В июне-июле этого года, наконец, удалось совершить путешествие по Норвегии,
задуманное несколько лет назад.
Путешествие продолжалось 2½ недели. В первые дни мы стремительно пронеслись через всю Финляндию с юга почти до самого севера. Затем неспеша проехали по Норвегии с северо-запада на юго-восток, посетив большое количество природных, исторических и городских примечательных мест - от Нордкапа до Прейкестулена. А в последние дни не менее стремительно пронеслись с запада на восток через Швецию и Финляндию обратно до Питера. Итого получилось примерно 6800 км (по автомобильному одометру) плюс многочисленные короткие и длинные паромные переправы, которые мы не считали.
Главное впечатление поездки: суровая северная природа прекрасна! Море, фьорды, горы, ледники, бурные реки и водопады, необычная растительность на севере - мхи и лишайники, олени бродят повсюду, как будто бы нет людей вокруг, солнце светит всю ночь, мосты и тоннели - десятки каждый день, высота постоянно меняется от 0 до 1000 метров над уровнем моря, что аж уши закладывает. Хотелось останавливаться каждые 50 километров и массово фотографировать всё это, чтобы потом три года показывать.
Главное разочарование поездки: на пятый день путешествия у меня умер фотоаппарат, не выдержав сурового северного климата, поэтому фотографий не будет.
[
← |
→]
1. GPS-трек нашего путешествия. 17 дней, 6787.6 :) км на машине, более 400 километров на паромах и пара десятков километров пешком.
[
← |
→]
2. Путешествие начиналось через Финляндию, а Финляндия каждый раз дарит нам неожиданные сюрпризы. На этот раз сюрпризом был музей колоколов под открытым небом, встретившийся нам около 4-й дороги где-то на юге северной Остроботнии.
[
← |
→]
3. Заехали в Оулу погулять несколько часов и переночевать. Оулу оказался большим и симпатичным финским городом, как и ожидалось. На фото - скульптура полицейского на рыночной площади, один из символов города.
[
← |
→]
4. На следующий день был Рованиэми - самый большой по площади город Европы, но довольно небольшой по населению. Рованиэми, в отличие от Оулу, не понравился. Застройка хаотична и не интересна, не ощущается финского уюта. На фото - площадь Лорди, центральная площадь Рованиэми, названная в честь известной современной финской панк-рок-группы.
[
← |
→]
5. Рядом с Рованиэми мы пересекли полярный круг туда-сюда несколько раз :-) и погуляли по “музейной” деревне Санта-Клауса, точнее говоря, Йоулу-пукки, если по-фински. Хотели ещё зайти в подземный Санта-парк, расположенный под полярным кругом, но в те дни он был закрыт в связи с “летним Рождеством”. Это последняя финская фотография, а дальше будет, собственно, Норвегия.
[
← |
→]
6. Самая северная точка нашего путешествия - мыс Нордкап, самая северная точка материковой Европы, расположенная на 300-метровой скале на острове, связанным с материком 6-километровым тоннелем 250-метровой глубины. Сюда мы стремились попасть в неделю летнего солнцестояния и непременно в полночь, чтобы насладиться максимально высоким полуночным солнцем. К сожалению, в полночь не повезло с погодой (поливающие облака начинались на 50-метровой высоте, а Нордкап находится на высоте 300 метров), но северная погода внезапно меняется по несколько раз в сутки, и через пару часов было уже вполне солнечно.
[
← |
→]
7. Ледник (или снежник?:) на горе летом в солнечную ночь прекрасен! Все ледники-снежники расположены на разных высотах, поэтому таять начинают в разное время, поэтому в норвежских горах непрерывно текут горные ручейки-речки водопады в течение всего лета.
[
← |
→]
8. Неподалёку от Нордкапа располагается Хоннингсвог - самый северный недогород Европы. Он претендует называться самым северным городом, но по норвежским правилам в городе должно проживать не менее пяти тысяч человек, а здесь - вдвое меньше.
[
← |
→]
9. А вот Хаммерфест считается самым северным настоящим городом Европы, хотя находится несколько южнее Хоннингсвога. Достопримечательностей в городе почти нет, есть только музей полярных медведей, который находится прямо в здании городской администрации. После мокрого Хаммерфеста мой фотоаппарат отсырел и отказался включаться, поэтому больше подробных фотографий не будет, все остальные снимки сделаны на мобильный телефон, чтобы хоть как-нибудь разбавить текст этого поста картинками.
