12. Философское чувство юмора
А. Маслоу правильно подметил, что они не улыбаются на плоскую шутку, но им нравится мягкий, философический мор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокомерие человека, возомнившего себя "пупом Земли". В шутке всегда скрывается некий подтекст. Его шутки всегда назидательны, как притчи и басни. Самоактуализирующийся человек шутит реже, чем среднестатистический. Их нельзя назвать весельчаками и балагурами, они не блещут в компании, не травят анекдоты, не устраивают весёлых розыгрышей. Философский юмор самоактуализирующегося человека может вызвать улыбку, но не гомерический хохот. Работа, сколь бы ответственно они к ней ни относились, является для них и развлечением, и игрой.
Тема юмора гораздо более серьёзна, чем это кажется на первый взгляд. Наблюдая нашу молодёжь, я заметил, что они скорее иронизируют друг над другом, т.е. подмечают недостатки своих ближних и смеются над ними. Я солидарен с Ф. Ницше, который иронию назвал бесчинством, а ироничного человека сравнивал с собакой, которая кусается и одновременно улыбается. От этого портится характер. Многих погубила страсть к иронии, особенно умных людей. Ибо именно у них она особенно зла. У ироничных людей повышен уровень тревоги. Они, как правило, сами мало чего добиваются, ибо своей иронией фактически шлифуют тех, над кем издеваются. Если уж хочешь иронизировать - иронизируй по поводу самого себя.
13. Креативность
Креативность, способность к творчеству, созиданию, по мнению А. Маслоу, - универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Их креативность имеет ряд специфических особенностей. Гениальность практически связана с личностными особенностями гения. Глядя на гения, нам остаётся только констатировать, что он наделён гениальностью. Гениальность не нуждается в психическом здоровье. Креативность самоактуализирующегося человека сродни креативности ребёнка, ещё не испорченного влиянием культуры. По мере социализации большинство из нас утрачивают способность к невинному и наивному восприятию жизни. Все дети креативны. Поэтому мы вправе предположить, что, сбросил оковы культуры, мы окажемся в царстве креативности.
14. Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры
Самоактуализирующийся человек неплохо адаптирован в своей культуре и в то же самое время сопротивляется её влиянию, он в какой-то степени внутренне отчуждён, независим от неё. Он, например, может отказаться от празднования Нового года, если занят делами. Но он вписывается в рамки культуры по форме (одежда, поведение, еда и пр.) В то же время по сути своей они неконвенциональны; их ни за что не назовёшь элегантными, модными или шикарными. Они просто не придают этому большого значения. Мода, стиль причёски, формы вежливости не затрагивают их моральны принципов. Поэтому он не считает нужным их оспаривать и готов подчиниться им с добродушной ухмылкой.
Но смирение самоактуализирующегося человека поверхностно, он подчиняется правилам, потому что так проще жить, он не желает тратить силы на борьбу с второстепенными вещами. Но если вдруг та или иная условность станет для него обременительной, он сбросит с себя маску приличий как стесняющий его сюртук, и мы с очевидностью обнаружим, насколько поверхностна его конвенциональность.
Самоактуализирующийся человек не революционер и не бунтарь. Более того, он с отвращением относится к любой революционности. Но у этих людей имеется трезвая озабоченность вопросами социального благоустройства. Они понимают, что решение этих вопросов требует постепенности, времени.
Но это не значит, что они пассивны. Когда они видят, что перемены возможны, они не будут сидеть, сложа руки. Во-первых, это высокоинтеллектуальные люди, практически каждый из них готов возложить на себя миссию. Во-вторых, эти люди - реалисты и не пойдут на бессмысленные жертвы. Однако в критических ситуациях они способны пожертвовать своими интересами и заняться общественной деятельностью.
Они не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, а просто стараются сделать его лучше.
Самоактуализирующийся человек несколько отстранён от окружающей его культуры. Он способен к беспристрастной оценке культуры. Он стремится выявить её положительные черты и только после этого высказать своё мнение о ней. Его отстранённость не является нигилизмом. В конце концов, наша культура не так уж плоха.
Отстранённость от культуры означает высокую степень автономности. Самоактуализирующийся человек универсален, он принадлежит человечеству. Он выше своей культуры. Это люди, которые сумели не поддаться нивелирующему влиянию культуры. Самоактуалиирующийся человек больше похож на самоактуализируюещгося человека другой расы, национальности, чем на менее здорового соотечественника.
