Балаклава считается частью Севастополя, несмотря на то, что выглядит как вполне самостоятельный населённый пункт, выросший вокруг одной из самых укромных и удобных бухт на Чёрном море, где прятались пираты и разбойники, швартовались римляне и генуэзцы, высаживались англичане. Во второй половине XX века Балаклава была закрытым городом - здесь находился секретный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок. Но на дворе уже XXI век, и бывшая рыбацкая деревушка вновь стала курортом, куда туристы приезжают, чтобы искупаться, прокатиться на катере или отправиться на прогулку по близлежащим холмам ко второй местной достопримечательности - генуэзской крепости Чембало.
От набережной Назукина к крепости ведёт лестница, облегчающая первую часть подъёма.
Далее можно пойти напрямик в гору, а можно воспользоваться извивающейся тропинкой.
Считается, что генуэзцы обосновались в Балаклаве в середине XIV века.
Внутри крепости на двух уровнях располагался целый город. С одной стороны его окружал обрыв, а с другой - мощные стены и башни.
На склоне холма жили горожане, а в бухте размещался рынок и порт.
В настоящее время руины крепости потихоньку реставрируются. В 2008 году из-за сильных ливней часть башни обрушилась, и до сих пор непонятно, стали ли работы по реконструкции причиной этому происшествию.
Именно благодаря характерному изгибу бухту сложно заметить в открытом море.
Довольно активное движение катеров и моторных лодок.
Забитая парковка.
Битва «Персея» с «Плутоном». Также обратите внимание на объявление о чипах для тюнинга яхт. Я подозреваю, что вместо слова chip тут должно стоять cheap. upd: Чип-тюнинг - это настройка режимов работы электронных контроллеров путем коррекции внутренних управляющих программ.
А вот уже взгляд в противоположную сторону.
Растительность на склонах холма не такая скудная, как может показаться на первый взгляд.
Вот мы и спустились обратно к набережной, забитой продавцами сувениров. На противоположном берегу находится теперь уже всем известный объект 825ГТС - база подводных лодок, выдолбленная в скале. Я побывал внутри в прошлый раз, причём без своего фотоаппарата, но несколько снимков для полноты картины показать могу.
Тридцать лет назад за фотографии Балаклавской бухты меня могли как минимум посадить. Подземный комплекс по ремонту подводных лодок строился с 1952 по 1961 год в условиях строжайшей секретности. Не только обитатели Балаклавы, но даже непосредственно строители комплекса не знали о его предназначении.
Объект был выдолблен в горе Таврос и представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, выдерживающее прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 килотонн.
В шестисотметровом канале могут одновременно укрыться 7 подводных лодок.
Хранение и обслуживание ядерного оружия осуществлялось здесь же, на ремонтно-технической базе.
В общем, музей абсолютно уникальный - здесь очень хорошо понимаешь масштабность и грандиозность советских военных сооружений.
Крымские зарисовки:
Часть первая. Севастополь.Часть вторая. Балаклава.
Часть третья. Побережье. Часть четвёртая. Горы.