Манипуляция реальностью

Jun 01, 2018 06:05


Вчерашний разговор о рекламе ушел в сторону психологии и “манипуляций сознанием”, что несколько оторвано от реальности. Поэтому я хотела бы кое-что добавить. Очень второпях, надеюсь, что понятно.





Я не зря написала, что с помощью рекламы производится замена значимых в жизни людей вещей на вымышленные суррогаты.

В данном случае я не говорю о качестве товаров, а скорее о том, как ловко подменяется понятие полноценной жизни, когда человек, удовлетворяя свою потребность в созидании, делает свою жизнь и жизнь окружающих свободной от забот по добыванию хлеба насущного и постепенно высвобождает досуг для занятий чем-то интересным и увлекательным. Конечно, в данном случае речь идет об обществе без эксплуататоров, присваивающих результаты общественного труда. То, что мы имеем сейчас в буржуазной реальности.

Возьмем для примера шотландский виски. Вспомним любую рекламу.





Всё: названия, этикетки, пейзажи словно говорят нам- это, господа, ваш единственный шанс побывать в Шотландии, а именно, в ваших фантазиях, когда наклюкаетесь нашего продукта, который при других обстоятельствах, по мнению некоторых экспертов, невозможно отличить от самогонки, заправленной шиповником.

Однако еще раз повторю, что дело не в качестве данного алкогольного напитка, а в том, что ему приписывают. Особое волшебство и причастность к Шотландии. С одной стороны, для класса эксплуатируемых-это идея перенестись в Шотландию, потому что никаким иным образом об этом мечтать невозможно, а во-вторых, под Шотландией подразумевают луга, замки, пабы и хорошее времяпрепровождение.

Между тем в Шотландии:

“Произошел резкий скачок краж, так как люди, доведенные до отчаянья воруют еду” 1:



Вот те на. Кто-нибудь хочет перенестись в подобную Шотландию? Вряд ли. Но это-реальность. Туда большинству невозможно попасть. Да они и не захотели бы, если бы узнали, что шотландская реальность не многим отличается от российской, американской и прочих буржуазных реальностей.

Сюда отлично подходит цитата из работы Энгельса “О положении рабочего класса в Англии”: “Конечно, умирают от голода всегда только единицы. Но кто даст рабочему гарантию, что завтра не наступит и его черёд? Кто обеспечит ему работу? Кто ему поручится, что, если завтра хозяин по какому-либо поводу или без всякого повода уволит его, он сможет просуществовать со своей семьёй до тех пор, пока другой хозяин не согласится ‘предоставить ему кусок хлеба’? Кто убедит рабочего в том, что одного желания работать достаточно, чтобы найти работу, что честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией, действительно приведут его к счастью? Никто.”2

Отсюда и искушение поддаться пьянству для того, чтобы отвлечься, вдобавок можно представить, что ты в замке. То же самое касается еды и прочего. Не во всех случаях, но часто. Впрочем, идеи о путешествиях в Шотландию быстро изнашиваются, а мысль забыться остается.

Но самый главный вопрос здесь: люди поддаются на подобные приманки, потому что кто-то манипулирует их сознанием, или потому что суровая реальность заставляет их опуститься до безвольных, усталых, неуверенных в завтрашнем дне человеческих существ, ищущих какой-то просвет?

Я не утверждаю, что вышеописанное-цель рекламы, поскольку целью, в конце концов, является продажа, а скорее следствие реальности, позволяющее рекламе быть хоть сколько эффективной. Иными словами, не наше коварное подсознание и животная природа, а именно реальность заставляет нас вестись на подобные трюки.

1.news.co.uk/news/scotland/scotland-surge-shoplifting-people-steal-food/

2.Фридрих Энгельс. “Положение рабочего класса в Англии”, том 26, ч.2, глава “Большие города”

реклама

Previous post Next post
Up