Станция Политехническая Санкт-Петербургского метрополитена

Apr 04, 2014 03:09




Станция «Политехническая» 1-й, Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена. - брат-близнец станции « Площадь Мужества». Обе эти станции являются первми двумя односводчатыми станциями в Ленинграде, они были открыты в один день и располагаются они на одной линии одна за другой, поэтому я и показываю их подряд. Станции были открыты 31 декабря 1975 года в составе участка Лесная - Академическая. Проект был признан удачным и в последующие 16 лет в Ленинградском метрополитене появилось более десяти станций аналогичной конструкции.

Станция Политехническая расположена в северной части Санкт-Петербурга у перекрёстка Политехнической улицы с улицей Гидротехников рядом с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом (бывшим Ленинградским политехническим институтом), от которой она получила своё название.

Художественное оформление станции минималистично и не посвящено ни историческим событиям, ни местности, где располагается станция. Изначально путевые и торцевые стены были облицованы травертином - пористым известняком серого цвета с лёгким зеленовато-желтоватым оттенком, слегка отполированного. Над травертиновой облицовкой во всю длину путевых стен была установлена полоса из анодированного алюминия розового цвета, таким же образом были оформлены технологические двери. Освещение станции было установлено на консолях, выступающих со стыка путевых стен и свода; свет ртутных ламп зеленовато-голубого цвета хорошо сочетался с цветом облицовки. Также имелась дополнительная световая полоса под карнизом, подсвечивающая название станции на путевых стенах. Архитекторы станции - С. Б. Сперанский, Н. В. Каменский, Л. Г. Бадалян.

Однако даже такое минималистическое оформление было испорчено аж три раза в ходе трёх последовательных “ремонтов”. Сначала, перед открытием “размыва” (в первой половине 2004 года) голубые ртутные лампы были заменены на оранжевые натриевые. Зеленоватый травертин и розовый алюминий сразу перестали “играть” оттенками в таком свете, и всё стало выглядеть равномерно серо-рыжим: что пол, что стены, что белый свод. Одновременно с этим была демонтирована световая полоса, подсвечивавшая названия станции на путевой стене. Затем, в 2005 году, в ходе ремонта торцевых стен, их облицовка была заменена с каменной на композитные панели, которые я условно называю “крашеным гипсокартоном”. А в ходе ремонта 2010 года была заменена облицовка путевых стен: полосы из анодированного алюминия розового цвета были заменены на крашеные в жёлтый цвет панели из материала типа сайдинга или профнастила, а исходный травертин был заменён на новый камень, немного похожий, но чисто светло-серый (без исходного желтовато-зеленоватого отлива) и не такой блестящий, как старый. Для полноты “модернизации” остаётся ещё заменить гранитное покрытие пола на асфальтовое, а потолок закрыть пластиковыми панелями. Но, надеюсь, до этого руки “вандалов-редизайнеров” не дойдут.

С 1995 до 2004 года Политехническая находилась на оторванном от “большого” метро участке Площадь Мужества - Девяткино, который был изолирован в связи с прорывом плывуна между Лесной и Площадью Мужества. В связи с этим вспоминается одна грустная история. Несколько моих знакомых выбирали, поступать им в большой Университет или же в Политех на аналогичную специальность, и выбрали Политех в первую очередь из-за транспортной доступности, потому что он находится прямо у метро. Каково же было их разочарование, когда на первом же курсе через 4 месяца после поступления метро стало тут абсолютно бесполезным и не было восстановлено до окончания обучения! Впрочем, всё это уже далеко в прошлом, и будем надеяться, что подобных длительных аварий больше не случится.


[ | ]
1. Станция Политехническая, продольный вид от глухого торца в сторону выхода (с северо-востока на юго-запад).



[ | ]
2. Поперечный вид станции Политехническая.



[ | ]
3. Северо-восточный торец Политехнической. Раньше он был облицован камнем, теперь же - крашеными гипсокартонными панелями.



[ | ]
4. Диагональный вид станции Политехническая.



[ | ]
5. Путевая стена. Здесь хорошо видны выступающие консоли, на которых установлено освещение. А старой подсветки полосы, на которой установлены декоративные буквы «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», теперь уже нет.



[ | ]
6. Односводчатые станции всегда были удобны и хороши своим простором. Однако в последние годы этот простор был загромождён множеством объектов, расставленных по оси платформы: помимо попавших в кадр газетного киоска, информационного стенда и указательного столба (которому для упрощения здесь даже не придали традиционный облик «Троицкий мост»), станцию сейчас ещё загромождают оставшиеся за спиной фотографа рекламный щит, “инфосос”, ещё один информационный стенд, большой сарай (ремонтная бытовка), стоящий на платформе с 2009 года, и прочие объекты.



[ | ]
7. “Инфосос” традиционно стоит ровно посередине зала станции, перекрывая перспективный вид от эскалаторов к глухому торцу зала.



[ | ]
8. Схема линии на путевой стене Политехнической. Традиционно, посылаю лучи поноса и диареи установщикам «нового информационного пространства», которые не осилили расположить эти схемы соосно со старым декоративным названием станции, расположенным выше.



[ | ]
9. Технологическая дверь к кабельным каналам. Раньше на Политехнической и дверь, и полоса над ней, были облицованы анодированным алюминием розового цвета, теперь же это просто крашеный в жёлтый цвет “профнастил”.



[ | ]
10. Историческое фото 2010 года: здесь полоса уже заменена на новую, а дверь стоит ещё старая, блестящая.



[ | ]
11. Юго-западный торец станции Политехническая, выход в город.



[ | ]
12. У прохода к эскалаторам сохранилась облицовка из старого камня (фото 2010 года). Если сравнить цвет камня и его блеск с новой облицовкой с предыдущих фотографий, то видно, что общего между ними мало.



[ | ]
13. Историческое фото станции Политехническая 2004 года. Вот так выглядела станция до трёх “ремонтов”, произведённых за прошедшие годы.



[ | ]
14. Диагональный вид Политехнической в оригинальном облике (фото 2004 года).



[ | ]
15. Поперечный вид Политехнической в исходном виде (2004 г.).



[ | →]
16. И в заключении - станция Политехническая с вагончиками. Это уже исторический кадр: вагонов модели «Е» в Петербургском метрополитене почти не осталось. Спасибо за внимание!


станция Политехническая, 5d2.16-35, 5d3.16-35, 2014, Кировско-Выборгская линия, Петербургский метрополитен, 2004, метро, oly5050, фото, 2010

Previous post Next post
Up