Виктор Пузанов
https://www.facebook.com/v.n.puzanovЭто очень сложный пост.
Мы, бля, все очень очень сложные, умные, политикой пропитанные.
А есть люди, которые просто живут там.
У меня, например, на холодильнике висит магнит, купленный всего полгода назад в магазине на Донбасс-арене. Шахтер-чемпион. Хотя мне пофиг, кто чемпион.
А сейчас я в Донецк не поеду.
Удивительный пост - не я писал его.
Удивительный пост2 - мне похрен, сколько будет тут лайков.
Удивительный пост3 - я бы попросил всех моих Российских друзей распространить его как можно шире.
Пару дней назад, после моего поста про перемирие, мне в личку прислали письмо. Публикую его, с разрешения автора. Без имён и без правок
_______________________________
Уважаемый Виктор, здравствуйте.
"Все наши уедут" - Вы ошибаетесь, очень сильно ошибаетесь.
Я НАШ, но я возвращаюсь в Донецк.
Завтра я возвращаюсь в Донецк и это мой эмоциональный крик напоследок.
Мое письмо попадет Вам в папку "другое" и когда-нибудь Вы его прочитаете, наверное. Это реакция на ваш пост по поводу перемирия, пользу которого для сил Украины я прекрасно понимаю, но воспринимаю как личный проигрыш и приговор.
Все последнее время стараюсь воздержаться от комментариев в ФБ и больше ни с кем ни о чем не спорю. Вот постараюсь изложить Вам кратко и максимально логично и все.
Я уехала из Донецка 31 мая, потому что мне показалось, что город в ближайшем будущем освободят и увезла ребенка в безопасное место ненадолго. За эти 3 месяца я жила у разных знакомых в Черновцах, Львове, Днепре, Киеве, Запорожье, Зеленодольске и Славянске. Я много общалась с разными людьми, больше слушала и наблюдала. Ситуация менялась и все же мне казалось, что мне обязательно нужно строить планы на возвращение в Донецк, потому что именно там будут нужны наши силы по восстановлению как физической жизни так и эмоциональной, патриотической ее составляющей, особенно с теми знакомыми, кто ошибался или не определился.
Но, наверное надо начать еще раньше: к поддержке Майдана наша семья подключилась в середине января, когда лично нам стало ясно, что это не очередной обман политиков, а именно народный порыв. Весь февраль был проведен в спорах на работе и с друзьями, что мы что-то значим и можем и должны сами принимать участие в улучшении мира вокруг нас ( я сторонник теории маленьких шагов). С 22го по 28-е февраля было ощущение бесконечной радости и окрыленности, казалось, что мы можем горы свернуть. Но с 1-го марта Донецк стал усиленно погружаться во мрак.Я участвовала во всем этом ужасе митингов 13-го марта, 17-го и 28-го апреля, когда оркам было позволено просто забивать нас насмерть.
Из всех моих друзей референдум посетили не более 15%. Если добавить туда знакомых, сотрудников и соседей -35%. И то, они мечтали о бескровном "крымском" варианте. А потом все стало наворачиваться как страшный сон.
У нас нет родственников в других областях Украины, все в россии ( наверное поэтому наш регион и был очень удобен в качестве таких игрищ). Все наши родственники оказались ярыми "крымнашистами" и большими диванными борцами с "правосеками"( хотя еще прошлым летом дружно потешались над своими «чуком и геком»), поэтому еще в марте все контакты просто прекратились. Я могла уехать с маленьким ребенком только к знакомым. И вот какие наблюдения за это лето:
1. Все мои знакомые, во ВСЕХ этих разных городах - окзались не патриоты Украины - им все равно. Они стараются не смотреть новости - потому что это " не их война". Они все продолжают жить своей обычной жизнью и ни в чем не участвовать.
2. В каждом доме меня категорически предупреждали не открывать двери, а вдруг это повестка, а их это не касается.
