Поездка в Исландию для меня долгое время оставалась просто мечтой, но в какой-то момент на глаза попались дешёвые билеты из Парижа в Рейкьявик, и я серьёзно задумался. Тревожила прежде всего дороговизна страны. И правда, сэкономить на билетах в Исландии недостаточно, так как основные статьи расходов - это проживание, питание и передвижение по стране. Последний пункт особенно важен, потому что больше нескольких дней в Рейкьявике туристу делать нечего, а общественный транспорт в стране огня и льда развит не так хорошо, как в других уголках Европы. Было бы обидно не увидеть всех тех природных красот, доступ к которым возможен только на собственном автомобиле. Недолго думая я поставил перед собой условие - куплю билеты только если получится съездить максимально бюджетно. В этом посте я хотел бы рассказать о своём опыте проката автомобиля в Исландии. Надеюсь, что эта информация и мои советы пригодятся и в вашем путешествии в эту замечательную страну, которую я горячо советую каждому путешественнику.
Общественный транспорт в Исландии развит не очень сильно. Во-первых, в стране нет железных дорог от слова «совсем». Во-вторых, сеть автобусных маршрутов не слишком обширна. Автобусы ходят довольно редко, да и до многих природных (а в Исландии других почти и нет) достопримечательностей на автобусе добираться будет в лучшем случае долго и неудобно. Один из вариантов - это отправится в поездку на туристическом автобусе, но организованные туры мы конечно же отметаем, так как они не дают насладиться той свободой и единением с природой, которые вы получите, отправившись в путь самостоятельно.
Как видите, вопрос проката автомобиля возникает вполне предсказуемо. К счастью, Исландия сейчас становится всё более популярной среди туристов, поэтому и прокатных контор здесь развелось очень много, а конкуренция, как вы знаете, способствует снижению цен (которые, впрочем, всё равно остаются довольно высокими).
Многие считают, что путешествовать по Исландии можно только на суровом внедорожнике с огромными колёсами. Например, на таком:
Или ещё лучше на таких:
В этом рассказе я хотел бы развенчать данный миф. Конечно же, если вы соберетесь вглубь острова, чтобы кататься по бездорожью, пересекать реки и взбираться на вулканы, то вам действительно потребуется полноприводный автомобиль с высоким клиренсом. Вот только это уже будет далеко не бюджетная поездка, потому что даже небольшой Suzuki Jimny в прокате вам обойдётся очень дорого. Если же вы хотите посетить основные достопримечательности, объехав страну по кольцевой дороге, то внедорожник вам абсолютно не нужен. Даже скорее наоборот - берём самую маленькую машинку и радуемся не только свободе передвижений, но и серьёзной экономии.
Есть ещё один способ сэкономить - взять в прокат «дом на колёсах». Стоимость проката при этом будет высокой, но зато не придётся платить за жильё. К тому же, можно останавливаться на ночлег в красивых местах с невероятными видами. С другой стороны, в этом случае вы должны быть готовы отказаться от определённого комфорта (например мягкой удобной кровати, горячего душа и т.д.), если вам попадётся не самый удобный кэмпер.
Свою поездку я определил так: путешествуем бюджетно, но с определённым комфортом, не опускаясь до ночёвок на улице, потому что в сентябре погода уже далеко не летняя. Забегая вперёд скажу, что с погодой мне довольно-таки повезло, но несмотря на это ночевать в палатке (или же в плохо обогреваемом кэмпере) было бы уже холодно.
Итак, после долгих поисков на сайтах прокатных контор и в агрегаторе
http://www.economycarrentals.com/, я остановился на прокате
Sadcars. Это один из самых дешёвых прокатов в Исландии, а именно цена стала для меня решающим фактором. Сначала мне показалось странным, что название конторы переводится с английского как «грустные машины», но потом я прочитал, что это первые буквы имён основателей - Siggi, Alli и Daniel. На сайте конторы с юмором поясняется, что вопреки названию их машины очень рады, когда на них ездят. Ми-ми-ми по-исландски!
