Рецепт чудесного обогащения, проверенный веками...

Apr 24, 2021 15:05



Очередное воскресение Христово пока еще не наступило, хотя его, похоже, отмечают уже больше месяца, судя по тому, как рукодельницы и рукодельники в соцсетях еще с начала весны пытаются переплюнуть друг друга в деле выпечки “мягких, как пух,” куличиков и окрашивания яиц с целью привлечения многочисленной аудитории последователей...для своих приятелей-рекламодателей.




Так что считаю всё еще уместным рассказать историю одной “чудотворной”- думаю, что чувства верующих, если и пострадают от этого рассказа, то до праздника, скорее всего, благополучно отойдут.

К тому же, похоже, что использование пасхальной выпечки для заработков в интернете- это достойное продолжение традиции сколачивания, хоть и небольших, но капиталов на якобы важных и святых вещах…

Наверняка все видели знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина “Приплыли” “Крестный ход в Курской губернии”.



Нет, не эту, это как раз “Приплыли”, а картину, изображенную ниже.



Горячий песок, жара, духота, пыль, а чуть поодаль виднеются выжженные солнцем холмы. И в этой знойной и удушающей атмосфере мы видим растекающуюся вширь и теряющуюся где-то вдалеке процессию. Впереди шествуют местные успешные из числа сельских сиволапов, одетые в лучшие кафтаны деревенского пошива. Они несут на носилках огромный фонарь от иконы. Внутри его мерцают огни, а снаружи развешаны ленты и золотые привески.

Следом тащится хор певчих, а за ними изнывающий от жары дьякон, который поправляет свои пышные завитые локоны. Дальше “чистый ряд” солидных господ: помещица с “чудотворной” иконой Божией Матери, за ней идет отставной офицер, а чуть поодаль плетется какой-то весьма упитанный аристократ. И конечно же, там, где несут икону, нельзя обойтись без присутствия важных священников в золотых ризах и фиолетовых камилавках.

Для тех, кто совсем не разбирается в церковном дресс-коде, поясню, что камилавка-это головной убор, который выдают заслуженным священникам в качестве награды за достижения в области науки и техники в деле привлечения как можно большего числа желающих приобщиться к “райской” жизни... после смерти.



Однако вернемся к картине.



Помещица, которой вручили “чудодейственную” икону, вышагивает с довольно чванливым и напыщенным видом. Еще бы! Ведь бог доверяет только самым достойным состоятельным и раскормленным господам святые изображения своих родных и приятелей.

Тут же в сторонке расположилась группа убогих и тот, кому весьма пригодилось бы то чудо, которое якобы источает икона. Однако ж пацан, очевидно, не вышел рылом, чтобы влезть в “чистый ряд”, и оказавшийся поблизости становой доступно разъясняет ему это правило с помощью палки.

Россия, 21 век конец XIX века...Илья Ефимович Репин работал над своей знаменитой картиной в течение более пяти лет. И не зря- она до сих пор вызывает те же чувства: пафос обличения дичайших суеверий и нелепых крестных ходов с иконами; сочувствие тем, кто оказался в сторонке и тщетно ждет облегчения на том свете; оторопь и отвращение при виде заслуженных деятелей с иконами, несущими их в крестных ходах и в массы для одурачивания, личного обогащения и поддержания существующих порядков.

Одним словом, великий русский художник более ста лет назад обличал то, что мы до сих пор...откуда-то вытащили и лелеем.

И никого не смущает то, что, по церковным легендам, эта “чудотворная” икона взяла и появилась из ниоткуда в 1295 году-совсем готовенькой очутилась на корне дерева- у источника на реке Тускари, в 27 км от Курска. Отсюда пошло ее название - “Коренная”.

После октябрьской революции провели расследование и выяснили, что “документы”, из которых священники черпали эти сведения, были признаны поддельными-их составили на три столетия позднее того времени, к которому относилось явление иконы. А сама икона, разумеется, не снизошла с небес, а была сфабрикована монахами в XVII веке…1

В свое время это ничуть не смущало церковников-ведь из всех чудес, приписываемых иконе, по крайней мере одно было несомненным:  с ее помощью они дурачили простоватых убогих и получали неплохие барыши.

Икона принадлежала сразу двум монастырям: Коренному- там, где она впервые “объявилась”, и Знаменскому-в Курске, где она хранилась. Каждый из монастырей пытался использовать икону для преувеличения своих капиталов.

Между монастырями возникли нешуточные распри. Как же разрешили этот спор высшие церковные службы? Они постановили устанавливать ежегодно в девятую пятницу после пасхи Крестный ход с выносом иконы из Знаменского монастыря в Коренную пустыню, где она должна была находиться три дня. А выручку, полученную за счет сирых и убогих богомольцев велели поделить!

Видали, какой отличный бизнес-план? Не зря эффективные господа до сих пор держат священников поблизости- на самом деле у них, оказывается, много общего.2



Так возник этот “святой” Крестный ход. Но эффективные инновации никогда не заставляют себя ждать, как только начинается множиться прибыль- не успели установить срок возвращения иконы после трех дней, как он вдруг был значительно продлен. Таким образом жаждущие избавиться от страданий могли подольше оставлять свои кровные в монастырской казне. Правильно, “успех в предпринимательстве не считается за грех”!

Церковные власти вошли во вкус и не только продлили срок “выставки”, но и установили особый порядок: дни выноса и возвращения иконы были объявлены неприсутственными, а во главу хода поставили архиерея.

Спекулируя на естественном стремлении больных и увечных поправить свое здоровье, церковнослужители обещали исцеление тем, кто примет участие в Крестном ходе.

Увы, насчет исцеления дела обстояли неважно: мало того, что при целовании икон и прикладывании к святым мощам никто не исцелялся, кроме некоторых артистов народной самодеятельности, которые за гроши изображали из себя внезапно излечившихся,3 так еще вдобавок к этому массовые лобызания “Коренной” вместе с вкушением “святой” воды из источника и реки Тускари, где купались и тщательно окропляли болезные места паломники из разных мест, привели к тому, что по распространению заразных болезней и смертности Курская губерния стала прочно занимать одно из первых мест в царской России.



И даже когда икона была уничтожена во время взрыва в соборе в 1898 году, церковники не сдались: выудив из кладовой заблаговременно- на всякий случай! -  изготовленную копию, они объявили о “чудесном спасении чудесной иконы”.

И вновь, обманутые люди, искренне верившие своим пастырям, потянулись в Курск, и стали принимать участие в ходах. Так было много лет. А потом святыню украли. И кто украл? Это несомненно богохульное деяние совершил не кто иной, как Курский архиерей, который во время гражданской войны сбежал за границу. Сейчас “святыня” находится в богомерзких США. Её на время привозили назад, и это стало “великим историческим событием, которое свидетельствует о том, что Россия вновь обретает образ Святой Руси.”4 Той самой, которую так пронзительно живописал Репин.

Вот такая история теперешних “святынь”, которые опять чудесным образом повылезли не иначе как с небес- вместе с ходами, куличами, рекламными показами и выгодными бизнес-планами...

1.Материалы журнала “Знание- сила”. Издательство “Трудрезервиздат”; 1959 г

2.pravoslavie.ru/104848.html

3.А. А.Шамаро. О чем умалчивает церковный календарь. Изд.“Московский рабочий”, 1964 г.

4.patriarchia.ru/db/text/739819.html
Опубликовано на zen

искусство, религия, история

Previous post Next post
Up