Каждый год (хотя бы раз) каждый уважающий себя японец зайдет в храм за благословением. И конечно же - чтобы засвидетельствовать свое почтение ками.
Тамагуси (tamagushi) приносится в дар ками либо священнослужителем, либо прихожанином, и представляет собой веточки вечнозеленого дерева
сакаки, перевязанные зигзагообразными полосками бумаги или волокнами шелковицы бумажной.
Завершив чтение молитвословия-норито, священнослужитель предлагает участникам ритуала сделать подношение в виде небольших веточек сакаки. Эти веточки называются тамагуси. что условно можно перевести как "ветвь с
тама" или "нанизанные
тама". Они не только служат в качестве подношения - через них
ками узнает о содержании просьбы. Если слова норито обобщающи (участвуют в ритуале несколько человек), то веточке нашептывается конкретная просьба-желание.
Кстати, плата за проведение ритуала называется в переводе "платой за тамагуси" - то есть за оказание эдаких почтовых услуг.
Есть множество теорий происхождения этого ритуального предмета. Самая распространенная - тамагуси - был первоначально местом, куда нисходил ками, или же где проживал ками.
Ранние современные исследователи из Центра Национального Обучения (Кокугаку) предложили множество гипотез касательно этимологии слова тамагуси. Мотоори Норинага предположил, что оно произошло от слова "тамукегуси" ("палочка, предложенная от руки"), в то время как Камо Мабути, Хирата Ацутанэ и другие предположили, что слово имело отношение к привязанным драгоценным камням - круглым бусинам магатама ("
тама"). Мутобэ Ёсика предположил, что "
тама" было омонимом "духа", так что слово переводилось как "палочка духа"
Густоветвистые деревья Масакаки с небесной горы Кагуяма, выкопав с корнями, к верхним веткам прикрепили длинные нити со множеством магатама, на средние ветки навесили большущее зеркало, к нижним веткам подвесили белые, голубые лоскуты нигитэ, и все эти различные вещи бог Футодама-но микото благоговейно, для преподношения [богине Аматэрасу], держал, а бог Амэ-но коянэ-но микото сильное молитвословие благоговейно вознес...
Кодзики
Это описание эпизода сокрытия Великой Богини Аматэрасу-оо-миками. Именно при помощи тамагуси, названной в тексте памятника ihotsu no masakaki - Густоветвистые деревья Масакаки - дословно "пятисотенные", то есть с обилием веток и листьев, к ветвям которой было прикреплено Ятакагами - большое зеркало, магатама - яшмовое ожерелье и нигитэ - белоснежные и голубые полоски ткани, которые впоследствии заменили полоски бумаги.
Теперь о том, как правильно преподнести тамагуси.
Этикет ритуала для приношения тамагуси требует от приносящего предлагать палочку так, чтобы ее ствол был направлен на алтарь. При императорском дворе тамагуси помещают прямо в трубочку так, чтобы поверхность листьев была направлена на ками, а в Великих храмах Исэ кончик веточки кладут лицом к алтарю. Считается, что оба обычая отражают древнюю практику втыкания палочек в землю или другую поверхность.
Проиллюстрируем наиболее распространенный вариант подношения.
Шаг 1. Стоя перед алтарем, получить тамагуси от священнослужителя. держат его так:
Шаг 2. Поклониться Ками, держа при этом тамагуси больше за стебель, нежели за ветви. Чем ниже поклон (когда туловище наклоняется параллельно полу), тем больше уважения вы выказываете ками. Кланяться принято дважды
Шаг 3. Распремляемся. И берем тамагуси, как показано на рисунке:
то есть, повернув его по часовой стрелке. Проделывается это так, чтобы ветка была все время параллельна полу.
Шаг 4. Меняем руки.
Шаг 5. Поворачиваем дальше так, чтобы стебель смотрел в сторону алтаря.
Шаг 6. Делаем подшаг вперед, и с поклоном преподносим
Шаг 7. Возвращаемся на место. Дважды хлопаем в ладоши, призывая таким образом, ками обратить на нас внимание - это повторение ритуальных действий, которые знает каждая семья - ведь они
используются ежедневно дома Шаг 8. Завершающий поклон
Кстати, обратите внимание - под жертвенным столиком находится сайсенбако - сундучок для пожертвований...
Таким же образом преподносятся и остальные дары. Ритуальный поворот обязателен. Если вы замечали - в той же чайной церемонии чашечку - уж на что казалось бы одинаково выглядит со всех сторон - так же подают. Как бы с парадной стороны.
фото взяты из инструкции для посещения Идзумо-тайся