Я в очередной раз торможу с отзывом на фильм из
кинорулетки dart_maus, которая в этот раз про Гонки.
Фильм у меня в этот раз был
"Гран при", он же "Большой приз", сама выбрала. И не знала я, что мне предстоит.:)
Не могу не перефразировать Пушкина - фильм классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный. Уж я его смотрела-смотрела, смотрела-смотрела... Нет, серьезно, фильм идет три часа почти и никуда не торопится, хоть и про гонки.
Из описания на Кинопоиске - "Герои картины, рискуя жизнью, сражаются за победу в ряде важных европейских соревнований серии «Формула 1», включая Гран При Монако в Монте Карло."
Засада в том, что фильм очень хороший, и не получается его смотреть одним глазом под чистку картофеля. Его надо смаковать. Смотреть, всматриваться, вслушиваться. Да, слушать тоже важно. Ах этот вой моторов на высоких оборотах, на крутых поворотах! Кстати, у фильма три Оскара, из них один как раз за лучший звук, второй за лучшие спецэффекты, а третий за лучший монтаж.
Собственно фильм как бы из двух плоскостей состоит, одна - это собственно гонки. И как они сняты, как их показывают - сверху, сбоку, крупным планом, общим планом, на удалении, прямо из кабины пилота - это прямо ух! Я так понимаю, почти все технические\операторские решения, которые они тогда использовали, нам сейчас и позволяют на современные гонки смотреть во всех ракурсах.
Режиссер (Джон Франкенхаймер) и его съемочная команда реально с этим заморочились, с трудом нашли подход к Феррари, чтобы те пускали их в свои "конюшни" и даже разрешили одну сцену отснять у них на заводе. График съемок синхронизировали как смогли с сезоном Ф1, реальные гонщики были дублерами артистов. Кстати, один из актеров, Джеймс Гарнер, проявил реальный талант к пилотированию и во многих сценах гонок участвовал сам. По оценке других пилотов, он мог бы сделать там карьеру гонщика. Он кстати потом и участвовал какое то время в автогонках и был владельцем гоночной команды (не Ф1 конечно).
В общем, что касается съемок, гонок, технических моментов, операторского искусства, все на высшем уровне и смотрится абсолютно не устаревшим, даже спустя почти 60 лет.
Вторая плоскость - истории четырех гонщиков, их возлюбленных, их отношений с товарищами и с хозяевами команд.
Из актеров я знала только Ива Монтана, он играет самого старшего и опытного, звездного гонщика. Остальные актеры были мне почти незнакомы, тем интереснее было смотреть. Я смотрела с советской озвучкой, это добавляло шарма, так приятно было вслушиваться в ретро-интонации, прекрасную дикцию, выразительное интонирование. И лица, какие лица, вот что хотите говорите, но эти люди выглядели по другому.
И женщины, какие прекрасные женщины.
Мне особенно понравилась линия самой старшей пары, героя Ива Монтана и его возлюбленной, американской медиа-дивы. Правда, она в начале так хорошо говорила про независимость и про то, что хочет быть свободной, а потом как мотылек попалась в ловушку отношений.
А отношения с гонщиками, скажу я вам... Хотя, а с кем легко? Нет, скажите, я жду!
Но тут, конечно, постоянный безумный риск, и сейчас еще гонщики то и дело бьются насмерть, а тогда с техникой безопасности было еще куда хуже, а со скоростями уже хорошо.
Один из дублеров, Лоренцо Бандини, через год после съемок погиб в жесткой аварии в Монако, на том самом месте, которое сам указал как подходящее для съемок аварии режиссеру.
Но, все таки, из-за того, что сюжет пытается уследить сразу за четырьмя героями, то даже несмотря на солидный хронометраж, времени показать их по настоящему не хватает. Многое осталось непонятным, потому особенно не зацепило. Нельзя сказать, что кто-то из героев стал особенно дорог. Может и хорошо, с другой стороны.
Один момент меня прямо разозлил, эта шаблонная история, когда герои признаются друг другу в любви перед рискованным испытанием и договариваются потом серьезно поговорить, и сразу понятно, что ничем хорошим это не кончится. Тогда наверное это не было еще таким заезженным штампом, но все равно, фу так в лоб акцентировать.
Но одни слова героя меня прям зацепили. Я так же кстати, не поняла мотивы поведения его девушки, когда она сказала ему, что его бросает, а он ей сказал только - "Я стал заниматься машинами, потому что мне понравилось, что если с машиной что то не в порядке, можно ее разобрать, найти сломанную деталь, и все починить. Жаль, что с отношениями так не получается."
Тоже часто об этом думаю.