Некоторое время назад я начал показывать метро Стокгольма (Stockholms tunnelbana) - один из самых красивых метрополитенов мира. Фотопрогулки по метро Стокгольма были начаты с
Синей линии (северо-запад города), каждая станция которой - это пещера, вырубленная в гранитных скалах, расписанная разными художниками - каждая по-своему.
На самом деле не всё метро Стокгольма именно такое. Подземных и наземных станций в нём примерно поровну. Сегодня для контраста хочу показать станции совсем другого типа - наземные станции в южной части Зелёной (первой) линии - Gröna linjen. Наземные станции оформлены намного проще, чем подземные пещеры, но, как я понял, в Стокгольме действует концепция "метро - объект искусства", поэтому каждая невзрачная станция при проведении текущего или капитального ремонта украшается каким-либо образом (мозаика, скульптура, арт-объект) и обретает своё собственное неповторимое "лицо". Иногда "изюминка" оформления станции не видна прямо на платформе и чтобы её найти, нужно зайти в вестибюль или спуститься в подземный переход. К сожалению, я не сразу это понял и, наверное, пропустил какое-то количество интересных элементов оформления; но и того, что я успел увидеть, хватило чтобы получить удовольствие от прогулки по этой части метро.
Итак, юг зелёной линии. Эта часть линии два раза раздваивается на три отдельные ветки (T17, T18, T19), ведущие в разные микрорайоны на южных окраинах города. Почти все станции (22 из 24 рассмотренных) - наземные, с островной платформой, широкой посередине и сужающейся почти до острия в начале и/или в конце, около половины платформы обычно накрыто крышей, вторая часть - открытая; часто станции расположены в кривой. Большинство станций Зелёной линии построено в 1950-е годы, каждая из веток была продлена на 1-2 станции в 60-е, 70-е и 90-е годы, а в 2000-е годы некоторые станции были реконструированы или капитально отремонтированы.
Начнём прогулку со станции Gullmarsplan в пяти перегонах к югу от T-Centralen, где Зелёная линия раздваивается первый раз…
Сначала проедем по маршруту T19, ведущему на юго-юго-запад, затем - по T18, самому южному (средняя ветвь), потом - по T17, юго-восточному, с самыми новыми станциями.
[
← |
→]
1. Gullmarsplan [Гу́льмашпла́н], - станция на 4 пути. Одна пара путей используется маршрутом T19, ответвляющимся после этой станции в отдельную ветку, другая пара - маршрутами T17 и T18. Слева - пути скоростного трамвая Tvärbanan, на котором я прошлый раз ездил в
современный жилой район Sickla.
[
← |
→]
2. Gullmarsplan, противоположная часть станции - под навесом.
[
← |
→]
3. Globen [Глёбен]. Станция находится рядом с большим спортивно-концертным комплексом
Ericsson Globe (большой шарик, возвышающийся на заднем плане фотографии). Эта станция и 4 следующие открыты 09.09.1951.
[
← |
→]
4. Enskede gård [Э́ншкеде горд]. Наземная станция стандартного типа. Судя по асфальтовой платформе (не плитка) и отсутствию украшений, эта станция ещё не подвергалась реконструкции.
[
← |
→]
5. Sockenplan [Су́кинпла́н].
[
← |
→]
6. Sockenplan. Скульптурная группа на платформе.
[
← |
→]
7. Svedmyra [Сведмю́ра]. На переднем плане - некий арт-объект в виде острого кола.
[
← |
→]
8. Svedmyra. Декоративная отделка шахты лифта.
[
← |
→]
9. Stureby [Сту́ребю́]. Предварительная версия станции была открыта 09.09.1951, к 01.10.1953 была построена текущая версия станции.
[
← |
→]
10. Bandhagen [Бандро́ген], 22.11.1954. Станция украшена гигантскими линейками, чем-то вроде штанген-циркуля, фрагментами гранитных глыб. Предполагаю, что тема оформления связана с какой-нибудь строительной организацией, расположенной поблизости.
[
← |
→]
11. Bandhagen, элемент декора.
[
← |
→]
12. Högdalen [Хёгдо́лен]. Первоначально станция была открыта в 1954 году, к 03.11.1957 перестроена на три пути вместе с открытием депо. Современное украшение станции - гигантские трёх- или четырёхметровые бронзовые тюльпаны, установленные на обеих платформах.
[
← |
→]
13. Högdalen, гигантские тюльпаны крупным планом.
[
← |
→]
14. Rågsved [Ро́гсвед], 13.11.1959.
[
← |
→]
15. Rågsved, гигантский арт-объект на платформе.
[
← |
→]
16. Hagsätra [Хагсе́тра], 01.12.1960. Конечная станция этой ветки и маршрута T19. Перекрёстный съезд расположен перед станцией, оборот поездов осуществляется то по одному пути, то поочерёдно по обоим.
