ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРИГОСПРОМЬЕ (часть 3)

Feb 08, 2017 12:48

Теперь о других зданиях Пригоспромья. Без их краткого описания «картинка» будет не полной.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов на площади Дзержинского, началось строительство двух других зданий - Дома Кооперации и Дома Проектных Организаций.


В Доме Проектов ещё на этапе проектирования планировалось разместить Народный комиссариат - правительство УССР, но в связи с переносом столицы в Киев, здание отдали различным строительным и проектным организациям. Был, также, как и в случае с ГОСПРОМОМ, объявлен всесоюзный конкурс, на котором победил проект «Догнать и перегнать» архитекторов С.С. Серафимова и М.А. Зондберг. Так как одним из авторов ДОМПРОЕКТСТРОЯ был Серафимов - один из создателей ГОСПРОМА, то существовала определённая общность во взаимной увязке обоих этих архитектурных сооружений. И все же, они были различны. Архитектура ГОСПРОМА представляла собой многоосевую композицию с двумя открытыми проездами-улицами и была насыщена множеством выступов разной этажности (от 6 до 14). В Доме Проектов доминировала центральная ось, по которой располагалась высотная пятнадцатиэтажная башня-параллелепипед - основа всей композиции. Башня была поставлена на тонкие железобетонные колонны, оставлявшие внизу открытое пространство, а по вертикали на высоте десятого этажа отделялась от примыкающих боковых частей здания стеклянным витражом. Башня как бы парила в воздухе. Таков был замысел автора.


Строительство велось в 1930-1932гг. Здание было в высоту 68,5 метров, что делало его самым высоким зданием в Украине с 1932 по 1954год (пока на Госпроме не выросла телевышка). К сожалению, по сравнению с ГОСПРОМОМ строительные и отделочные работы в целях экономии выполнялись на более низком уровне, в частности, почти повсеместно применены деревянные междуэтажные перекрытия. В период немецкой оккупации здание Дома Проектов было практически полностью уничтожено, сохранился только деформированный и искорёженный железобетонный каркас.


После войны здание долго оставалось пустым, но было передано Харьковскому государственному университету для восстановления и реконструкции. Было решено производить реконструкцию по проекту, предусматривающему замену параллелепипедной башни на башню с квадратным поперечным сечением и шпилем на вершине. Однако, после смерти Сталина в проект были внесены изменения, и шпиль был отменён. Тем не менее, изначально предполагавшийся вид восстановленного здания и сейчас можно видеть на большой фреске, украшающей стены зала ожидания Южного вокзала.


В результате реконструкции были достроены крылья, переходы между ними и центральной башней. Была демонтирована плоская горизонтальная «парящая» плита на крыше центральной башни. Следует отметить, что здание Университета теперь было выше ГОСПРОМА, а фасады здания были облицованы керамической плиткой, произведенной на Харьковском плиточном заводе, которой уже были облицованы и знаменитые московские высотки. В 1963 году на фасаде, обращенном к Саду Шевченко, были установлены часы и барометр, а в 2015 году к курантам добавился почасовой бой.
Третьим крупным комплексом Площади Дзержинского является Дом Кооперации, который по замыслу авторов первоначального проекта А.И. Дмитриева и О.Р. Мунца должен был представлять собой сочетание двух 6-7-этажных кирпичных корпусов с центральным башенным корпусом высотой в 17 этажей, объединяющим всю композицию.


Дом Кооперации претерпел множество преобразований и проектных дополнений. В начале тридцатых годов строительство было законсервировано. В 1934 году по решению правительства УССР начатое строительство Дома Кооперации было передано Министерству обороны для Военно-хозяйственной академии. Проектирование осуществлялось непосредственно на месте строительства в период с 1935 года по 1940 год авторским коллективом в составе П.Е. Шпары, И. Н. Закова, Н.Л. Евтушенко, В.Н. Гольдштейна и других архитекторов и инженеров. Строительство нового правого учебного корпуса осуществлено с использованием существующих фундаментов, левый корпус был реконструирован под общежитие, столовую и спорткомплекс.


Центральный башенный административно-общественный корпус с библиотекой не был построен в связи с началом Великой Отечественной войны, в период которой левый корпус здания был полностью разрушен и сожжён, правый корпус подвергся частичному разрушению.


