В последнюю среду 2011 года, 28 декабря, в Петербургском метрополитене открылась новая, 65-я станция метро «Адмиралтейская».
Церемонию открытия Адмиралтейской я уже показывал в прошлом году, но из-за толп народа в тот день саму станцию нормально пофотографировать не получилось, поэтому пришлось совершить ещё один акт насилия над собой и поехать туда в 5 часов ночи с субботы на воскресенье, чтобы застать станцию пустой и уже вымытой после вечера субботы. Да, фотографировать в метро ранним утром - одно удовольствие!
Общая информация о станции и небольшая историческая справка, если кто ещё не знает. Станция Адмиралтейская расположена на
5-й, Фрунзенско-Приморской линии между станциями
Садовая и
Спортивная, открытыми в 1991 и 1997 году соответственно. Адмиралтейская была возведена в конструкциях вместе со Спортивной к 1997 году, однако на достройку и открытие собственного выхода Адмиралтейской тогда не хватило денег, и открытие задержалось аж на 14 лет.
Вход на станцию Адмиралтейская находится на Кирпичном переулке между Малой и Большой Морскими улицами, в 100 метрах от Невского проспекта. При строительстве выхода было разобрано и заново отстроено (с сохранением облика фасада) здание, в первый этаж которого встроен вход-выход метро. Ранее это был жилой дом, но теперь здесь планируется торгово-развлекательный бизнес-центр.
Станция Адмиралтейская могла бы быть удобной пересадкой на 3-ю, Невско-Василеостровскую линию. Тоннели 3-й и 5-й линий в этом месте проходят практически параллельно на небольшом расстоянии. Однако в Петербургском метрострое нет опыта встраивания станций на действующих участках без перекрытия движения (или хотя бы встраивания камер съездов для подключения временных обходных тоннелей), поэтому вторая станция не была построена, а также она была убрана из планов строительства метро на ближайшие 15 лет.
Адмиралтейская - колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения, построенная по типовому ленинградскому проекту. Художественное оформление станции посвящено морской тематике. Путевые стены облицованы голубовато-серым мрамором, колонны облицованы мрамором «газган» тёплых светлых оттенков, а также украшены декоративными алюминиевыми полуколоннами, выкрашенными в чёрный цвет, с цоколями и капителями из полированной латуни. Полы выложены серым «мансуровским» гранитом со вставками гранита тона «охра», красного гранита «Кашина гора» и синего камня. Стены станции украшены четырьмя мозаичными панно морской и исторической тематики и барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев. Архитектор станции - Александр Константинов (Спортивная, Чкаловская, Комендантский проспект, Волковская). Автор художественного оформления станции (мозаики) - художник Александр Быстров. Авторы барельефов - скульпторы В. Д. Свешников и А. С. Чаркин.
[
← |
→]
1. Для начала - несколько стандартных ракурсов. Центральный зал станции Адмиралтейская, вид вдоль, от глухого торца к выходу (примерно с запада на восток).
[
← |
→]
2. Станция Адмиралтейская, вид по диагонали.
[
← |
→]
3. Адмиралтейская, западный торец центрального зала станции.
[
← |
→]
4. Мозаика «Основание Адмиралтейства в 1704 году» в торце центрального зала станции Адмиралтейская крупным планом. Автор мозаики - художник Александр Быстров.
[
← |
→]
5. Центральный зал станции, вид поперек. Проходы между колоннами из центрального зала на платформу. На заднем плане на путевой стене - название станции «Адмиралтейская» и схема Фрунзенско-Приморской линии.
[
← |
→]
6. Ещё один вариант поперечного вида Адмиралтейской, с дверцей в путевой стене посередине. К сожалению, не удалось найти такой же ракурс, чтобы в кадр попала и дверца посередине, и пять проходов между колоннами подряд. Все дверцы или рядом с межколонными простенками (с барельефами), или в конце станции.
[
← |
→]
7. Кстати, обратите внимание, как на Адмиралтейской необычно уложен мрамор над арками - в виде веерочков. :-)
[
← |
→]
8. Один из моих любимых ракурсов на колонных станциях - с одной платформы Адмиралтейской по диагонали на другую сквозь всю станцию. Кстати, по этой фотографии видно, что освещение этой станции кошмарно для фотографов и для людей, небезразличных к правильному свету, из-за использования нескольких разнотипных источников света разных цветов: центральный зал станции освещён зеленоватыми лампами «ДРЛ» (хуже которых только оранжевые натриевые металл-галогеновые), а боковые залы - люминисцентными трубками, дающими свет тёплого оттенка, что при смешении даёт неприятное сочетание зелёного и сиреневого цветов (на мой взгляд, это одно из неприятнейших сочетаний цветов вообще, и особенно в освещении).
[
← |
→]
9. Боковой зал станции Адмиралтейская, общий вид (это 1-й путь, от Садовой к Спортивной).
[
← |
→]
10. Крупный план названия станции «Адмиралтейская» на путевой стене.
[
← |
→]
11. Кораблик на путевой стене рядом с названием «Адмиралтейская» - символ Адмиралтейства.
[
← |
→]
12. 2-й путь станции Адмиралтейская (от Спортивной к Садовой).
[
← |
→]
13. Путевая стена Адмиралтейской. Посередине - дверь к кабельным каналам. Эти двери, по старой питерской традиции, довольно удачно вписаны в общую тему оформления станции.