Теперь возвращаемся на станцию Gullmarsplan и едем оттуда на станцию Skärmabrink, вторую развилку Зелёной линии.
[
← |
→]
17. Skärmabrink [Хэ́мабри́ньк], 01.10.1950. Развилочная станция на 4 пути: средние пути используются маршрутом T18, по которому мы поедем дальше, крайние - T17. Рядом с этой станцией находится депо.
[
← |
→]
18. Skärmabrink. Арт-объект на одной из платформ.
[
← |
→]
19. Blåsut [Блосю́т]. Эта станция и 5 следующих открыты 01.10.1950.
[
← |
→]
20. Sandsborg [Сандсбо́рь]. Архитектура станции минималистична.
[
← |
→]
21. Skogskyrkogården [Ско́гщюкого́дан]. Тоже типовой проект, но есть украшения.
[
← |
→]
22. Skogskyrkogården. Украшение станции - деревянный стол и два громадных (почти в человеческий рост) деревянных кресла.
[
← |
→]
23. Tallkrogen [Талькрю́ген]. Типовой проект без заметных украшений.
[
← |
→]
24. Gubbängen [Губэ́ньан]. Аналогично.
[
← |
→]
25. Hökarängen [Хё́карэ́ньан]. "Колоритная" станция - декоративные пластины между колоннами покрашены в пары цветов, плавно меняющихся по градиенту между двумя концами платформы.
[
← |
→]
26. Hökarängen, непонятный арт-объект на платформе.
[
← |
→]
27. Farsta [Фо́ршта], первоначально построена 18.11.1958, перестроена 04.11.1960. Долгое время станция была конечной, имеет более широкую платформу по сравнению с другими станциями.
[
← |
→]
28. Farsta strand [Фо́ршта странд], 29.08.1971. Крытая (не подземная) станция, конечная станция ветки маршрута T18. К западу от платформы проходит третий путь, назначение которого осталось для меня непонятным.
Теперь возвращаемся на станцию Skärmabrink и далее едем по маршруту T17, юго-восточному, с самыми новыми станциями. Здесь есть даже две подземные станции.
[
← |
→]
29. Hammarbyhöjden [Ха́мабюхё́дэн], 18.11.1958. Видно, что станция недавно была отремонтирована-обновлена.
[
← |
→]
30. Björkhagen [Бьёркхо́гэн], 18.11.1958.
[
← |
→]
31. Björkhagen, арт-объект на платформе.
[
← |
→]
32. Kärrtorp [Щя́рторпь], 18.11.1958.
[
← |
→]
33. Bagarmossen [Бо́гамо́сэн], 15.08.1994. Первоначальная версия станции (18.11.1958) была наземной, но при продлении линии в 90-е годы была построена новая станция - подземная односводчатая пещерная. Впрочем, оформление этой станции минималистично по сравнению с пещерными станциями Красной и Синей линий - на некрашеных стенах просто установлены цветные градиентные полосы.
[
← |
→]
34. Skarpnäck [Скарпнэк], 15.08.1994. Самая новая станция линии, конечная для маршрута T17. Станция односводчатого пещерного типа. Оформлена в насыщенных красных тонах. По оси станции установлены гигантские (с человеческий рост) гранитные скамьи.
[
← |
→]
35. Skarpnäck, выход со станции.
[
← |
→]
36. Skarpnäck. Как обычно на стокгольмских подземных станциях, здесь установлен знак с указанием сторон света.
Вот и всё, юг Зелёной линии осмотрен. В следующей прогулке по метро Стокгольма я покажу станции другого типа - не похожие ни на наземные станции этой серии, ни на
пещерные станции предыдущей серии.
PS. Эта фотопрогулка оформлена в формате "пробежки" - по 1-2 фотографии на станцию, чтобы не превысить лимит в 36 фотографий. На Metrowalks.Ru потом пойдёт полная подборка фотографий каждой станции во всех ракурсах. Если какие-то станции особенно заинтересовали - пишите в комментах, посвящу им отдельные внеочередные посты с большим количеством фотографий.
Дополнительная информация:
схема метро Стокгольма на сайте UrbanRail.Net Другие фотопрогулки по
метро Стокгольма:
Предыдущая:
Синяя линия - "пещерные" станции Следующая:
центральные станции Зелёной и Красной линий Предыдущая серия
фотопутешествий по Швеции и Стокгольму:
Стокгольм, прогулка по современному жилому району Sickla Следующая серия:
виды Стокгольма с городского лифта Katarinahissen