...После того как недруги почти выперли из системы общественного производства и оставили на милость всех дружественных желающих обзавестись удешевленными природными ресурсами, а также услужливых посредников в окольной доставке качественных товаров ведущих марок-втридорога- и наконец поставщиков ограниченного ассортимента низкокачественных продуктов, иногда искусно замаскированных под “не хуже, чем брендовые!”
О природе таких продуктов сложно, а порой невозможно узнать и разобраться без ста грамм даже с пресловутыми ста ста десяти миллилитрами- с учетом плотности при условии, что и эту субстанцию не разбодяжили чем-нибудь сточным.
В двух словах, если вдруг непонято: граждане вычерпывают накопившееся в канализационных люках добро, с тем чтобы растопить, отфильтровать и предложить задешево владельцам харчевен и уличным торговцам в качестве растительного масла. Очевидно, сточные воды богаты отработанными жирами, поскольку другие предприниматели выливают их прямо на улицу.
Конечно, такое предпринимательство незаконно, и граждан пытаются пресекать: мудрые вожди даже не исключают смертную казнь в качестве сурового наказания, но эти меры сходны с теми, что применяли к алкоголикам в викторианской Англии, или с безжалостной зачисткой нигерийских принцев в стране, где каждый третий не может найти работу,-как ни уничтожай следствия, при наличии причины они ни за что не переведутся. Это как пытаться прихлопнуть как больше комаров, оставив источник со стоячей водой, где они плодятся.
Так и здесь-власти борются, а гражданка уже десять лет как открыла свой бизнес и благодаря ему даже прикупила недвижимость. При этом её трудно осуждать, поскольку ей приходится выбирать: либо частное предпринимательство,-чем она хуже тех, кто эксплуатирует детский труд на фабриках и рудниках,- либо голодное прозябание у себя в деревне. Вот и крутится как может. Но даже если осуждать, то ничего от этого не изменится. И если изводить, то тоже не изменится, поскольку для искоренения нужны по меньшей мере социальные программы и просвещение, а не смертная казнь.
И даже если “сточное масло” не попадет в “дружественные” едальни, при том, что для пущего эффекта во избежание потребления этого деликатеса, предоставленного нам невидимой рукой, каждый может дополнительно задаться увлекательной целью в и без того насыщенной жизни-аккуратно избегать харчевни любого рода, то и это не гарантирует безопасности. Во-первых, “сточное масло” - не единственный сюрприз, о котором не все подозревают. И чем меньше союзников, тем больше сюрпризов. Во-вторых, “масло” может оказаться в других неожиданных местах- в лекарствах, например.
Но вернусь к системе общественного производства, из которой выперли. Сразу оговорюсь, что общественное производство в целом лишено каких-либо четких государственных границ и его нельзя охарактеризовать как нечто, находящееся под контролем той или иной державы или совокупности ограниченного числа стран - пусть даже с общей культурой и политикой. Оно общественное, потому что в нем задействованы цепочки участников, находящихся на разных материках и полюсах Земли. В него в той или иной мере вовлечены практически все жители планеты.
“...Развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, развивается сознательное техническое применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление, экономия всех средств производства путём применения их как средств производства комбинированного общественного труда, втягивание всех народов в сеть мирового рынка, а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима.”[1]
Буржуазные экономисты нарекли это явление глобализацией. Оно неизбежно и положительно с точки зрения развития и улучшения уровня жизни представителей всего человечества. По крайней мере, в перспективе и при соблюдении еще одного важного условия, о котором будет сказано чуть ниже.
Дело в том, что в настоящее время процесс создания и распределения благ требует участия практически всего человечества, и это- объективное явление, выросшее из необходимости совершенствования производства до масштабов, позволяющих создавать такое количество вещей, которое достаточно для удовлетворения всех насущных потребностей.
С исторической точки зрения это примерно то же самое, - только с несколько иными характерными чертами- что и качественный переход от, скажем, рабовладельческой экономики, которая в большой мере зависела от трудовой деятельности несвободных создателей благ, к хозяйственному устройству со свободными и единоличными производителями, находящимися в вассальной зависимости от класса землевладельцев.
Действительно, рабы, лишенные мотивации, обладающие примитивными навыками и требующие затрат на содержание, очевидно, становятся экономически невыгодными производительными силами по сравнению с теми, которые появляются на следующем этапе экономического развития общества.
Точно так же последующий этап экономического развития человечества становится более целесообразным, поскольку осуществляется неизбежный и необходимый переход от натурального хозяйства, где всё производится самостоятельно, но в ограниченном количестве, к машинному производству, в котором невозможно не быть лишь частью производительного процесса, но при этом получить возможность совместно создавать более совершенные вещи в гораздо большем количестве.
