Внезапно, мои дорогие, наткнулась на интервью с одним очень известным человеком. Человеком, за спиной у которого пережито многое на разных государственных должностях, его не очень-то любит простой обыватель, а некоторые, мягко говоря, готовы его порвать, как Тузик грелку… Но многие его высказывания, как ни странно, вполне справедливы и мудры до такой степени, что я решила выложить немного его цитат. Речь идет о кризисе экономическом, связанным с пандемией, и проблемах в банковском секторе, выплатах, реструктуризации и прочих экономических наших проблемах. А кто же автор этих высказываний, я поясню в самом конце.
«Этот кризис - не банковский, уже много раз об этом сказали, он все-таки начинается с пандемии, продолжается на экономике и заканчивается банками. Да, банки будут ощущать на себе очень сложные последствия, но они будут третьими в этой цепочке. И этот период времени - не тот, когда нужно помогать банкам. Это период времени, когда нужно помогать людям, и в первую очередь - малым и средним компаниям. Если в первый период времени мы исходили из того, что сейчас переживем пик кризиса и вернемся к обычной жизни, будет быстрое падение и быстрый отскок, то сегодня лично я вижу ситуацию совершенно иначе».
«Вполне возможна такая ситуация - еще раз повторюсь, употребляю осознанно слова «вполне возможно», потому что как оно будет, не знает никто, - что этот кризис будет длинным. И сначала, когда мы начали об этом думать, когда я начал об этом думать, я стал эту мысль от себя гнать. А потом подумал: если я ее от себя гоню - значит, я ее боюсь, и тогда нужно ее обязательно спроектировать. И когда я попытался осознать, что такое кризис длиной в год или два, то оказалось, что это крайне полезное занятие - в силу того, что мы видим реалистичность этого сценария: если не будет изобретена вакцина, если не будет найдено эффективное лекарство».
«Это означает, что мы можем и должны разработать значительно более длинную стратегию. В чем состоит эта стратегия: если это не тот пожар, который можно быстро залить чем-то, и если мы понимаем, что это длинный горизонт, тогда мы должны людям сказать о том, что это вполне вероятный сценарий, и это сценарий не катастрофичный, а вполне приемлемый. Вы знаете, есть хороший анекдот на тему: если наводнение неизбежно, то все оставшееся до наводнения время нужно потратить на то, чтобы научиться жить под водой. Так вот критически важный тезис: нам нужно посчитать ситуацию вдолгую. Это радикально меняет нашу стратегию. Если мы понимаем, что этот кризис может быть надолго, и специалисты-эпидемиологи считают, что такая вероятность есть и она выше 50 процентов, что как минимум это может продлиться на 2021 год, то это означает, что мы должны по-другому совершенно осмыслить все, что мы делаем сегодня».
«Если кризис быстро закончится, то особо ничего не поменяется. Да, мы ускорим движение к онлайну, к цифровым технологиям. Если вчера были большие сомнения, стоит или не стоит, - сегодня жизнь заставила это делать и никого не спросила об этом. Но если этот кризис более или менее надолго - на год, на два, - вот тогда мы увидим очень серьезные изменения. И эти изменения не будут связаны с тем, что мы вдруг начали работать из дома в онлайне. Они будут значительно более глубокими. Это покупка времени. На что это время нужно потратить? Мы сегодня тратим время, на мой взгляд, не очень рационально - я говорю об экономистах. Потому что врачи, эпидемиологи тратят это время очень эффективно. Они лечат, они предупреждают, они придумывают вакцину, они придумывают лекарства. Что делаем мы? Мы ждем, когда это закончится. Это нерациональное поведение. Главное - нам нужно перестать сожалеть о том, что уже является фактом. Этот факт не изменить. Нужно убрать страх».
«Но в чем шанс этого кризиса? В том, что этот кризис нас всех задел серьезно. Мы не ожидали, что это будет такой тяжелой прогулкой. Мы входили в эту ситуацию как в такую временную историю, с которой мы сейчас быстро посидим дома и выскочим. Оказалось, что нет. Это не только медицинский фактор, но и макроэкономический, микроэкономический. Он коснулся каждого. И именно наша подготовленность - как людей, которые прошли через очень серьезные встряски в предыдущие периоды времени, - дает нам возможность из этого кризиса выйти с наименьшими потерями. Это дает нам возможность очень сильно изменить модели того, что мы делали: от модели поведения простых людей до модели предоставления услуг государством крупным предприятиям и маленьким бизнесам. Знаете, японцы говорят такую правильную фразу, которая мне очень нравится: «Если тебе очень хочется подняться в небо, ты изобретешь лестницу».
«Я хочу сказать, что нашему движению вперед мешают две вещи. Вещь первая - страх. И страх в подобной ситуации очень четко описал Александр Белл. Он сказал, что когда перед нами закрывается какая-то привычная дверь, то мы так долго смотрим с сожалением на закрытую дверь, что не видим, что рядом открылись две другие. И это главное - нам нужно перестать сожалеть о том, что уже является фактом. Этот факт не изменить. Нужно убрать страх. И второе - это действие. Вера в себя и действие. И понимание того, что из любой сложной ситуации можешь себя вывести только ты сам. Если будут соблюдены два условия, первое - отсутствие страха и второе - ответственность за свой бизнес, за себя, принятие решений и действия, самое главное, то я уверен, что из этой ситуации мы все вместе выйдем другими в лучший мир».
А это ссылка самого интервью:
https://lenta.ru/articles/2020/04/21/grefinterview/?fm=1