3. НИКТО ни разу не участвовал в волонтерском движении ни каким способом. Считают это уделом идеалистов-дурачков. ( абсолютно все так считают из списка моих знакомых). Я даже в Киеве специально ходила к Туке на Жилянскую 68, чтобы самой себе доказать - они реальные, они есть и работают.
4. Новостные программы вызывают реакцию только раздражения правительством, и рассуждения типа; "а вот мы бы..", " а вот у нас бы..."; "Да у нас все будет как всегда...", " да на Донбассе все уроды и сами виноваты..." ( хотя из всех я единственная была лишена права голосовать).
5. Все меня радушно звали к себе, чтобы переждать трудные времена, но уже через неделю начинались мелкие бытовые проблемы, потому что они живут обычной мирной жизнью, а я раздражаю их спокойствие своими посылками волонтерам, тревожным лицом и слежением за сводками с фронта и прочими "глупостями".
А после заявлений " хорошо тебе ничего не делать - отдыхай сколько влезет, на работу не надо, унитаз мыть не надо..." я просто собирала вещи и с милой улыбкой переезжала в новое место, чтобы никого не обидеть. Дай бог им никогда не узнать каково это скитаться с одним чемоданом и ребенком по чужим домам и городам.
6. 2 тетки под окном в самой "патриотичной" Днепропетровской области обсуждают как же хорошо жить в россии и они бы тоже согласные на "крымский" сценарий. ( так громко у нас в Донецке давно уже небезопасно говорить).
7. Про поиск работы, цены на жилье и сдачу его нам-"донецким" тут даже писать не буду, сами все знаете.
8. на пляже в Запорожье 2 качка с тату "русский мир" - это без слов...
В июле сын был отправлен в Киев и там нашел работу грузчика, а затем и продавца в магазине ( при наличии университетского диплома переводчика) и снимает комнату с еще 4-мя такими же "счастливчиками".
Муж с мамой продержались дольше всех до 24-го августа: до конца июля у мужа еще даже была работа - он строитель и некоторые оптимисты-клиенты надеялись так же как и мы и продолжали строить и ждать освобождения. А потом был (обычный теперь нам всем) быт под "градами" и прочие прелести жизни в окружении гоблинов и орков. Позорный "парад" мои уже не смогли выдержать, погрузили в наш запорожец строительные инструменты (сколько влезло) и поехали. Зеленый коридор был закрыт, дыровцы не выпускали из города, ВСУ не впускали на блокпостах. После 4-х часов петляний мимо старых шахтных дворов и терриконов, муж собрал колонну из еще 4-х таких же машинок и просто отказался возвращаться в город и предложил молодому нацгвардейцу его расстрелять прямо там. Прошло еще 2 часа и их пропустили!!! Теперь муж под Киевом ищет работу, чтобы мы все могли как-то выжить дальше.
И что же в итоге всего этого длинного и путанного повествования:
осталась я с 5-тилетней часто болеющей дочкой и мамой, которой больше не начисляют пенсию. Из 2-х моих работ в Донецке у меня нет ничего еще с мая - в маленьком частном магазине одежды клиентов больше нет, а ООО по поставке мебели в россию тоже накрылось. Банк стабильно напоминает нам о кредите за дом, который теперь ничего уже не стоит ( но он пока цел - это позитив). Обязательства по налогам и отчетам тоже никто не отменял…
Почему я возвращаюсь завтра в Донецк - там дом, в котором я могу занять свое вынужденное безделье хотя бы мытьем унітаза; там увлажнитель и небулайзер, без которых моя дочь постоянно болеет; там соседи и друзья, которые все это времятак же верили и надеялись. Там никто не скажет мне, что это не их война. Там моя мама сможет спать на своем ортопедическом матраце, а не на раскладушке, с которой она утром не может встать из-за больной спины.
Моя дочь не пойдет в сад - именно наша воспитательница стала звездой инета во время "парада" 24.08, когда топтала наш флаг. Мы будем учить дочь дома сами. Нам придется научится больше молчать, надеяться и ждать, но мы там не будем одни!!!
