Огромное небо, одно на двоих

Aug 28, 2024 10:15

В 1960-х годах получила известность песня Эдиты Пьехи со словами «Огромное небо, одно на двоих», которая была посвящена подвигу советских лётчиков, которые погибли, но предотвратили падение самолёта на Западный Берлин. Один из них был ростовчанином...



6 апреля 1966 года капитан Борис Капустин (командир самолёта) и старший лейтенант Юрий Янов (штурман) 668-го авиационного полка 132-й бомбардировочной авиадивизии 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии, дислоцировавшегося в городе Финов (Finow) в ГДР, получили приказ перегнать бомбардировщик Як-28 на другой аэродром.



Но в облачном небе над Западным Берлином у самолёта в результате помпажа отказали сразу оба двигателя, и машина начала падать на жилые кварталы города. Лётчикам, безуспешно пытавшимся запустить двигатели, удалось отвести самолёт от густонаселённых кварталов за черту города. Они приняли решение посадить самолёт в видневшемся неподалёку леске, но он оказался кладбищем, на котором к тому же в тот день было много людей. Экипажу поступила команда катапультироваться, но Капустин и Янов решили не покидать падающую машину, а попытаться посадить её. Когда самолет начал падать, Капустин крикнул Янову, чтобы он катапультировался - но тот не бросил командира.



Показавшееся вдали озеро Штёссензее вполне могло подойти для посадки самолёта на воду, но преграждавшая путь к нему высокая дамба с шоссе поверху, на котором было много автомобилей, заставила командира экипажа Капустина приподнять самолёт, чтобы преодолеть её. После этого потерявший управление самолёт рухнул с небольшой высоты и с большим наклоном ушёл своей передней частью в толстый слой ила на дне озера. Пилоты не смогли открыть фонарь кабины изнутри и задохнулись. Единственный рыбак на лодке, оказавшийся на озере, впал в шок при появлении и падении советского самолёта и не сумел снаружи вовремя помочь им выбраться, но вызвал помощь.



Самолёт упал в британском секторе Западного Берлина неподалёку от английской военно-воздушной базы Гатов. На третьи сутки, 8 апреля 1966 года, состоялась торжественная передача останков советских лётчиков представителям Группы советских войск в Германии. Каждый крупный город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии, а из Великобритании даже прибыл королевский военный оркестр. Тела лётчиков после прощальной торжественной церемонии на аэродроме отправили в СССР отдельными самолётами в их родные города.



Тогдашний бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт, выступил при прощании и сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселённые районы, и в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолёт в сторону озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарной признательностью за жертву, предотвратившую катастрофу». https://ru.wikipedia.org/wiki/Огромное_небо_(песня)

Огромное небо
Музыка - Оскар Фельцман, стихи - Роберт Рождественский.

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя -
В одной эскадрилье служили друзья,
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих.

Летали, дружили в небесной дали,
Рукою до звезд дотянуться могли.
Беда подступила, как слезы к глазам -
Однажды в полете, однажды в полете, однажды в полете мотор отказал.

И надо бы прыгать - не вышел полет,
Но рухнет на город пустой самолет,
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней, и тысячи жизней прервутся тогда.

Мелькают кварталы, и прыгать нельзя.
"Дотянем до леса, - решили друзья, -
Подальше от города смерть унесем,
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем, пускай мы погибнем, но город спасем".

Стрела самолета рванулась с небес
И вздрогнул от взрыва березовый лес.
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал, а город подумал, а город подумал: "Ученья идут".

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны,
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих.



Власти ГДР предложили похоронить Капустина и Янова в мемориальном Трептов-парке и выделить их семьям пожизненную пенсию. Однако в Москве постановили хоронить на родине - одного в Ростове, второго в Вязьме. Кроме того, обоих посмертно представили к ордену Красного Знамени.



