой рвоте, задыхаются, корчась, измазанными в крови и разлетевшихся мозгах своих подельников, зажимают руками рану от отстреленной мошонки. Не будет славы, богатства, почета и уважения, а будет холодная и омерзительная смерть на грязном полу.
И здесь мы возвращаемся к вопросу о цифрах.
Дело в том, что персонажей в этом герметичном вестерне на самом деле не восемь. Изначально их девять. Обычно считают, что лишний кучер, О.Б., он и правда там ни при чём и гибнет обидно. Но на самом деле там есть еще один персонаж, который присутствует с самого начала, но мы узнаем об этом только ближе к концу. И у нас опять персонаж лишний. Так что, возможно в нашу омерзительную восьмерку кто то из изначальных героев не входит? И я считаю, что да. И это самый несимпатичный на первый взгляд герой, шериф Мэннокс. Южанин, расист, сын то ли героя, то ли бандита, с противным голосом и идиотской улыбкой. Но именно он в конце оказывается тем, кто противостоит хаосу, кто с самого начала ничего не скрывал, и в ком есть понятие о чести. И самый в этом показательный эпизод, это когда он не стал стрелять в безоружного человека, хотя по всем показаниям, должен был бы выстрелить.
И именно у него - возможно - есть шансы все-таки пережить эту адскую метель.
Желаю ему удачи.
А нам всем Тарантино этим дал надежду, я считаю.