Я уже как-то приводила в пример производство таких примитивных и простых вещей, как спички: для выпуска коробка спичек необходимо наладить взаимодействие с производителями древесины, фосфора, картона, а также с химической отраслью промышленности, ответственной за пиротехнический состав, не говоря уже о станках целевого назначения и автоматических линиях, обслуживаемых десятками работников.
Еще один пример-производство автомобилей. Ни одно предприятие не способно полностью самостоятельно создать качественный автомобиль, так как в его производстве необходимы сырьевые и энергетические ресурсы, технологии и сложное оборудования для различных комплектующих. Так или иначе непосредственным участникам приходится полагаться на результат труда других участников.
В годы индустриализации советского государства сеть предприятий могла находиться в одной отдельно взятой стране, поскольку это-”шестая часть Земли” с необходимыми ресурсами и потенциалом для развития, и она уже представляла из себя союз республик, играющих ту или иную роль в процессе создания. А самое главное-общественные производственные отношения не находились в противоречии с общественным характером производительных сил.
Автомобили- в основном грузовые для строительства промышленных объектов и инфраструктуры-производили для нужд общества. В отличие от производства легковых в теперешнем мировом производстве-для получения прибыли частными собственниками и нецелесообразного использования ресурсов, при том что инфраструктура многих стран подстроены под нужды собственников, нежели общества.
Тем не менее для дальнейшего перехода к более качественной экономической модели- аналогичной той, что уже сложилась в мире, но без противоречивых отношений, в которые она вступает при наличии частных собственников, - необходимым объективным условием развития является “втягивание всех народов в сеть мирового рынка”..
Противоречие возникает из-за того, что в эту сложную общественную структуру затесались частные собственники. Вернее, не совсем затесались, а мы их унаследовали из предыдущих эпох, однако в настоящее время на фоне “интернационального характера” системы и “коллективного употребления” средств производства, частные собственники смотрятся так же органично, как к заду дверца.
Они в свою очередь уже по большому счету полностью монополизировали производственные сети и являются практически единоличными владельцами и получателями прибыли, усугубив противоречия до уровня парадокса, поскольку непосредственные участники и производители- это сотни тысяч наемных работников в разных странах мира.
Без собственников капиталы, которые в настоящее время оседают в личных загашниках, отправились бы в общественные фонды для обеспечения социальных благ, таких как здравоохранение, образование, развитие науки, техники, медицины и тд. Вместо этого они плывут прямехонько в бездонные карманы буржуа. Ведь капиталистам важно развивать науку и технику только в объеме, позволяющем лично обогатиться, а не ради общественного блага. А всё остальное вроде образования и медицины вообще даром не нужно. Разве что опять для обогащения, когда те становятся частными.
В общем, если кто-то мечтает о лучшей жизни, то для этого, очевидно, необходимо соблюсти два условия. Первое- глобальный, а еще лучше сказать коллективный характер производства со сложными цепочками и участием всех компонентов: от производителей сырья, комплектующих, технологий, станков до непосредственных сборщиков. На сегодняшний день ни одна экономически развитая страна не способна быть полностью независимой и самостоятельно производить для себя всё необходимое.
Не говоря уже о неразвитых, в которых класс эксплуататоров предлагает свое участие на мировой арене лишь в качестве клоунов поставщика ресурсов. Даже если они договорятся о союзе с еще парочкой “дружественных”, которые сами зависят от западной мировой экономики, поскольку хоть и производят товары, но не для удовлетворения насущных нужд общества или даже своей нации, а для насыщения внешнего рынка…в том числе и большим количеством фривольных предметов для удовлетворения “навязанных потребностей”, без которых никто не умрет, но жизнь станет серой и лишенной яркого бессмысленного хлама, ежедневно оседающего в мировом океане и на свалках.
Итак, с общественно-исторической точки зрения человечество практически достигло выполнения первого условия. За исключением изолированных общин вроде тех сентинельцев на северо-востоке Индийского океана, которые до сих пор охотятся и собирают дикие плоды для выживания, а также спят на земле.
Все бурно протестующие против сложной интеграционной промышленной экономики как таковой-дескать, все беды от крупного производства, а вот мелкие собственники, вручную вышивающие крестиком красивые традиционные зипуны, приведут нас к счастливому апогею-могут присоединиться к таким гражданам, ночующим на земле, или даже создать свои собственные общины, где все начинается с нуля и нужно самостоятельно научиться добывать огонь и лечиться травами, поскольку другие виды энергии или медицина-это общественные достижения и результат совместной деятельности не только коллективов, но и поколений, причем разных народов и рас.