Ещё в советские времена военные лётчики удивлялись - не слишком ли скоромная награда? Да, Рождественский и Фельцман вскоре написали свою знаменитую песню, по мотивам подвига был снят пропагандистский мультфильм. Однако имена самих героев не назывались, словно их и не было. А ведь сделанное не просто тянуло на сюжет для кино и героических повестей. Показать всему миру, на что способны «отличные парни отличной страны» - почему бы и нет?



А все просто: разбившийся самолёт являлся новейшей модификацией и без того передового Як-28, предназначавшейся для уничтожения воздушных целей на малых и средних высотах в любую погоду. Для этого он был оснащён уникальной разработкой советского оборонпрома - радиолокационной станцией «Орёл-Д», позволяющей обнаруживать цели на расстоянии 40 километров.



В 2004 году известный британский журналист Майкл Смит, специализирующийся на истории разведки, опубликовал в «Дейли телеграф» статью о берлинском ЧП. Как писал он, новость о падении в озеро Штёссензее советского самолёта привело англичан в трепет. Уже спустя четверть часа на месте крушения был глава английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вильсон, лично возглавивший проведение секретной операции. Военные водолазы сумели пробраться к лежащему в иле «Яку» и снять с него бортовой локатор - самую большую ценность. Советское командование настойчиво требовало вернуть самолёт, но британцы только разводили руками: мол, ищем, как найдём - отдадим. Следом за локатором на берег отправились реактивные двигатели, которые тут же отправили для изучения на английскую военную базу в Фарнборо. «Только 13 апреля англичане по частям начали доставлять в советский сектор и передавать русским остатки самолёта, - писал Смит. - Позже русские заявили претензию, что кое-чего недостаёт. Англичане в ответ сказали, что если чего и недостаёт, то, вероятно, это находится на дне озера. Русские не могли прямо заявить, что недостаёт совершенно секретной антенны бортового радиолокатора. Результаты изучения конструкции бортового радара позволили англичанам модифицировать свои военные самолёты с тем, чтобы обманывать советские РЛС, таким образом был восстановлен баланс сил в холодной войне».



Авиация Группы советских войск в Германии две недели не летала. Трагическое лётное происшествие стало первопричиной срочной замены оборудования на десятках тысяч самолётов и, в конечном счёте, отказа от запуска АКП Як-28П в серию». Вся эта остававшаяся тайной изнанка событий, конечно же, никак не умаляет подвига Бориса Капустина и Юрия Янова. Наоборот, надо быть человеком огромной, как небо, души, чтобы в критический момент решить: чужая жизнь дороже железок, пусть даже самых секретных. Борис Капустин похоронен в Ростове на Братском кладбище, у самой центральной аллее.



В музее авиации Германии находится небольшой обелиск Советским Героям. (фото взято из интернета)



В СССР появлялись дружины, отряды, трудовые бригады и клубы имени Бориса Капустина, например была создана дружина в школе-интернате № 40 города Ленинграда, где был создан клуб «Огромное небо» и музей, посвященный подвигу военных советских летчиков. Именем Бориса Капустина названа улица в Северном микрорайоне нашего города и средняя школа № 51.



В микрорайоне Северный, в ростове-на-Дону в парке «Дружба» стоит памятник посвященный подвигу летчиков, отдавших свои жизни ради жизни других людей. 21 ноября 2022 года в Ростове-на-Дону открыли этот памятник советским офицерам Борису Капустину и Юрию Янову. С идеей установки монумента еще в 2021 году обратились вдова Бориса Капустина Галина и инициативная группа студентов. Предложение поддержал губернатор Василий Голубев. Идею воплотил в жизнь известный скульптор Виталий Казанский. На открытии памятника присутствовал помощник президента Владимир Мединский.
Вот такая вот печальная история Ростова-на-Дону.
Ссылки:
https://www.chitalnya.ru/work/2005668/
https://rostov.aif.ru/society/details/neocenyonnyy_podvig_borisa_kapustina_kak_rostovskiy_lyotchik_spas_berlin

Ростов-на-Дону, 2024, память, история, мои экскурсии по Ростову

Previous post Next post
Up