На прошлой неделе я ездила в Донецк, отправлять зимние вещи своим мужчинам и какой-то незнакомец дотащил мой чемодан до трамвая. А потом в маршрутке 2 парня добавили денег на билет до Славянска третьему (чужому), потому что цены растут каждый день а деньги в городе есть не у всех.
Это лето заставило нас как-то определились кто? где? и как?
А вы?
Вы можете отказаться от нас, назвав для удобства "не нашими", обнести инженерными сооружениями, ругать и заплевывать..
А Вы уверены в своих тылах?
ведь это с вами останутся ефремовы, клинчаевы, ахметовы, левченки и лукъянченки и прочие, а нас точно надо наказать и проучить.
Мы не сможем громко ответить и откупиться.
Мы просто будем жить и стараться оставаться людьми.
Извините за долгий и не очень связный рассказ, но я теперь буду много молчать и очень хотелось высказаться напоследок.
Сын зарегистрировал мне в ФБ новый аккаунт из Киева ( да, я боюсь писать из Донецка под своей фамилией), так что будет связь - будем вас читать. А может и еще на что-то решимся...
_____________________________________________
Я спросил - "а зачем вам возвращаться в Донецк?"
И через 2 дня было ещё письмо.
_____________________________________________
Извините еще раз, но надо уже до-высказаться и приступать к реальным действиям:
Вы простой вопрос задали, я и сама себе его часто задавала, но вот ответ казался другим.
Я ведь послала Вам только отрицательную часть своих впечатлений от летних поездок по городам Украины, а ведь положительная гораздо больше и я оставила ее себе для периодической зарядки позитивом.
В начале лета и мест рабочих было больше и жилье добрые люди предлагали даже бесплатно. Но мне так хотелось вернуться, что о другом даже не думалось. Если город освободят, то кто же будет его лечить, отстраивать и возрождать? Не оставлять же его оркам и равнодушным. Я категорически не согласна, что от каждого из нас ничего не зависит.
Я и до сих пор не готова бросить свой дом, который мы строили 11 лет и так и не успели в нем пожить.
Я 3 месяца не была дома и этот синдром «возврата» надо переболеть.
Я точно знаю, что через 2 недели дышать и просто быть на улицах города уже не смогу даже молча.
Я солью воду в системе отопления моего дома , все сложу и законсервирую ( после нашей победы я все равно буду там жить), раздам цветы и животных соседям и знакомым ( многие пенсионеры все равно останутся). Упакую зимние вещи без паники и спешки ( у меня ведь теперь есть четкий план и сроки). К этому времени как раз закончится предел терпения присутствия орков на улицах моего родного города. И я спокойно уеду, отпустив эту ситуацию без истерик и рефлексий.
Все это время я буду искать работу. Как я хочу работать ( аж кулаки сжимаются от нетерпения). За это время было прочитано, услышано столько историй, мнений, рассказов, конспирологических рассуждений и статей, что у меня уже не голова, а дом советов. Я могу горы свернуть, и в 43 жизнь только начинается.
Будет работа, найдется и жилье, жаль, что водить я н умею, но это можно и поправить. Я иррационально боюсь только болезней дочки (поздний ребенок), а в остальном -вижу цель, не вижу препятствий. Если в Черновцах меня прозвали самой ярой бандеровкой из Донецка, то нельзя дать пропасть этой энергии и здоровой злости.
Конечно жаль очень многого: и имущества, и покоя, и привычек, и достижений; конечно я буду еще плакать иногда. Моему старшему сыну 24, а дочке 4 - и снова я не могу раскиснуть и расслабиться - это же я их учила быть сильными. Сын привыкает в Киеве не стесняться говорить, что он из Донецка, а дочка отказывается перестать употреблять украинские слова в разговоре ( и слово «безопасность и надо потерпеть» ей не подходит как объяснение).
Спасибо Вам за позитив
_________________________________________________
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Слёзы высохнут, а страна будет жить.