В сентябре 2009 года я был в столице Норвегии - городе
Осло и исследовал обширное метро этого города, проехав по всем линиям и осмотрев все станции.
Краткая историческая справка.
Метро в Осло (Tunnelbane или T-bane) развивалось из нескольких несвязанных транспортных систем, строительство которых было начато на рубеже XIX-XX веков. Это были и пригородные железные дороги, проходящие из центральной части Осло по разным берегам Осло-фьорда, и линии light rail / скоростного трамвая, и линии, которые с самого начала строились по стандартам метро. Эти линии не были объединены в общую сеть, на них использовался различный несовместимый подвижной состав, разное энергоснабжение (нижний и верхний токосъём), следы чего сохранились до наших дней. В 80-е годы XX века под центром города был построен центральный тоннель для всех линий метро, однако сквозное движение по нему стало возможным лишь в 90-е годы из-за несовместимости подвижного состава и сигнализации до этого времени. В 2006 году в дополнение к центральному тоннелю было построено несколько станций севернее, в результате чего получилось замкнутое кольцо.
После образования кольца в 2006 году, схема метро Осло выглядит следующим образом: по центру города проходит кольцо, от которого отходят радиусы во все стороны; поезд приходит с одного из радиусов, проходит какую-то часть кольца (все маршруты проходят центральный тоннель, а один из маршрутов делает аж полтора оборота по кольцу!), после чего уходит с кольца по другому радиусу. На сегодняшний день в метро Осло примерно 6 линий и более 100 станций, два десятка которых закрыты на реконструкцию. На большинстве станций пути расположены посередине, а платформы - по бокам. Одна из линий до сих пор частично использует верхний токосъём и имеет пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне, реконструкция должна быть закончена к 2011 году.
Схему метро Осло и его историю можно посмотреть на сайте Роберта Швандля Urbanrail.Net.
Предлагаю вашему вниманию краткий обзор по метро Осло в формате "одна плёнка - 36 кадров": фотографии разных типов станций и линий, окрестности некоторых станций, фотографии поездов и интерьеров вагонов.
Начнём со станций центрального тоннеля - общего для всех линий: Majorstuen, Nationaltheatret, Stortinget, Jernbanetorget, Grønland, Tøyen.
[
← |
→]
1. Majorstuen. Наземная станция больше похожа не на метро, а на железнодорожный вокзал (которым она и являлась в первой половине XX века) с большим количеством путей и сложным путевым развитием. Налево (относительно точки съёмки) уходят разветвляющиеся пути наземных линий в западную часть города и на кольцо, направо - в общий для всех линий центральный тоннель.
[
← |
→]
2. Nationaltheatret. Станция расположена в центре города около национального театра, недалеко от королевского дворца.
[
← |
→]
3. Stortinget. Станция расположена в центре города около здания Парламента, по которому получила своё название. На станции - 4 пути, два из которых были конечными для восточных линий, пока линии не были объединены в общую систему метро.
[
← |
→]
4. Jernbanetorget. Станция расположена под центральным железнодорожным вокзалом Осло. Название Ярнбанэторьет переводится как "площадь железной дороги"
[
← |
→]
5. Grønland. В правой части кадра видно табло с бегущими строками, на котором показывается время до прибытия поездов каждой линии (через станции центрального тоннеля проходят ВСЕ линии!) и длина поезда. Для поездов, прибывающих в течение ближайших 15 минут, показывается число минут, оставшихся до прибытия, для более поздних - указывается время прибытия. Такие табло есть на всех станциях, общих для нескольких линий, а также на крупных станциях отдельных линий.
[
← |
→]
6. Tøyen. Последняя (восточная) часть центрального тоннеля. На станции три пути: один используется для прибытия с кольца (линии 5 и 6) (на фото он не виден), второй - для прибытия с восточных радиусов (линии 1-4), третий - для отправления по всем маршрутам.
[
← |
→]
7. Станция Sinsen. Уже не относится к центральному тоннелю. Примечательна исключительно тем, что это самая новая станция метро Осло, в результате открытия которой линии метро образовали замкнутое кольцо. Через неё проходят поезда только кольцевой линии (4/6).
[
← |
→]
8. Наземная станция Østhorn - типичная наземная станция старых линий.
[
← |
→]
9. Всего 3-4 километра от самого центра города - а выглядит так, как будто бы приехал в лесопарк. Пейзаж около станции Østhorn 3-й линии.
[
← |
→]
10. Вход на наземную станцию Tåsen. Никаких ограждений и турникетов.
[
← |
→]
11. Но, всё же, в последний год станции начали оборудоваться турникетами. На фото - работы по установке турникетов на станции Tøyen.
[
← |
→]
12. На станциях метро Осло часто ведутся работы по реконструкции прямо во время работы, без закрытия движения. Например, на этом снимке (станция Økern на 5-й линии) возводится автомобильный или пешеходный мост из монолитного железобетона над платформой и путями станции.
[
← |
→]
13. Слегка реконструированная станция - Rødtvet на той же 5-й линии.
[
← |
→]
14. Очень немногие станции метро Осло имеют какое-либо художественное оформление. Пример одной такой станции - Veitvet на той же 5-й линии. Украшения минималистичны.
[
← |
→]
15. Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель.
[
← |
→]
16. ... А бывает наоборот: пути перед станцией идут по поверхности, а сама станция находится под землёй (или под горой).
