-А ведь все так и было, все как у бабушки!- первое, что сказала подруга в антракте.
- Она Кронштадт обороняла - четыре года - сразу после школы на фронт ушла. Там и замуж вышла. Ну как замуж - подруги колечки купили да сфотографировались. Дед эту фотографию в клочья порвал. Потом уже.
А после войны муж фронтовой отправил ее к себе в деревню, с письмом к матери (сам остался Кронштадт восстанавливать). Приезжает она. Свекровь ее чаем поит, устроила у себя. А вечером и говорит. Не знаю, что с тобой делать - на той стороне улицы ведь жена его с двумя детьми живет. Давай поживи, дождись его, посмотрим, кого выберет... Да только, кому ты нужна, ведь не только с моим ты там сходилась. Знаем мы, зачем такие на фронт идут...
И, не переночевав, ушла бабушка на вокзал. Было, было к женщинам-фронтовичкам было такое отношение - как к подстилкам, как к блядям. Мы-то думали, вспоминала бабушка, что мы герои, за родину воевали. А вон что. Фронтовой товарищ после войны знать ее не узнал на улице! Постеснялся. С невестой шел. Обознались, девушка. И сказала она матери - сосватай меня хоть за кого-нибудь, за любого пойду. Так с дедом и сошлись.
-А мой-то дед - говорит другая, - был первый парень на деревне. После войны порой и не знал, в чьем доме просыпался...
Спектакль Николая Коляды по пьесе Анны Батуриной про обрубленные послевоенные судьбы - простой, искренний, не по-колядовски бережный. История преподавателя танцев Марии Небылицы про то, что не "люди и не страны войну выигрывают, а Бетховен", про послевоенный коммунальный быт, про грёзы и оду радости, тушенку и поле клевера, которое может никогда не повториться.
Театр - игра, но за сто двадцать минут ты проживаешь историю своей страны, которая хранится в подкорке, в памяти каждой семьи.
За честность и отдачу спасибо талантливейшей Василине Маковцевой, любимейшему Сергею Федорову, грандиозной Тамаре Зиминой, всегда разному Олегу Ягодину. За мастерские эпизоды - Константину Итунину, Алексадру Кучику и Антону Макушину, Светлане Колесовой Всем, всем.
За главный подарок - жизнь.