Северо-Западная Русь. Псково-Печерский монастырь внутри

Jan 26, 2023 10:03

Наконец, мои дорогие, я добралась до самых необычных мест своей поездки по Северо-Западной Руси. Осталось всего три-четыре поста и я окончу раздел путешествий по Северо-Западной Руси, ранее никогда мной не виданной. А сколько я не видела... Да я, практически, нашу страну еще толком и не видела. Меня всегда неудержимо несло в яркие красоты Барселоны, Визбадена, Праги, Логроньо, Мадрида, едрит-мадрид... А наша страна стояла скромно в сторонке и ждала своего часа, когда же я обращу и на нее внимание. И вот - дождалась. За Самарой, на восток, я никогда не была вообще. Хорошо хоть в 19 году совершенно спонтанно, по внезапному зову души, вдруг взяла и улетела в Калининградскую область. И наслаждалась свободой и Большим Путешествием с самыми опасными и самыми смешными приключениями. Тогда полетела в самую западную точку нашей страны. Сейчас же просто потихоньку продвигаюсь от запада на северо-запад. А впереди еще Архангельск и Карелия, и, возможно, даже Мурманск. Почему бы и да!



Но сегодня я хочу показать очень необычный монастырь. Причем, фотографий оказалось прилично и я решила повествовать на два поста. Один пост как там все внутри, второй - снаружи. Успенский Псково-Печерский монастырь - один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Я думаю, он этого внимания заслуживает. Во-первых - это красиво! (с)



Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.



Пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне существующего ручья Каменец. На основании исследования других находящихся в Печорах пещер, о которых исследователем И. А. Агаповым был сделан вывод об их природном эрозионно-суффозионном происхождении, пещеры, находящиеся в Псково-Печерском монастыре, также могут быть природного происхождения.



По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар.



Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря. Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву, который случайно (по Божьему промыслу) нашёл пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».



Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона.



Иван Дементьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны ливонцев.



Подъём монастырской жизни, зафиксированный уже не только преданием в монастырской летописи, но и в псковской летописи, начался в 1519 году, когда Московское правительство в лице псковского дьяка Мисюря Мунехина и его подьячего Ортюши Псковитина «назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом» - распознали стратегическое значение положения монастыря напротив (в 20 километрах) от ливонской крепости Нейгаузен.



В 1523 году при игумене Дорофее стараниями Мунехина монастырь был укреплён деревянными стенами, расширен пещерный храм и на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия - основателей Киево-Печерской лавры. Следующий игумен Герасим ввёл в монастыре общежительный устав по образцу Киево-Печерского.



Настоящий расцвет обители связан с её последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры. При нём обитель превратилась в сильную крепость, вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены (1558-1565 года) и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца (1564 или 1565 год).



Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит заподозрившим измену царём Иоанном Грозным. Согласно рукописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, это произошло у монастырских ворот. Раскаявшись, царь понёс тело игумена в Успенский храм. С тех пор путь от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путём».

Кровавый путь:


Стены монастыря служили его обороне более 150 лет - до заключения Ништадтского мира в 1721 году. За это время монастырь выдержал осады войск польского короля Стефана Батория (1581 год), польских отрядов под командованием Я. Ходкевича и А. Лисовского и шведских войск короля Густава II Адольфа (с перерывами в 1611-1614 годах), войск шведского короля Карла XII (в 1703 году).



В 1758-1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь. В 1792-1800 годах в монастыре была построена церковь в честь Лазаря Четверодневного, в 1815-1827 годах в память избавления Пскова от наполеоновских войск был сооружён Михайловский собор, в 1870 году была устроена Сретенская церковь.



В 1920 году, по Тартускому мирному договору, город Печоры (Петсери) и Печорский уезд отошли Эстонии и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году.



После оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому).



С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости, и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.



C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии. Целью этой миссии было возрождение духовной жизни на захваченных немцами территориях.



В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме. Согласно советскому историку Плаксину Р. Ю., насельники монастыря верно служили гитлеровцам, они не только выдавали гестаповцам советских патриотов, но и сами порой участвовали в расправах над ними.



В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов. Власов приезжал за пастырским благословением, он получил и благословение и всемерную поддержку. Духовенство монастыря обратились к верующим с воззванием, именем Бога призывая вступать добровольцами в РОА.



В монастырь приезжал известный монархист Яков Шаховской, сын Константина Шаховского, здесь при помощи иноков он создавал из местного населения профашистскую организацию «Молодые русские энтузиасты». Рядом с монастырём, в деревне Печках, нацистами была организована разведшкола, в которой готовили от 80 до 100 шпионов и диверсантов для засылки в партизанские отряды и в тыл Красной армии.



Монахи и «молодые русские энтузиасты» работали в тесном контакте с руководством школы, помогая отбирать проверенных кандидатов. Монахи Псково-Печерского монастыря, по благословению митрополита Сергия совершали молебствия «О даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы над большевизмом», посылали поздравительные телеграммы и коллективные подарки ко дню рождения Гитлера и т. д.