[
← |
→]
10. В Альте зашли в музей наскальной живописи. Во второй половине XX века здесь совершенно случайно нашли многочисленные выдолбленные наскальные рисунки, возраст которых - от 6 до 3 тысяч лет, почистили, дорисовали-подкрасили и выставили на всеобщее обозрение. Лоси-олени, медведи, люди, лодки, сцены охоты и рыбалки и прочих шаманских действий. А в правом верхнем углу мы увидели что-то похожее на компьютерную клавиатуру.
[
← |
→]
11. На следующий день были Лофотенские острова. Раньше здесь занимались рыболовством, а теперь в основном туризмом (с тех пор, как несколько лет назад сюда проложили новую дорогу Е10 и построили пару десятков мостов и тоннелей). На фото - историческая рыбацкая (а ныне музейная) деревня Нусфьорд. Раньше здесь жили рыбаки, а теперь в этих домиках - музей, гостиницы и рыбные рестораны.
[
← |
→]
12. Лофотенские острова тоже находятся за полярным кругом, поэтому летом ночью здесь светит солнце. Фотографировать на телефон в контровом свете - конечно, изврат. Но зато, в отличие от Нордкапа, этот снимок честно сделан в астрономическую полночь.
[
← |
→]
13. Ещё один бывший рыбацкий, а ныне туристический городок на Лофотенских островах - О! Населённый пункт с самым коротким названием. По-норвежски его название пишется как «Å». Кстати, домики стоят на ножках не только из-за того, что так удобнее рыбакам, а потому что это открытый Атлантический океан и тут бывают приливы и отливы по несколько раз в день, уровень воды колеблется примерно на метр.
[
← |
→]
14. Чтобы не ехать ещё раз той же самой единственной дорогой, с Лофотенских островов мы переправились обратно на материк на 100-километровом пароме в Будё. Вид Норвежских гор с моря тоже прекрасен. К сожалению, на мобилофото это не передать.
[
← |
→]
15. В этот же день (точнее говоря, в этот же самый полярный день, ибо к этому времени у нас начался полный расколбас между днём и ночью, и календарный день был уже совсем другой) мы пересекли полярный круг ещё раз и постепенно начали возвращаться в более привычные широты. Полярный круг на территории Норвегии на дороге Е6 более суров, чем тот, что близ Рованиэми: здесь он находится на плато на высоте 680 метров над уровнем моря на лысом плато, продуваемом всеми ветрами, и всё это плато посетители застроили традиционными саамскими пирамидками из камней.
[
← |
→]
16. По пути в более южные края случайно заехали в Стиклестад, место гибели норвежского короля Олафа II Святого в 1030 году. На фото - старинная церковь в этом посёлке.
[
← |
→]
17. Тронхейм, он же Нидарус - древняя столица Норвегии. Здесь есть старинная крепость, старинный готический собор, построенный в XI-XIII веках, и набережная с домами необычной архитектуры. К сожалению, к концу этого дня погода опять испортилась (в Норвегии она меняется по несколько раз в день на абсолютно противоположную), а к этому дню у нас наметилось некоторое отставание от графика, поэтому Тронхейм мы осмотрели весьма поверхностно и под дождём, времени ждать хорошей погоды у нас уже не было.
[
← |
→]
18. Центральная набережная Тронхейма. Такая архитектура больше свойственна небольшим норвежским рыбацким деревням, нежели европейским столицам.
[
← |
→]
19. После Тронхейма нас ждали интересные и живописные дороги. Например «Атлантическая дорога», проложенная по островам на западном побережье Норвегии с многочисленными мостами причудливой формы. Поскольку это самое-самое побережье перед открытым морем, это то самое место, где во время приливов вода начинает затекать в длинные узкие фьорды, в такие моменты здесь под мостами наблюдается очень стремительное течение.
[
← |
→]
20. «Лестница Троллей» (она же известна и как «Дорога Троллей») - одна из популярнейших норвежских природно-антропогенных достопримечательностей. Живописная 7-километровая дорога-серпантин с уклоном 10%, поднимающаяся среди водопадов на высоту почти 700 метров.
[
← |
→]
21. В нашем путешествии были дороги и покруче, и поэкстремальнее, но «Лестницу Троллей» выделяет среди них то, что сверху она выглядит очень живописно, и там оборудованы смотровые площадки, нависающие над обрывами.
[
← |
→]
22. Гейрангер-фьорд - самая раскрученная природная достопримечательность Норвегии. Очень длинный и узкий (около полукилометра) фьорд с изумрудного цвета водой, извилисто протянувшийся среди живописных гор. Все подъезды к Гейрангеру - либо по экстремальным дорогам-серпантинам, либо на пароме.