После войны началась тщательная реконструкция здания, и в 1954 году оно было передано Военной инженерной радиотехнической академии (ВИРТА) имени Л. Говорова. Основой архитектурно-планировочных изменений послужило то, что ведущим зданием на круглой части Площади Дзержинского всё же является ГОСПРОМ, а Дом Проектов (Государственный университет) и ВИРТА должны оставаться второстепенными по отношению к главному зданию и быть в определённой мере идентичны. Поэтому новый проект Дома Кооперации был принципиально переработан: центральный корпус перемещён в сторону площади на 3 метра; изменилась не только форма, но и уменьшена высота центральной башни с 17 до 15 этажей, а чтобы «облегчить» тяжеловесную кирпичную архитектуру сооружения, в стенах фасадов, выходящих на площадь, на всех этажах были устроены глубокие лоджии с вертикальной разрезкой по всей высоте здания и, наконец, все подходы к центральному и боковым корпусам, первоначально имевшие вид пандусов с большим уклоном, спроектированы в виде системы террас.
Ещё один элемент ансамбля, замыкающий Площадь с восточной стороны - Здание ЦК КП(б)У (Центральный комитет коммунистической партии большевиков Украины), родившееся в 1930-х годах советского Харькова в результате надстройки старого здания Губернского Земства и где в наше время заседает администрация Харьковской области. Харьковское Земство занималось тогда широким кругом социальных вопросов. Кроме медицины и образования на балансе Земства были также дороги, мосты и прочее. Старое помещение Земства, в то время на улице Екатеринославской, 38 (ныне - Полтавский Шлях), уже не удовлетворяло потребностей штата учреждения. В 90-х годах XIX века Харьковское Губернское земство приобретает земельный участок на углу Ветеринарной (ныне - Иванова) и Сумской улиц и объявляет открытый кон-курс на проект нового просторного и презентабельного здания. Победил проект молодого и талантливого одесского архитектора Адольфа Минкуса. К 1900 году выросло нарядное здание высотой в 2,5 этажа, увенчанное небольшим куполом. Здание также украшали аллегорические фигуры «Земледелие» и «Промышленность», изваянные скульптором Мормоне.


Но по прошествии десяти лет у Земства возникла острая необходимость расширить существующие помещения. Рядом по Сумской находились небольшие жилые дома, за которыми на рубеже веков вырос богато оформленный трёхэтажный доходный жилой дом №68, принадлежавший хозяину кондитерской фабрики «Жоржъ Борманъ». В 1912 году Земство выкупило участки между зданием Земства и домом Бормана, и на месте снесённых мелких построек по проекту харьковского архитектора В.В. Величко был возведён новый корпус в 3,5 этажа. Оба корпуса создали ансамбль Губернского Земства и просуществовали до 1930 года. Однако хозяева зданий менялись. В 1925 году в эти корпуса вселился ЦК КП(б)У. Для размещения «разбухшего» партийного аппарата в том же году развернулись работы по перестройке и надстройке. Проектирование поручили одному из участников создания Госпрома - приверженцу конструктивизма Я.А. Штейнбергу. Экстравагантная реконструкция придала зданию прямоугольное очертание.


Главные помещения здания разместили на пятом этаже: это должно было создавать условия, при которых текущие вопросы решали бы сотрудники нижних этажей, а на верхние этажи пускали посетителей по делам, которые без участия руководителей решать не полагалось. Вход в здание помещался на углу под нависшим балконом, который подчеркивала вертикальная лента оконного проёма. Ещё две горизонтальные ленты окон протянулись вдоль главных этажей.


Все элементы импозантного здания Губернского Земства были утрачены. В 1931 году, разумеется, к очередной годовщине Революции строительство было завершено. Но спешка повлекла за собой неприятные последствия: под действием заморозков неокрепшая фасадная штукатурка обрушилась. Наверняка, кто-то за такую «халатность» поехал пилить сибирские кедры.
Любопытен также факт из «творчества» главного обитателя дома ЦК КП(б)У - генсека С.В. Косиора. Своим офисом он избрал большой кабинет у северного торца здания. Вход в кабинет обслуживался отдельной лестницей и лифтом со стороны двора, в котором был разбит небольшой садик. Косиору не понравился неприглядный вид из окна кабинета на стену с окнами бывшего дома Бормана, и он распорядился окна заложить, стену заштукатурить и насадить вертикальное вьющееся озеленение, остатки которого ещё до недавнего времени покрывали стену с низу до самой крыши.
В 1934 году аппарат ЦК перебрался в новую украинскую столицу, а здание унаследовал теперь уже областной комитет Компартии Украины. Во время войны здание было разрушено. Руины взорвали, останки вывезли, а к 1954 году возвели на прежнем месте новое здание. После трёх туров конкурса остановились на варианте архитекторов В.М. Орехова и В.П. Костенко. Объём здания остался прежним, но был уже с отражением парадности послевоенных лет, с колоннами и множеством украшений, на вершине - флаги и герб (раньше - СССР, теперь - украинский трезубец), общий вид, как будто заставляет ощутить собственную незначительность по сравнению с великой целью партии. На этот раз строительные работы отличались высоким качеством. Здание областного совета прочно вписалось в общую застройку Площади и до сих пор входит в число памятников советской архитектуры 50-х годов XX века.
Последним зданием в духе конструктивизма, появившимся на Площади Дзержинского до войны, стала гостиница «Интернационал». Построена она была в 1932-1936 годах по проекту архитектора Г.А. Яновицкого. Оригинальное по композиции, остро динамичное сооружение, размещённое на углу улицы Тринклера у перехода от прямоугольной к круглой части площади, всем своим строем подчёркивало устремлённость к ГОСПРОМУ. Смелый проект был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже.