Там же написано, что бизнес этот - семейный, а низкий уровень цен достигается засчёт того, что все машины в прокате довольно старые, то есть примерно десятилетней давности. При этом машины проходят регулярный техосмотр и содержаться в хорошем состоянии. Если же вдруг случится поломка, можно обратиться в одну из автомастерских-партнёров, разбросанных почти по всей стране. Именно этот факт меня успокоил, потому что мне не хотелось бы сломаться где-нибудь на востоке острова и ждать, пока машину перевезут в Рейкьявик, чтобы там починить.
Я бронировал автомобиль за несколько месяцев до поездки. При этом на сайтах-агрегаторах выдавались уже какие-то совсем заоблачные цены, хотя даты поездки приходились на конец сезона - сентябрь. Стандартная поездка вокруг острова занимает около 10 дней, поэтому бронировал именно на этот срок. Вот, что получилось - 580 евро, если платить позже или же 493 евро, если платить при заказе. Естественно, выбираем вторую опцию для максимальной экономии. Машина - маленькая Toyota Yaris или что-то сопоставимое.
Но это ещё не всё. К стоимости проката нужно добавить как минимум страховку. Этот пункт надо изучать очень внимательно, потому что многие сайты не включают страховку в стоимость проката или же наоборот - включают расширенную страховку, которая скорее всего вам не понадобится. Я советую взять хотя бы страховку CDW за пять евро в день. Это минимальная страховка, покрывающая ущерб, нанесённый автомобилю. В самом худшем случае вы заплатите 1750 евро франшизы. Если вы не хотите рисковать, то можно взять расширенную страховку Super CDW за 15 евро в день. В этом случае максимальная сумма, которую с вас смогут взыскать, составит уже 750 евро. Опционально можно застраховаться от ущерба, нанесённого вылетевшим из-под колёс гравием. В Исландии много гравиек, поэтому вероятность получить трещину на лобовом стекле не так уж и мала. Тут каждый решает для себя - я лично эту дополнительную защиту не брал, хотя пара камней мне в стекло прилетело, правда без видимых повреждений. Я не советую брать страховку от угона (так как Исландия довольно безопасная страна) или от ущерба, нанесённого песком или пеплом (такое возможно, но на мой взгляд довольно маловероятно, если вы водите осторожно и с умом).
Из других полезных опций могу посоветовать дополнительного водителя (15 евро за каждого дополнительного человека за всю поездку), если вы путешествуете вдвоём или компанией и навигатор (10 евро в день), хотя у многих сегодня есть возможность привезти свой или использовать предустановленный на телефоне.
Итоговая цена с минимальной страховкой получается 543 евро. Это 54 евро в день, что для Исландии весьма и весьма немного. Думаю, что на агрегаторах можно найти и дешевле, если повезёт, но в любом случае советую сравнить с сайтом Sadcars - вдруг цена окажется ниже, как это было на моей практике.
Для сравнения - средний внедорожник (Toyota RAV4) обойдётся в два раза дороже (1054 евро + страховка). На нём вы уже сможете ездить по так называемым F-дорогам, то есть по плохо проходимым горным дорогам в центральных областях острова.
А самый люкс (семиместный Toyota Land Cruiser) - дороже в четыре раза (1946 евро + страховка). Естественно, все цены зависят от времени поездки (в сезон или вне сезона) и от времени бронирования (сильно заранее или в последнюю минуту).
Машину я получил в аэропорту Рейкьявика, правда пришлось сначала сесть в микроавтобус-шаттл, который минут за пятнадцать довёз нас до офиса прокатной конторы. Здесь быстро оформили все бумаги и прикатили автомобиль - маленький Hyundai i10 белого цвета. Машина выдаётся с тем количеством бензина, которое осталось от предыдущего проката, то есть как правило с пустым баком. Сдать авто можно тоже с пустым баком, поэтому лучше в поездке посчитать расход топлива и подгадать, чтобы к концу поездки уйти в ноль.