По мнению наместника Псково-Печерского монастыря (1995-2018) Тихона (Секретарева), ризница была вывезена по распоряжению Прибалтийского экзарха Сергия и гебитскомиссара Бекинга, а монахи согласились на вывоз ризницы для её сохранности. В деле по реабилитации игумена Павла сообщалось, что он, по его словам, лишь позволил вывезти ризницу.



После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал арест, он был обвинён в сотрудничестве с оккупантами. Был осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.



16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории РСФСР действовали только два монастыря - Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра.



Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской православной церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря патриархом Алексием. С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В 1957 году в монастырь переселились семеро Валаамских старцев, в 1939 году перевезённые с острова Валаам в Финляндию.



28 июля 1959 года указом патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведён в сан архимандрита), до 12 марта 1975 года трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Отец Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, был произведён также ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.



В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены большие реставрационные работы. В феврале 2021 года монастырю были возвращены 12 икон, похищенных немецкими оккупантами во время войны. 17 июня 2021 года Священный Синод постановил открыть Псково-Печерскую духовную семинарию и назначить митрополита Тихона исполняющим обязанности ректора духовной школы.



Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии, благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).



Ризница - это сокровищница монастыря, место, где хранятся иконы, богослужебное облачение священников, а также различная церковная утварь. Ризница обители хранит древнейшие богато украшенные церковные одежды, начиная с XVI века и дары от разных русских правителей.

Большая звонница - главная монастырская колокольня. Возведение звонницы было начато в 1523 году на месте старой деревянной. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря - более тридцати колоколов - одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной Руси. Самым тяжёлым в этом собрании является «Праздничный» колокол Большой звонницы, отлитый в 1690 г. псковичом Фёдором Клементьевым, точный вес не известен.

Успенская пещерная и Покровская церкви - самое правое строение.



Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году. Успенская церковь имеет только передний фасад, её противоположная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.



Михайловский собор. Собор в честь архистратига Божиего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815-1827 годах по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма. Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Божией Матери Умиление вокруг Пскова. В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности. На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса Витгенштейна.



Сретенский храм. Перестроена в 1870 году в русском стиле из бывшей монастырской трапезной палаты, построенной в 1541 году и примыкавшей с запада к Благовещенской церкви. Предполагается, что переделка не коснулась несущих конструкций и в целом под поздним декором сохранились стены здания XVI века. В подклете первоначально располагались монастырские «службы» - хлебня, мукосейня, казна (для которой впоследствии было выстроено отдельное здание ризницы), погреб «капустной»; сейчас его занимают помещения читального зала и овощехранилища.



Храм в честь праведного Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь была построена между 1792 и 1800 годами. Это двухэтажный одноглавый храм на подклете в стиле барокко, а русское барокко характеризуется оптимистической приподнятостью, праздничностью, отсюда яркий желтый цвет, яркие вставки. Единственным украшением церкви служит пышная барочная глава на граненом барабане с постаментом. Ныне в прилегающем к храму здании (красное здание), следуя монастырским традициям, располагается монастырская лечебница. Здесь же находится библиотека, а на веранде компьютерный класс, где занимаются семинаристы.



Братский корпус. По восточную сторону Благовещенского храма, находится двухэтажное каменное здание с фронтоном, на четырех колоннах. Этот корпус называется братским. В Нижнем этаже - кухня, а в верхнем - трапезная (столовая) и келии для братии.
Благовещенский храм. Первый каменный храм обители - Благовещенский (1540 год) построен игуменом Корнилием. Деревянный храм в честь 40 мучеников Севастийских вынесли ограду, а на его место воздвигли новый, из камня. Сегодня Благовещенская церковь связана с более крупным Сретенским храмом через небольшую дверь в алтаре. Когда в богослужении в Сретенской церкви участвуют большое число священников, то храм используется как ризница, то есть здесь священники переоблачаются. Братский корпус и благовещенский храм:



В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с ризницей) и артезианский - в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня:



Святая гора. Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе.



Пещеры. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Это часть пещеры с сырной лавкой, здесь живут сыры:



Словом, интересное место. Толстые стены с бойницами, защищающие монастырь, говорят о том, что это самая настоящая крепость. А я большой ходок по крепостям и прочим фортификационным сооружениям, поэтому о них подробнее расскажу, мои дорогие, в следующем посте.
Продолжение следует.

Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Псково-Печерский_монастырь
http://ppmon.ru/putevoditel/arhitektura/riznica/
http://ppmon.ru/putevoditel/arhitektura/hram-v-chest-pravednogo-lazarya-chetverodnevnogo-2/

Северо-Западная Русь, путешествия, Ондатра-фотоманьяк, Псков

Previous post Next post
Up