Кажется, какая-то высшая сила с помощью всяких поломок и неприятностей
уже не первый раз пытается как бы сказать мне: кончай гулять, займись делом, наконец. В предыдущие выходные перед выходом из дома я опять сломал корпус своего GPS-приёмника, едва державшийся на изоленте, умудрился порвать джинсы (повезло, что были запасные, забыл замочить их днём раньше), на улице у меня ветром унесло мою любимую кепочку "Suomi" в дальний угол длинной огороженной парковки (быстро вызволить её не получилось, а лишнего времени не было, поэтому пришлось с ней распрощаться; ну хоть юзерпик остался, и то ладно), а на входе в метро наша доблестная милиция решила проверить у меня документы и регистрацию (первый раз за всю мою жизнь в Питере!), долго тормозя из-за того, что у меня был с собой только загранпаспорт, в котором никакая регистрация не значится в принципе… Я уже мысленно прощался с сорвавшимися планами, но за пару минут до отправления, икая под мысленные проклятия моих пунктуальных друзей
eijas и
labiva2, всё же, успел заскочить в экспресс-электричку, отправлявшуюся с Финляндского вокзала в Выборг. Через полтора часа мы уже были в Выборге, а ещё через два часа сели на кораблик, отправляющийся из Выборга в
Лаппеэнранту по Сайменскому каналу.
Об этом маршруте в России почему-то мало кто знает (большинство пассажиров - финны), но, тем не менее, он открыт для всех желающих. За 45-50€ (плюс всякие портовые и турфирменные сборы) можно совершить увлекательное 5-часовое путешествие по всему Сайменскому каналу и его шлюзам почти из центра Выборга до центра Лаппеэнранты. По пути от Балтийского моря до озера Сайма кораблик проходит 8 шлюзов (5 - на российской территории и 3 - на финской) и поднимается почти на 80 метров. Мне очень понравилось, всем рекомендую. Но лучше плыть не сейчас (до конца навигации осталось несколько дней), а следующим летом, когда будет жарко. Сейчас на верхней палубе, откуда видны все интересности, будет очень холодно, а во внутренних помещениях тесновато для всех пассажиров.
Краткий ликбез
о Сайменском канале. Канал был построен финнами в середине XIX века для связи внутренних вод Финляндии через озеро
Сайма с Балтийским морем. Длина канала - около 60 километров. Перед 2-й мировой войной эти земли были захвачены у Финляндии Советским Союзом и канал оказался разорванным почти пополам. В 1960-е годы Финляндия взяла канал и прибрежную полосу вокруг него в аренду и провела капитальную реконструкцию канала. На всём протяжении канал обслуживается и финансируется Финляндией. Особый статус этой территории сохраняется до сих пор, в России от Выборга до границы простирается глубокая многокилометровая погранзона из-за близости арендованного канала, пешком и на автомобиле там не попутешествовать… А вот на финском кораблике - запросто.
Кстати, сегодня, 7 сентября, день рождения Сайменского канала - 154 года. Я совершенно случайно попал с этим постом к этой дате, специально не подгадывая. :-)
[
← |
→]
1. Порт Выборгский находится в Выборге рядом с замком и мостами вокруг него.
[
← |
→]
2. Финский кораблик Carelia, на котором проходило наше путешествие. Не представляю, как на нём поместилось почти 200 человек. Или слухи наврали?..
[
← |
→]
3. Выходим из гавани пассажирского порта Выборга. На заднем плане - Выборгский замок. Уже который год стоит в лесах…
[
← |
→]
4. Так и не выйдя в настоящее открытое море, через несколько минут кораблик заворачивает в Сайменский канал. Многочисленные хреновины, торчащие из воды, обозначают фарватер захода в канал. Этакий слалом получается.
[
← |
→]
5. Проходим под автомобильным и железнодорожным мостами, ведущими из Выборга. Кстати, этот автомобильный мост сейчас на ремонте, проехать в Финляндию через Выборг невозомжно, можно только по объездной дороге.
[
← |
→]
6. Третий мост - объездная дорога Выборга. По мосту мчатся в Финляндию многочисленные автомобили…
[
← |
→]
7. Прошли всего 5 километров, и вот он - первый шлюз. Брусничное (бывш. Juustila). Рядом с одноимённым посёлком Брусничное около Выборга (не путать с МАПП "Брусничное", до него ещё далеко!).
[
← |
→]
8. Корабль не останавливается перед закрытыми воротами, мост и ворота открываются очень быстро почти перед носом корабля, и он заходит в шлюз без остановки.
[
← |
→]
9. Кораблик ещё не успел остановиться, а ворота и мост быстро закрываются…
[
← |
→]
10. …
[
← |
→]
11. И через несколько минут мы уже подняты почти на 10 метров.
[
← |
→]
12. Шлюз Брусничное пройден. Рядом кораблики могут заправиться на плавучей заправочной станции "Татнефт".
[
← |
→]
13. По берегам канала проходит экстремальная автомобильная дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеэнранта, известная многим автомобильным путешественникам и шопперам.
[
← |
→]
14. Ещё через пару километров - следующий шлюз - Искровка (бывш. Särkijärvi).