Если вы будете путешествовать зимой, то на прокатной машине будут зимние шины, но я всё же советую в первый раз приезжать в Исландию летом или ранней осенью, чтобы погода была не слишком экстремальной.
Моя теория путешествия по Исландии на маленькой машине подтвердилась полностью. Мы объехали остров по кругу, посмотрели самые основные достопримечательности, поездили и по гравийкам, и по разбитым дорогам, и даже немного по бездорожью - машина всё прекрасно выдержала. Самое главное - никуда не спешить, осторожно объезжать ямы и ехать именно с той скорость, которую позволяют дорожные условия.
Несмотря на то, что на сайте проката предупреждали об уже солидном возрасте автомобилей, мне это в глаза не бросилось. Hyundai был вполне прилично укомплектован (то есть всякие подушки безопасности, ABS, противотуманки и т.п. в нём были), с точки зрения механики никаких проблем не было, мотор работал как часы. Единственное, на что можно было пожаловаться - это мощность двигателя, которой откровенно не хватало. Некоторые подъёмы и перевалы давались автомобилю с трудом, но естественно на пониженной скорости везде получалось заехать. В такие моменты я с некоторой завистью глядел на владельцев джипов, хотя потом вспоминал стоимость их проката и тут же релативизировал.
За десять дней автомобиль стал практически нашим вторым домом - в нём мы любовались природными красотами, обедали, пили чай, отогревались после особенно холодных вылазок, спасались от дождя, сушили мокрую одежду и полотенца...
Несмотря на то, что машина рассчитана на пять человек, в ней по факту поместились только мы с женой. Маленький багажник быстро заполнили наши два чемодана, а на задних сиденьях вскоре образовался художественный бардак из пакетов с едой, тёплой одежды, которую мы постоянно снимали и надевали, фотоаппаратов и разного барахла.
Прелесть собственного автомобиля ещё и в том, что он даёт полную свободу передвижений. В любой момент можно остановится возле очередного красивого вида (коих в Исландии так много, что быстро теряешь им счёт), сделать паузу на перекус или съехать с главной дороги в поисках приключений.
Все отели по маршруту нашей поездки пришлось забронировать заранее, что немного ограничивало свободу действий, но зато дисциплинировало и заставляло придерживаться заранее намеченного графика. Таким образом мы были уверены, что успеем за отведённое время объехать остров и увидеть то, что хотели увидеть, не опоздав на самолёт обратно на континент.
Долгое время машина оставалась абсолютно чистой и только к концу поездки, проехав несколько десятков километров по убитым дорогам, автомобиль потерял свой девственно белый цвет, приобрёл окрас, присущий местным внедорожникам и смотрелся уже гораздо более брутально.
Кстати, пара слов о маршруте. Он был круговым, со стартом и финишем в аэропорту Кеблавик. В принципе вся поездка проходила по главной автодороге, с заездом на «золотое кольцо» рядом с Рейкьявиком, в китовую столицу Исландии Хусавик на севере и на полуостров Снайфельснес на западе. Десять дней - вполне разумный срок для подобного путешествия, хотя и подразумевает большое количество времени за рулём.
Как вы уже поняли, в Исландии существует одна главная дорога, идущая вокруг острова. Это дорога под номером 1, двухполосная и с хорошим покрытием. Она доведёт вас до всех основных достопримечательностей как летом, так и зимой, поскольку её регулярно чистят от снега.
Чтобы повидать весь остров достаточно проехать кольцевую дорогу целиком - это около 1300 километров, что займёт примерно 15-16 часов. При этом вы получите представление о разнообразии исландских пейзажей. Здесь практически за каждым поворотом что-то новое и необычное: лавовые поля, скальные формации, горы, озёра, океан, фьорды...
Дорога обозначается жёлтыми вешками, хорошо заметными на снегу зимой. Вероятно по этой же причине все дорожные знаки в Исландии имеют жёлтый фон.
