Случайно увидела замечательный рекламный плакат, сотворенный свободными созидателями рыночной современности и подумала: ой! -пожалуй, за такое искусство гражданину дизайнеру действительно пришлось бы строить БАМ, чего доброго.
Самая невинная деталь сего полотна- у пацана две правые руки. Вежливо промолчу про штаны и ноги. Но это не бог весть какая компания с очевидно ограниченным бюджетом. Ага! Все же художники, вероятно, творят настолько хорошо, насколько им заплатили. И вполне возможно, что данный дизайнер работал за еду. А то и вовсе за возможность получить доступ к широкой аудитории потенциальных заказчиков.
Впрочем, такой платой обычно довольствуются действительно талантливые люди. Ocoбeннo тогда, когда их услугами пользуются крупные дельцы. А как же еще они могут стать крупными?
Вспомним, к примеру, специалистов в области компьютерной графики: компания, работавшая над видеоэффектами для фильма “Жизнь Пи”, который, между прочим, получил Оскара за лучшие визуальные эффекты, заявила о своем банкротстве вскоре после выхода картины.
При этом фильм в одном лишь мировом прокате собрал около $0,5 млрд.2 Разумеется, больше всего пострадали не владельцы компании-благодетельные олухи-работодатели, которых нагрели другие работодатели. Они заявили о своем банкротстве и с них теперь все взятки гладки. Больше всего огребли юные таланты-сотни молодых людей, работавших над видеоэффектами, которые впоследствие вышли на улицу с протестами против плохого обращения.
Шутка ли-мало того, что этих людей редко упоминают в титрах, так их еще могут заставить работать по 20 часов в день без оплаты сверхурочных или уволить без предупреждения. А все потому, что рентабельность компаний, обеспечивающих видеоэффекты и компьютерную графику для кино и игровой индустрии “невероятно низка для тех, кто выполняет работу, поскольку вся прибыль идет в карманы киностудий.” 2
С другой стороны государственные организации могут потратить круглую сумму на примерно такой дизайн:
Перед нами Олимпийская эмблема лондонского организационного комитета Олимпийских и Паралимпийских игр, учрежденного Министерством спорта, культуры и связи, мэром Лондона и британской Олимпийской ассоциацией для проведения летних игр 2012 года. На эти каракули потратили £400,000. Очевидно, частные подрядчики на довольствии налогоплательщиков-это те, кто больше всех блещут талантами и заслуживают щедрого вознаграждения.
Еще один пример: несколько лет назад правительство Шотландии решили изменить существующий слоган, красующийся в аэропорту и на дорогах для приветствия понаехавших...тех, кто временно приезжает потратиться на развлечения, а потом назад ту-ту. Вполне понятно, что “Самая лучшая маленькая страна в мире” был довольно невзрачным слоганом и, вероятно, привлекал галимую шушеру. Зато новый был сделан со вкусом, умом и отличался особой оригинальностью-сообразно потраченным на него средствам, а именно около $250 тыс.3
“Добро пожаловать в Шотландию!”
Американские налогоплательщики тоже щедро спонсировали художников. Последние рисовали портреты различных политических деятелей: от бывшего министра воздушного сообщения Майкла Донли до недавно ушедшего в отставку министра сельского хозяйства Тома Вилсака. Первый обошелся гражданам в $41 тыс, а последний в около $23 тыс. Очевидно,что платили в зависимости от важности официального лица. Но по крайней мере, художникам не зря платили-картины хороши, хоть и консервативно реалистичны.4
Пожалуй, больше всего поражают крупные компании, которые умудрились заплатить за непотребный дизайн и не заметить насколько он непотребен. Впрочем, удивляться приходится только идеям, про бюджет данных проектов обычно ничего не известно-вполне вероятно, что художникам опять недоплатили.
Ассоциация вермонтских производителей кленового сиропа представили эту эмблему для привлечения клиентов к их бизнесу и совсем не заметили, что именно они предлагают потенциальным покупателям.5 Чистейший кленовый сироп. Ага, знаем мы ваш сироп!
Еще один образец эффективности- в конце концов трудно осуждать непосредственно автора плаката, в то время когда за всем следят бесценные управляющие:
“Покроем всю Землю”
Странно, что крупные производители краски решили выбрать красный цвет, чтобы покрыть Землю. Да, это вам не какая-нибудь красная чума, а благородный бизнес!
И последний дизайн, хотя их очень много- в отличие от моего свободного времени!- от компании PepsiCo:
Граждане предприниматели изменили логотип своего бренда и не подумали, что многим потребителям этот шарик теперь напоминает...самих себя-после употребления пепсикольного пойла с прорвой сахара.6 В данном случае, дизайнеру щедро заплатили- целый миллион!7
После некоторых раздумий, я хотела бы сделать важную поправку к самому первому абзацу своей публикации-на строительство дорог и всего прочего нужно отправлять не этих горе-дизайнеров, а их заказчиков. От них, очевидно, только в таком случае будет хоть какая-то польза.
1.dailynebraskan.com/culture/visual-effects-artists-accuse-film-industry-of-exploitation-misrepresentation/article_1cefd7f6-a708-11e2-8493-0019bb30f31a.html
2.hollywoodreporter.com/news/life-pi-crosses-500-million-414944
3.digitaljournal.com/article/246742
4.abcnews.go.com/blogs/politics/2013/03/taxpayer-dollars-spent-on-official-government-portraits/
5.newsvote.bbc.co.uk/sport2/hi/other_sports/olympics_2012/6718243.stm?dynamic_vote=ON
6.utne.com/arts/new-pepsi-logo-is-a-joke
7.businessinsider.com/heres-how-much-the-worlds-most-iconic-logos-cost-companies-2013-3