[
← |
→]
14. Дверь к кабельным каналам крупным планом.
[
← |
→]
15. Три пары проходов между колоннами на Адмиралтейской закрыты декоративными простенками, украшенными медальонами с барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев: Апраксина, Беллинсгаузена, Григоровича, Макарова, Нахимова, Ушакова. Ровно между этими парами простенков в полу центрального зала станции гранитом разных экзотических цветов выложены три декоративные розы ветров.
[
← |
→]
16.
Фёдор Матвеевич Апраксин (первая от входа пара простенков, левый) - русский государственный деятель, сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал.
[
← |
→]
17.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (первая от входа пара простенков, правый) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды (к сожалению, портрета его напарника по этому путешествию, адмирала Лазарева, на Адмиралтейской нет).
[
← |
→]
18.
Павел Степанович Нахимов (вторая пара простенков, левый) - знаменитый русский адмирал, командир эскадры Черноморского флота, разгромившей турецкий флот во время Крымской войны 1853-56.
[
← |
→]
19.
Фёдор Фёдорович Ушаков (вторая пара простенков, правый) - выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом, русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
[
← |
→]
20.
Иван Константинович Григорович (третья пара простенков, левый) - русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, командир порта Порт-Артур, командир Кронштадтского порта.
[
← |
→]
21.
Степан Осипович Макаров (третья пара простенков, правый) - русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, автор используемой сегодня на флоте русской семафорной азбуки.
[
← |
→]
22. Роза ветров в полу Адмиралтейской крупным планом.
[
← |
→]
23. Главное «украшение» всех современных станций метро - «ИнфоСОС», стоящий ровно посередине центрального зала станции и заслоняющий её перспективу.
[
← |
→]
24. Вид центрального зала станции Адмиралтейская от эскалаторов к главной мозаике «Основание Адмиралтейства». Перспектива безнадёжно испорчена: главный герой композиции - император Пётр I - заслонён «инфососом».
[
← |
→]
25. Cхема Фрунзенско-Приморской линии на путевой стене Адмиралтейской. На сегодняшний день на пятой линии уже 10 станций, и скоро их количество увеличится ещё на две.
[
← |
→]
26. Чтобы разнообразить серию пустынных видов станции, несколько фотографий Адмиралтейской с поездами и пассажирами.
[
← |
→]
27. Состав из вагонов моделей 81-540.2/541.2 отправляется с первого пути станции Адмиралтейская к станции Спортивная.
[
← |
→]
28. Состав из вагонов моделей 81-540.5/541.5 прибывает на второй путь станции Адмиралтейская.
[
← |
→]
29. Поезд с головным вагоном №10365 модели 81-540.2 в ожидании пассажиров, следующих с Адмиралтейской в сторону станции Садовая.
[
← |
→]
30. Теперь поднимемся со станции Адмиралтейская наверх. Впереди долгий, но интересный путь! :-) На фото - эскалаторы малого наклонного хода.
[
← |
→]
31. Эскалаторы «Е-25Т» малого наклонного хода Адмиралтейской, вид сверху. Высота подъёма - 15.2 метра.
[
← |
→]
32. Длинный переходный коридор между малым и большим наклонными ходами Адмиралтейской.
[
← |
→]
33. Посередине переходного коридора над гермозатвором - мозаика «Нептун».
[
← |
→]
34. Продолжение длинного переходного коридора между наклонными ходами Адмиралтейской. В глухом торце - мозаика «Нева».
[
← |
→]
35. Мозаичное панно «Нева» крупным планом.
[
← |
→]
36. Большой наклонный ход Адмиралтейской. Эскалаторы «Е-75Т», высота подъёма - 68.7 метра. Интересно, что даже в воскресенье с раннего утра (станция открывается в 5:36) работает по два эскалатора и на спуск, и на подъём.
[
← |
→]
37. В наземном вестибюле Адмиралтейской над эскалаторами находится четвёртое мозаичное панно - «Адмиралтейство».
[
← |
→]
38. Наземный вестибюль станции Адмиралтейская. Турникеты.
[
← |
→]
39. Над выходом с эскалаторов Адмиралтейской на потолке находится ещё одна роза ветров, самая большая. Указатели сторон света соответствуют действительности.
[
← |
→]
40. Наземный вестибюль станции Адмиралтейская, вид со стороны входа. Билетные кассы-автоматы (неавтоматические кассы находятся левее, за границей кадра). Пункт полиции. И ещё один «ИнфоСОС». Кстати, на станции довольно много часов (здесь в кадр попали две штуки), но все они показывают разное время, ±1-2 минуты :-). Обратите внимание: стены по карнизу украшены флорентийской мозаикой, изображающей волны.
[
← |
→]
41. Здание на Кирпичном переулке, в первый этаж которого встроен наземный вестибюль станции Адмиралтейская. По исходному проекту, вход в метро планировалось разместить на углу, со стороны Малой Морской улицы (это ближайшая точка к Невскому проспекту), но проект был изменён, вестибюль был уменьшен, а с угла будет располагаться вход в торгово-развлекательный бизнес-центр, а вход в метро был перенесён в дальнюю часть здания, максимально удалённую от Невского проспекта. Пользуясь случаем, посылаю луч поноса и диареи авторам такого решения на напряжённом транспортном узле.
[
← |
→]
42. Поздравляю всех с открытием станции Адмиралтейская!
[
← | →]
43. Спасибо за внимание!