[
← |
→]
23. Сверху, кстати, Гейрангер выглядит посимпатичнее, чем снизу. Внизу посёлок переполнен туристами со всех краёв света.
[
← |
→]
24. Отправившись из Гейрангера дальше по нашему маршруту, мы случайно заметили указатель на какую-то природную достопримечательность, и свернув на неприметную извилистую дорожку с указателем, что сюда вы ведёте машину на свой страх и риск, через несколько минут очутились на горе Далснибба на высоте 1500 метров над уровнем моря (она оказалась самой высокой точкой нашего путешествия). Хорошо, что на машине, а не пешком, потому что весь запас одежды постоянно возится с собой, и часто по несколько раз в день приходилось переодеваться с лёгкой футболки и шортов до тёплой куртки с двумя свитерами и шапкой.
[
← |
→]
25. А внизу под Далсниббой - всё тот же Гейрангер, который без бинокля уже и не разглядишь.
[
← |
→]
26. Историческая достопримечательность Норвегии - многочисленные древние деревянные церкви-“ставкирки”. На фото - самый древний экземпляр, в Урнесе (примерно 1130 год).
[
← |
→]
27. А это - антропогенная достопримечательность - фломская железная дорога, ведущая с берега одного из фьордов на 800-метровую высоту к магистральной железнодорожной линии Осло - Берген. Раньше у этой железной дороги была транспортная и грузовая функция, но в наше время она стала исключительно туристической. Во время часового подъёма из окон вагонов открываются совершенно замечательные виды на горы, долины, ущелья и водопады.
[
← |
→]
28. От Флома мы планировали за пол-дня добраться до Прейкестулена, но трёхсоткилометровый путь по дороге №13 растянулся почти на сутки. Половина пути пролегала по однополосной дороге с периодически встречающимися расширениями для встречных разъездов, с одной стороны - обрыв к морю, с другой - скальная стена, и когда приходилось разъезжаться с фурами - было страшновато. Зато мы были вознаграждены красивыми видами мощных водопадов по пути. На фото - только половинка водопада, например. Второе русло не влезло в кадр.
[
← |
→]
29. Наконец, 600-метровая скала Прейкестулен на Люсе-фьорде. Прежде чем насладиться красивыми видами, пришлось два часа карабкаться по скальным тропинкам (а потом ещё столько же обратно).
[
← |
→]
30. Вознаграждение за трудный подъём - совершенно замечательные виды с 600-метрового обрыва над фьордом. Как пошутили в комментах во Вконтактике, «Громко не кричать! Может отвалиться туристическая часть!».
[
← |
→]
31. Можно сесть на самый край и поболтать ногами. Мне не хватило смелости свесить обе ноги вместе, поэтому сначала поболтал правой, а потом - левой. :-)
[
← |
→]
32. Недалеко от Прейкестулена на другой стороне фьорда есть ещё одна не менее красивая гора Кьераг с большим камешком, застрявшим в ущелье на большой высоте, но мы опоздали на паром, ходящий раз в день, а ждать следующего дня или ехать в объезд по длинному серпантину уже не было времени, поэтому мы рванули в Осло, чтобы последний день провести в расслаблении, гуляя по знакомому городу. На фото -
ословская ратуша, например.
[
← |
→]
33. В Осло у меня была запланирована прогулка по метро, чтобы сфотографировать линии и станции, которые были закрыты на реконструкцию в 2009 году, когда я там был прошлый раз. Но без фотоаппарата подробная прогулка по метро не имела смысла, поэтому мы просто съездили на Frognerseteren - самую высокую станцию ословского метро (469 метров над уровнем моря), а оттуда пошли гулять вниз пешком.
[
← |
→]
34. На горе Holmenkollbakken расположен крупный горнолыжно-трамплинный центр, откуда открываются совершенно замечательные виды на всё Осло. Очень, очень не хватало телевика для детальных фотографий!
[
← |
→]
35. Последние два дня прошли в дороге. Магистраль Осло - Стокгольм (Е18) - не очень интересная, зато довольно быстрая. Потом ночь на красивом современном пароме Silja Galaxy, и ещё пол-дня от Турку до Питера (недоехав до которого 50 км мы попали в глухую пробку ещё на пол-дня - в единственную пробку во время нашего путешествия).
[
← | →]
36. Спасибо за внимание!