[
← |
→]
17. На окраинах Осло очень мало подземных станций. Станция Romsås (произносится "Румсос") на 5-й линии - одно из немногих исключений. Низ - натуральная гранитная скала, верх - никак не обработанный монолитный железобетон.
[
← |
→]
18. Конструкции станции Romsås крупным планом.
[
← |
→]
19. Ещё одна подземная станция - Ellingsrudåsen - конечная на восточном конце 2-й линии. Уникальна тем, что не имеет выхода на поверхность в привычном смысле: эскалаторов и лестниц нет! Выйти можно только поднявшись на лифтах.
[
← |
→]
20. Большинство конечных станций - это просто тупики с перекрёстным съездом перед станцией. 15-минутный интервал вполне позволяет обойтись без оборотных путей за станцией (на некоторых конечных есть оборотные пути за станцией, но они - скорее исключение, а не правило). На фото - конечная станция на западе 2-й линии - Østerås.
[
← |
→]
21. Пример станции с богатым путевым развитием - Brynseng. Здесь, в восточной части города, разветвляются линии 2/3 и 4. На станции 4 пути и 3 платформы (хотя, казалось бы, можно было обойтись только двумя островными платформами). Разветвление линий выполнено в разных уровнях (а в некоторых других местах бывают разветвления с самопересечениями в одном уровне, но такую картину сфотографировать не удалось).
[
← |
→]
22. Перекрёстный съезд около станции Haugerud 2-й линии (это не конец линии и не развилка, просто резервный съезд).
[
← |
→]
23. А иногда вместо перекрёстных съездов используются такие упрощённые конструкции (фото снято на 1-й линии).
[
← |
→]
24. 1-я линия метро Осло - самая уникальная ретро-линия. Она ещё не оборудована контактным рельсом, используется верхний токосъём, есть много пересечений с дорогами в одном уровне. Вторая уникальность - линия выходит из-под земли на уровне моря и поднимается на высоту 500 метров над уровнем моря.
[
← |
→]
25. На 1-й линии очень много крутых участков и кривых малых радиусов. Настоящий горный серпантин. Линия должна быть реконструирована к 2011 году. К сожалению, 6 конечных станций этой линии были закрыты на реконструкцию за несколько дней до моего визита, и сфотографировать их не удалось.
[
← |
→]
26. Åsjordet - станция 6-й линии. Эта линия была так же с верхним токосъёмом и пересечениями в одном уровне. Эта станция была открыта после реконструкции в полноценное метро в числе первых в 2008 году. Ещё 14 станций реконструируются и будут открыты в ближайшие годы.
В заключении - разные вагончики.
В настоящее время (2006-2010 годы) в метро Осло производится полная замена подвижного состава: все вагоны должны быть заменены на новые
MX3000 производства Siemens. Осенью 2009 года эта модель уже составляла большинство в метро Осло.
Мне повезло, и я ещё успел застать несколько оставшихся в работе ретро-вагонов модели
T1300, которые могут работать как на линиях с нижним токосъёмом, так и с верхним - как трамвай или пригородный электропоезд. Эти вагоны могут быть ликвидированы в самое ближайшее время - после завершения модернизации линий с верхним токосъёмом. В дни моего визита на линиях насчитывались лишь несколько вагонов этой модели. А вот вагонов моделей
T1000 и
T2000 я уже не застал.
[
← |
→]
27. Голова поезда из вагонов модели T1300 на 1-й линии. Выглядит очень необычно: поезд выезжает из тоннеля, отключает токоприёмники от контактного рельса, поднимает пантограф и едет дальше как трамвай или электричка. Через несколько месяцев этого уже не будет...
[
← |
→]
28. T1300 на подземной станции Tøyen. Здесь пантограф опущен.
[
← |
→]
29. Интерьер ретро-вагонов T1300.
[
← |
→]
30. Интерьер ретро-вагонов T1300.
[
← |
→]
31. Поезд из вагонов MX3000 на станции Ullevål Stadion.
[
← |
→]
32. Поезд из вагонов MX3000 на станции Røa. Вид с надземного пешеходного перехода.
[
← |
→]
33. Интерьер вагона MX3000.
[
← |
→]
34. ...
[
← |
→]
35. Вагон-пылесос, случайно встреченный мной в северной части 3-й линии.
[
← |
→]
36. Депо на 4-й линии (вид из окна поезда). На парковых путях видно два оранжевых вагона модели T1000, которые уже не используются.
Метро Осло - довольно большое. Одного поста для получения полной картины, мне кажется, мало. В будущем подготовлю отдельные фотопробежки по каждой линии, а также более подробный обзор центральных станций.
PS. Самым сложным при подготовке этого фотообзора было отобрать 36 показательных фотографий из 600 отснятых. На подготовку этого обзора, как и многих других обзоров, ушло 4 вечера по несколько часов, поэтому прошу отнестись с пониманием, если в ближайшее время я буду появляться в ЖЖ с фотопрогулками и фотопутешествиями немного пореже; нужно уделять время и личным делам.
Предыдущая серия фотопутешествия по
Норвегии и Осло:
Осло - обзорная прогулка по известным местам города Следующая серия:
Осло - 3D-панорама на ратушной площади города Update:
Следующая серия фотопрогулок по
метро Осло:
Вторая линия (Røabanen - Furusetbanen)