Для симметрии :) добавлю фотообзор противоположной конечной станции Фрунзенско-Приморской линии Санкт-Петербургского метрополитена - станции «Комендантский проспект». На её открытии в 2005 году я тоже присутствовал, но воспоминаний и фотографий почти не сохранилось. А фотографии в этом посте были сняты в 2010 (и даже в 2008) году, но были немножко подзабыты. А сейчас представился хороший повод поделиться ими.
Общая информация о станции и небольшая историческая справка, если кто уже не помнит. Станция Комендантский проспект расположена на
5-й, Фрунзенско-Приморской линии в её северо-западном конце, после станции Старая Деревня. Это старый советский долгострой: по свидетельствам, проходка была начата ещё в 1986 году, но вскоре, из-за распада СССР, была приостановлена. Работы были возобновлены в 2000-е годы, и 2 апреля 2005 года станция была открыта для пассажиров.
Вход на станцию Комендантский проспект находится на Комендантском проспекте рядом с Комендантской площадью, чем и объясняется её название. Станция не имеет наземного вестибюля, вход и выход осуществляются через подземный вестибюль, соединённый с подземным переходом под Комендантским проспектом. Однако следуя традиции, через несколько лет этот подземный переход был соединён с большим торгово-развлекательным комплексом на Комендантской площади.
Комендантский проспект - колонно-стеновая трёхсводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Путевые стены и колонны облицованы голубым и бежевым пластиком («как в бане» (q) экс-губернатор Матвиенко), после чего они были украшены мозаичными медальонами, посвящёнными советским авиаторам в годы Великой Отечественной войны. Полы выложены гранитом типовых цветовых оттенков. Станцию украшают два больших мозаичных панно на тему русской авиации: медведь с балалайкой и мужик с самоваром на воздушном шаре (в торце центрального зала станции) и «Слава в веках первым российским авиаторам» (в верхнем вестибюле станции над эскалаторами). Автор мозаик - художник Александр Быстров, изготавливающий мозаики для всех новых станций Петербургского метрополитена в последние годы.
[
← |
→]
1. Для начала - несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Комендантский проспект, вид вдоль, от входа к глухому торцу (примерно с юго-востока на северо-запад).
[
← |
→]
2. Станция Комендантский проспект, вид по диагонали.
[
← |
→]
3. Комендантский проспект, северо-западный торец центрального зала станции. Здесь в будущем должен появиться либо второй выход, либо переход на перспективную линию (теперь уже неизвестно, какую), для чего построен задел со ступенями и мостиком над платформой первого пути. В настоящее время здесь установлен барьер, поэтому, к сожалению, поближе к мозаике подойти невозможно.
[
← |
→]
4. Мозаичное панно на тему российской авиации в северо-западном торце станции Комендантский проспект. Воздушный шар, мужик с самоваром, медведь с балалайкой, золотые купола… Да, именно так всё оно и есть на самом деле! Автор мозаики - художник Александр Быстров.
[
← |
→]
5. Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене - название станции «Комендантский проспект» в новом исполнении.
[
← |
→]
6. До введения "нового информационного пространства" название станции на путевой стене выглядело совершенно иначе (историческое фото сделано в 2008 году). Этот элемент декоративного оформления станции был безвозвратно утерян в конце 2009 года.
[
← |
→]
7. Колонные секции на станции Комендантский проспект перемежаются с монолитными стенами, украшенными мозаичными медальонами на тему советской авиации в годы Великой Отечественной войны. Это - северо-восточная стена (у первого пути).
[
← |
→]
8. 1-й медальон со стороны входа.
[
← |
→]
9. 2-й.
[
← |
→]
10. 3-й.
[
← |
→]
11. Монолитная стена между центральным залом и платформой второго пути.
[
← |
→]
12. 1-й медальон со стороны входа. К сожалению, потерял эту фотографию в нормальном качестве, пришлось увеличивать вырезку из общего вида. Надо бы съездить и переснять…
[
← |
→]
13. 2-й.
[
← |
→]
14. 3-й.
[
← |
→]
15. Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях - с одной платформы Комендантского проспекта по диагонали на другую сквозь всю станцию. Опять вылезли традиционные проблемы с освещением: разная цветовая температура в центральном зале и на платформах, а в позднее вечернее время половина освещения в центральном зале вообще выключена.
[
← |
→]
16. Боковой зал станции Комендантский проспект, общий вид (это 2-й путь, посадка в сторону станции Старая Деревня).
[
← |
→]
17. Путевая стена Комендантского проспекта крупным планом.
[
← |
→]
18. Историческое фото (2008): схема линии на путевой стене Комендантского проспекта до разделения 4-й и 5-й линий.
[
← |
→]
19. Проход к эскалаторам станции Комендантский проспект. Слева на нераскрытом прогоне размещён мозаичный медальон «60-летию победы 1945-2005», справа - «Героическим защитникам Родины 1941-1945 посвящается».
[
← |
→]
20. Мозаичный медальон «60-летию победы 1945-2005» около эскалаторов станции Комендантский проспект крупным планом. К сожалению, противоположный медальон сфотографировать забыл…
[
← |
→]
21. Теперь поднимемся со станции Комендантский проспект наверх… Над эскалаторами расположено мозаичное панно «Слава в веках первым российским авиаторам». Кстати, движение эскалаторов здесь - левостороннее, чтобы избежать перекрещивания пассажиропотоков.
[
← |
→]
22. И в заключение - несколько исторических фотографий. Праздничный плакат в день открытия станции Комендантский проспект 2 апреля 2005 года.
[
← |
→]
23. Сейчас здесь проходит Комендантский проспект, а в 2005 году, из-за незавершённых строительных работ на Комендантской площади, он проходил в объезд подземного перехода, а в этом месте находился тупичок с автобусной остановкой.
[
← | →]
24. Спасибо за внимание!