Сроду не думал бы, что стану так радеть за борьбу против чего-нибудь, но вот опять попалось сообщение про СМСников, и прямо на душе как будто деньгами присыпано. Просто вставлю, ну радует.
Телефон без SMS-рекламы - это реально?
М.Сенченко
ФАС. Реклама. Связь.
Оренбуржцы жалуются на бесконечные SMS-рассылки на сотовые телефоны.
Только за последние 3 месяца в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила масса обращений граждан с жалобами на рассылку SMS-рекламы.
С рассылкой рекламы сегодня столкнулся практически каждый житель области. На телефоны граждан приходят различные SMS-сообщения с приглашениями на праздники, в торговые центры, сауны, на массаж, в стоматологию, с предложениями проехаться на дешевом такси, воспользоваться услугами юриста и др.
- Постоянно, и часто ближе к ночи, на мой телефон приходят SMS-ки, предлагающие прийти на те или иные вечеринки и мероприятия, - возмущается оренбурженка Елена Дорохина. - Я никогда не была в тех заведениях, куда меня приглашают. Остается только догадываться, откуда у них мой номер телефона.
Многие уже устали очищать память своего "мобильника" от назойливой рекламы. Но как избавиться от нее, люди не знают.
ОТКУДА НОМЕР? Ответ на вопрос: "Как номера абонентов сотовой связи узнают рекламодатели?" - нигде невозможно получить.
Мобильные операторы уверяют, что никогда никому не раздают собственные базы абонентов.
- Мы являемся лишь поставщиками услуг и обеспечиваем подключение к сети. Ответственность несем только за SMS-сообщения, отправленные с нашей пометкой. Обычно в них содержится информация о каких-либо новых услугах или изменениях тарифов, - в один голос говорят все операторы сотовой связи.
Те компании, чьи услуги рекламируются, тоже якобы не знают, как формируется база для SMS-рассылок. Впрочем, по требованию граждан они готовы исключить конкретный номер из рассылки.
Молчание хранят лишь фирмы, специализирующиеся на распространении рекламных сообщений. Однако в своей рекламе в Интернете некоторые из них предлагают рассылать сообщения и по базе, имеющейся в наличии заказчика, и по собственным базам. О способах их формирования мало что известно.
САМИ ВИНОВАТЫ? По мнению специалистов, телефонные номера появляются в базе рассылок недобросовестных рекламщиков различными способами. Часто работает метод сохранения номеров после обращения клиента. Например, всего один вызов такси с мобильного телефона может повлечь за собой в дальнейшем ежедневные рекламные сообщения различных компаний. Это происходит потому, что большинство фирм обмениваются базами своих клиентов или же продают их.
Кроме того, нелегальная SMS-подписка может происходить во время оплаты услуг сотовой связи через некоторые терминалы.
Зачастую, по мнению специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, владельцы телефонных номеров виноваты сами. Дело в том, что иногда договоры с операторами телефонной связи содержат отдельные пункты, которые разрешают рассылки рекламных сообщений. Часто люди подписывают договоры, не прочитав их.
Очень распространено заполнение анкет в торговых центрах, магазинах, где указываются личные номера телефонов. Впоследствии люди о заполнении анкеты забывают, а реклама на телефоны продолжает поступать.
НАКАЗАНИЕ ЕСТЬ Оренбурженка Л. неоднократно получала на номер своего телефона рекламные сообщения от Единой службы такси Оренбурга "407-407". Как оказалось, реклама распространялась компанией ООО "СимТрейдКом" с SMS-центра, принадлежащего ОАО "СМАРТС". Своего согласия на получение рекламы Л. не давала. Мало того, сообщение, поступившее на телефон, содержало недостоверную информацию. После обращения Л. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области специалисты проверили данную информацию, и компания, распространяющая недостоверную рекламу, понесла административное наказание.
Однако, как говорят в УФАС, рассмотрение таких нарушений - очень сложный, запутанный и трудоемкий процесс. Виновников распространения сообщений не всегда возможно найти.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Оксана Рылова, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и общественных связей Оренбургского Управления Федеральной антимонопольной службы: - Распространение рекламы с помощью SMS-рассылки допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Если такого согласия получено не было, это является нарушением ч.1 ст.18 законодательства о рекламе.
КАК БОРОТЬСЯ С SMS-РЕКЛАМОЙ - Не подписывайте договор с оператором связи, если в нем есть пункт, который разрешает включать ваш номер в SMS-рассылки.
- Ответьте на SMS просьбой прекратить рекламную рассылку.
- Если нежелательные SMS к вам приходят очень часто, приобретите телефон с поддержкой функции "черный список".
- Не указывайте свой номер телефона по требованию продавца при покупке каких-либо товаров или услуг.
13 ноября 2012 г., "Оренбургская сударыня", Оренбургская область