Покрытие, как я уже сказал, в основном хорошее. Есть лишь несколько участков с ямами и неровностями в самой удалённой от столицы части, но русских туристов этим вряд ли можно удивить.
Дорожная навигация сделана на приличном уровне: везде есть указатели на населённые пункты, гостиницы и даже просто фермы. Обозначены также и достопримечательности, рестораны, заправки и всё, что может пригодиться путешественнику.
Очень часто встречаются вот такие решётки на шоссе - это такие «ограды» для животных. У овец и лошадей копыта здесь застревают и не дают пройти дальше, а автомобиль спокойно, хоть и с неприятной вибрацией, проезжает.
Одна из главных потенциальных опасностей на дороге - сужения до одной полосы, встречающиеся в местах пересечения рек, ручьёв или оврагов. Знаков «уступи дорогу» в таких местах нет - кто первый подъехал, у того и приоритет. Нужно заранее снижать скорость и внимательно осматривать встречную полосу. К счастью, трафик в Исландии не очень оживлённый.
О второй опасности на дорогах нас предупредили ещё в прокате. Речь идёт о животных, которые могут оказаться на проезжей части. В Исландии очень много овец, которые пасутся в непосредственной близости от дороги, на пастбищах, не всегда огороженных забором. Нужно быть очень внимательным и соблюдать скоростной режим даже там, где дорога хорошо проглядывается.
Помимо овец, на шоссе могут выскочить лошади, коровы, собаки...
И даже северные олени, хотя мы ни одного так и не встретили. Тем не менее, знак на дороге сфотографировали.
С парковкой проблем как правило не возникало даже в крупных городах, не говоря уже о парковке на природе. В Рейкьявике, например, удалось на целый день припарковаться в самом центре города рядом с церковью Хадльгримскиркья, причём совершенно бесплатно. А за городом нужно лишь уважать вот такие немногочисленные самодельные знаки фермеров и землевладельцев.
Вдоль дороги встречаются карманы, обозначенные вот таким знаком. О них обычно предупреждают заранее, что бывает очень кстати, так как оказаться карман может как справа, так и слева, через встречную полосу. Просто так остановиться на обочине, как правило, сложно и неудобно, поэтому делать это я вам не советую.
Карманы иногда оборудуют щитами с информацией.
Если же вы увидите такую табличку, то вас ждёт полноценное место для пикника, возможно даже с красивым видом.
Исландцы сделали очень неплохую инфраструктуру для автопутешественников. Столы для пикника стоят абсолютно везде, поэтому мой вам совет - старайтесь почаще обедать на свежем воздухе, если погода позволяет. Мы брали с собой термос с горячей водой, чтобы заваривать чай или лапшу быстрого приготовления (бюджетное путешествие, что ни говори). Бонусом вам будет вид на водопады, скалы или океан. Кроме того, можно на заправке купить одноразовый гриль и стейк из баранины и устроить вкуснейший барбекю прямо на природе.
Здесь, например, стол для пикника расположен в небольшой траншее, защищающей от ветра. Какая-никакая забота о туристах.
Поскольку график был довольно плотный, заправляться бензином приходилось каждые два дня, а в общей сложности мы проехали почти две тысячи километров с ежедневными перегонами от трех до пяти часов. Впрочем, всё это оказалось довольно ненапряжно, потому что каждый перегон был очередной возможностью насладиться красотой исландских пейзажей.
Десяти дней оказалось более чем достаточно, чтобы влюбиться в эту замечательную страну, в её суровую северную красоту, в её радушных жителей (которые, оказываются, неплохо умеют играть в футбол) и даже в переменчивую погоду. Исландия прочно закрепилась в тройке лидеров в моём топе посещённых стран. Буду рад, если вы поделитесь своим собственным опытом в комментариях. Не стесняйтесь задавать вопросы, если какой-то пункт я оставил без внимания.
Исландия - страна, согревающая тело и душу!
Понравилась запись? Поделись с друзьями!