Таким образом, мы можем, наконец, дать ответ на извечный вопрос: "Можно ли быть хорошим (здоровым) человеком, живя в несовершенном обществе?" А. Маслоу считает, что американская культура даёт такие возможности. Наша, между прочим, тоже даёт такие возможности. Только мало кто их использует.
И психологическое здоровье становится уделом избранных, хотя возможно для всех, кто пожелает стать здоровым.
Я сейчас для описания портрета психологически здорового человека использовал, в основном, данные А. Маслоу. Если у вас есть все эти черты, то можете быть спокойными и продолжайте вашу жизнь дальше. У вас всё будет благополучно. Если это не ваш портрет, то лучше обратиться к специалисту**, если есть такая возможность, чтоб с его помощью стать таким. В крайнем случае, попробуйте сделать это сами, используя соответствующую литературу. Могу рекомендовать свои книги и книги тех авторов, которые я цитировал. Преимущества последних в большей глубине. Преимущество моих - в привязанности примеров к нашей действительности.
Не сможет понять наш человек переживаний женщины, проживающей в США, связанные с тем, что на кнопка лифта в пятиэтажной гостинице плохо читаются цифры, показывающие номер этажа. Эта женщина устроила скандал хозяину гостиницы и пригрозила, что никогда не будет рекомендовать эту гостиницу своим гостям, так как она создаёт неудобства для посетителей. Между прочим, он её поблагодарил и тут же прислал людей, которые устранили этот недостаток. Я был этим гостем, а так бы ни за что не поверил. Я на это внимания даже не обратил.
Я не обещаю вам беспечной жизни, без жалоб. Как говорил А. Маслоу, жалобам конца не будет. Но по уровню жалоб можно судить об уровне развития человека. Самый низкий уровень жалоб - это жалобы на отсутствие еды. Жалобы на отсутствие квартиры или хорошей одежды уже более высоки. Вы уже переросли этот уровень, дорогой мой читатель. Иначе бы вы не читали эту книгу. Ко мне приходят обычно люди с достаточно высоким уровнем жалоб. Единственное, что им удаётся - ещё более их повысить. И если раньше человек жаловался, что его обижает жена или начальник, а теперь он мучается оттого, что не может организовать монополию или научно-исследовательский институт, то я считаю свою работу с ним достаточно успешной. Конечно, женщина, которой уже есть дело до газона перед её окнами, находится на достаточно высоком уровне развития. Я как-то спросил у своего подопечного, как идут у него дела. ОН ответил мне, что великолепно. Когда я усомнился в этом, он сказал, что сейчас у него такие неприятности, о которых он раньше и мечтать не мог. Вот молодец! К сожалению, большинство невротиков ведут себя на манер старухи-у-разбитого-корыта и остаются с носом.
И как бы вы не самоактуализировались, вы всё равно будете несовершенными, и ваше несовершенство будет проявляться в следующем. Ещё раз послушайте А. Маслоу.
Самоактуализирующийся человек - это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками. Он может поддаться вредной привычке. Он может быть занудливым, упрямым, раздражительным. Он не застрахован от гордости, пристрастности, тщеславия, особенно по отношению к результатам своего труда. Он тоже подвержен вспышкам гнева и приступам меланхолии.
Их поступки временами могут показаться жестокими. В этом они напоминают хирурга, который режет по живому, если ситуация требует это. Они довольно быстро и легко переносят смерть близкого человека, производя впечатление человека бездушного. Так как они независимы от мнения окружающих, их поступки иногда бывают довольно резкими.
Погружаясь в дело, они могут забыть о существовании близких людей. В такие минуты они могут не слышать обращённых к ним вопросов, забывают об элементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить близкого человека.
Из-за своей доброты он может остаться с нелюбимой женой или содержать какого-нибудь психопата или часами слушать плачущего в жилетку.
Они не свободны и от чувства досады, самокопания, самобичевания. Но эти чувства отличаются от чувства вины невротика.
В общем, совершенных людей нет!
Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаём, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.
2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.
3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определённые пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.
4. Честность и принятие ответственности на себя - моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.
...
Если кого заинтересовал данный топик, то продолжение всего написанного вы можете прочитать, скачав книгу М. Литвак "Из ада в рай" - здесь.