Для всех остальных- дело за малым. Второе условие-очевидное по своей необходимости избавление от класса собственников. Именно они тормозят мировое развитие своим присутствием. Прежде всего, несправедливо присваивают большую часть мирового продукта для личного обогащения, обзаведясь по ходу миллионными, а то и миллиардными недвижимостями, мегаяхтами, джетами, островами, футбольными командами, многочисленными группами обслуживающего персонала и тп. Повторюсь, что используемые для этого природные, материальные и трудовые ресурсы отнимают у общества
А еще частные собственники ответственны за противоречия, заключающиеся в том, что непосредственные производители не могут себе позволить удовлетворить насущные потребности, несмотря на то, что сами совместно создают всё необходимое, часть которого позже оказывается уничтоженной ради поддержания уровня цен для получения максимальной прибыли собственниками.
Наконец, изобретают навязанные потребности, на которые уходит львиная доля мировых ресурсов, из-за чего страдает окружающая среда и все участники мирового товарооборота: наемные работники прозябают, а потребители не находят никакого удовлетворения от того, что завладели ярким бессмысленным хламом, отчего хворают от различных психических недугов- от депрессии и психоза до различных расстройств личности. Масштабы таких недугов зашкаливают, но мало кто находит причины в среде.
Так вот, сюжет со “сточным маслом” - как раз для того, чтобы намекнуть, что никакое союзничество, особенно такое, где союз представляет из себя шоблу группу предпринимателей-поставщиков ресурсов, половина из которых- ресурсов, а не предпринимателей, их следует рассматривать исключительно в полном составе- практически изжила себя и вот-вот станет неактуальной из-за стремительного разрушения планеты и изменения климата, и других союзников, зависимых от мировых участников общественного производства.
Самое большее, что ждет первых от такого сотрудничества-это стать площадкой для сбыта отбросов, устаревших и низкокачественных товаров ограниченного ассортимента, ибо союзники не являются правообладателями современных технологий, а скорее подрядчиками и производителями того, что закажут инвесторы, к тому же не производят все необходимые компоненты самостоятельно.
В свою очередь мировое общественное производство уже развито и готово в какой-то момент приступить ко второму этапу естественного процесса развития- то есть к избавлению от балласта. Путем борьбы, ибо балласт ни за что не сделает это добровольно и в настоящее время при обострении противоречий принимается с двойной силой дурачить мировую армию труда на предмет того, какие они важные и незаменимые,- собственники, а не работники, поскольку насчет самих работников ходят толки ровно противоположного смысла- и как всему виной сиволапы других национальностей и вражеской культуры.
А еще внезапно нагрянувшие и бьющие все рекорды природные катастрофы: жара, наводнения, засухи, пожары и тд, ставшие нашей реальностью и нормой- всё это, конечно же, из-за нашей греховности, порочности и недостатка страданий.
В этой связи буржуазные культурные деятели- хоть и западные, но крайне традиционные! - даже выпустили кинофильм. Что-то про стук в дверь. Сюжет сего творения: группа озабоченных архангелов пожаловала в загородный дом к двум нетрадиционным постояльцам и предложила им договориться между собой и порешить одного из них, причем второй должен собственноручно выполнить эту святую миссию-не то, дескать, глядите, катастрофы и катаклизмы, ниспосланные на нас вселюбящим и всепрощающим господем, скоро положат конец существованию всего человеческого рода.
Понятно, почему нужно ненавидеть нетрадиционных? Это из-за них на прошлой неделе средняя температура планеты побила все рекорды сразу четыре дня уже семь дней подряд.
Разумеется, один из самоотверженных нетрадиционных пришил своего приятеля к чёртовой бабушке, а сам стал традиционным-для счастливого конца, поскольку в результате удалось предотвратить бедствия и спасти человечество. Весьма рекомендую не рекомендую к просмотру, за исключением того случая, когда необходимо для каких-то целей вызвать искусственную рвоту.
В общем, не думаю, что такую банальную и очевидную вещь следует особо подчеркивать, даже боюсь прослыть кэпом, но в заключение всего изложенного хотелось бы сказать, что…врагов и причины нужно искать не в сиволапых инородцах и нетрадиционности, а союзников-там, где пугают врагами.
[1] К. Маркс. Капитал. Том 1. Историческая тенденция капиталистического накопления. 1867 г