[
← |
→]
15. Автомобильный мост над шлюзом - вид снизу.
[
← |
→]
16. Ворота шлюза крупным планом. Рядом - шкала, по которой виден уровень воды.
[
← |
→]
17. Шлюз Искровка пройден, движемся дальше.
[
← |
→]
18. Следующий шлюз - Цветочное (бывш. Rättijärvi). Самый маленький из всех восьми, всего 5.5 метра. Снизу уже виден уровень воды после шлюза.
[
← |
→]
19. Цветочное, уже наверху.
[
← |
→]
20. Подходим к четвёртому шлюзу. Илистое (бывш. Lietjärvi). Здесь моста нет. Справа видно старое русло канала до реконструкции 1960-х годов, ныне используемое только как экстренный водосброс.
[
← |
→]
21. Илистое, вид сверху. Впечатляющая картина: кажется, что позади нас вода заканчивается многометровым обрывом (на самом деле так оно и есть).
[
← |
→]
22. Последний шлюз на российской территории - Пялли (Pälli). Его имя многим знакомо по названию популярного магазина дьюти-фри около ближайшего погранперехода. В том магазинчике я бывал неоднократно, а вот через шлюз прошёл впервые.
[
← |
→]
23. Рядом со шлюзом Пялли - паспортный контроль. Автомобильных путешественников и к туристов на этом кораблике он не касается. Вероятно, предназначен он для пассажиров частных судов, которые не проходили пограничный контроль в пассажирском порту Выборга.
[
← |
→]
24. Пялли, вид сверху.
[
← |
→]
25. После шлюза Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви (Nuijamaanjärvi) и проходит по нему несколько километров. По этому озеру сейчас проходит граница между Россией и Финляндией.
[
← |
→]
26. Пока плывём по озеру и на открытой палубе нечего делать, можно посетить караоке по-фински. От русского караоке отличается в корне: нет никаких плазменных панелей с подозрительным репертуаром, всем раздают песенники, ведущий (то есть певец под гитару) называет номер песни, все открывают на нужной странице и поют вместе с ведущим! По-фински, разумеется. Кораблик-то финский. Но некоторые пассажиры поют параллельно и по-русски, если узнают за финскими словами знакомую русскую мелодию. :-)
[
← |
→]
27. Это уже на финской территории. Тут много таких мостиков: кораблик подходит к нему не тормозя, мост разводится, а после прохода кораблика захлопывается очень быстро. И никакого обслуживающего персонала не видно, в будке видны только камеры и компьютеры, и ни души вокруг.
[
← |
→]
28. Soskua - шестой шлюз.
[
← |
→]
29. Этот шлюз был пройден очень быстро. Нам даже показалось, что на финской территории подъём происходит несколько быстрее.
[
← |
→]
30. Увлекшись финским караоке и чаем с кофе, подход к шлюзу Mustola (Чорное) я пропустил, сфотографировал его только сверху (и изнутри).
[
← |
→]
31. Подходим к последнему шлюзу - Mälkiä (Мялкиа). Это самый высокий шлюз, высота подъёма - 12.4 метра. Сверху проходит магистральная автомобильная дорога №6. А рядом расположен музей Сайменского канала и прогулочная зона, место семейного отдыха для любителей пофотографировать кораблики, проходящие по каналу. Я там тоже был в прошлом году, покажу в одной из следующих серий.
[
← |
→]
32. Внутри шлюза Mälkiä. А сверху на мосту остановился велосипедист посмотреть и пофотографировать наш кораблик. На российской части канала такие зрители почти не встречаются, а на финской стороне их очень много.
[
← |
→]
33. На 12-метровую высоту поднялись очень быстро. Между заходом в шлюз и выходом из него прошло около 10 минут.
[
← |
→]
34. После шлюза Mälkiä выходим в озеро Saimaa и движемся к порту города Лаппеэнранта. На подходе будет виден торжественно подсвеченный ЦБК на берегу этого озера, но в этот пост он уже не поместился, включу его в одну из следующих серий.
[
← |
→]
35. Уфф, прибыли в Лаппеэнранту, и почти не замёрзли :-). Первое, что бросилось в глаза - красиво подсвеченный в темноте герб города из цветов на вале крепостной стены. А что ещё мы видели в Лаппеэнранте на следующий день, я покажу в одной из следующих серий.
[
← | →]
36. Напоследок - традиционный пруфпик, что я сам там был, а не скачал эти фотографии
из альбома Льва :-). Спасибо за внимание!
PS. Сначала хотел включить в этот пост виды Выборга с кораблика, подробные иллюстрации прождения через каждый шлюз, красивые виды берегов канала и прибытие в Лаппеэнранту, но это получилось почти 100 фотографий, поэтому после жёсткой фильтрации осталось только прохождение шлюзов и мостов в кратком виде и совсем чуть-чуть об отправлении. Более подробно покажу Выборг и Лаппеэнранту когда-нибудь позже.
Предыдущая серия
путешествий по Финляндии:
Музей городской истории Куопио Следующая серия:
Порвоо, 3D-панорама около старинного собора