Как и другие здания на Площади, отель «Интернационал» сильно пострадал во время войны, но был отреставрирован, переименовавшись в 1952 году в «Харьков».
К Площади Дзержинского, помимо архитектурных сооружений, примыкает и любимый харьковчанами Сад имени Т.Г. Шевченко. В период формирования площади, вплоть до 1935 года, этот городской парк был Профсоюзным Садом.


Несколько харьковских клубов и профсоюзов, скинувшись, устроили в 1920-х годах на заброшенной территории института благородных девиц и старого сада Коммерческого клуба, граничивших с Университетским и Ботаническим садами, Профсоюзный Сад в новом, революционно-агитационном духе: со спортивными площадками, аттракционами, читальней, кинотеатром, духовым оркестром, каруселями и лабиринтом. Вход сюда был платным - 7 копеек, членам профсоюзов полагались льготы. Число посетителей доходило до 25 тысяч за день, а график работы был весьма напряжённым. В 1933 году 1-й секретарь обкома П.П. Постышев распорядился убрать заборы между садами, сделать вход в них свободным и бесплатным для всех.




Закончился довоенный облик Сада установкой памятника знаменитому Кобзарю - Т.Г.Шевченко, после чего парк и стал называться Садом Шевченко. Ещё в 1929 году был объявлен конкурс на его создание. Все проекты памятника были ужасны и ни один из них, слава Богу, не был рекомендован для непосредственного воплощения.




Повторный конкурс объявили в 1933 году. На этот раз среди ряда интересных идей победил проект скульптора Матвея Манизера и архитектора Иосифа Лангбарда. Монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11-метровым трёхгранным пилоном из лабрадорита с выступами по кругу, на которых размещены 16 бронзовых статуй -образцов советской пропаганды, которые по замыслу авторов проекта должны были символизировать людей труда и их борьбу за свои права против притеснителей - от непокорных бунтарских образов из произведений Шевченко и участников революций 1905-1917гг. до величественной группы из Шахтера, Колхозника, Красноармейца и Комсомолки, являющихся олицетворением тогдашней современности. По замыслу скульптора, осматривать фигуры нужно начиная от фигуры «Катерина» и двигаясь по спирали против часовой стрелки. Доминантой монумента является бронзовая фигура Кобзаря - Шевченко - высотой 4,5 м, суровый и гневный вид которого означает горечь пережитого-передуманного, что чувствуется, например, в вычеканенных на голове морщинах и в крепко сжатой в кулак руке. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издали, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом того времени. Прекрасно, что памятник «пережил» немецкую оккупацию города и до сих пор является одним из символов Харькова.
Интересны ещё несколько фактов о монументе Шевченко. Изначально планировалось сделать памятник Кобзарю главным украшением площади Тевелева (теперь Конституции), но в 1933 году утвердили его установку в Профсаду. Он возник на том месте, которое в 1907-1934 годах занимал памятник основателю Харьковского университета В.Н. Каразину, сменивший свою дислокацию после этого ещё трижды! Сначала он переехал на Университетскую улицу к одному из корпусов старого университета, затем в 1958 году к левому боку главного корпуса нынешнего Харьковского университета, а уже с 2004 года - у его главного входа.


В создании скульптур композиции памятника Шевченко скульптору М.Г. Манизеру помогали своим позированием известные в то время актёры харьковского театра «Березиль» - Н.М. Ужвий (Катерина), И.О. Марьяненко (старый запорожский казак), А.М. Бучма (повстанец и крестьянин с жерновом на плечах), О.И.Сердюк (хлопец с косой в руках и крепак со связанными руками), С.В. Коваль (молодая крестьянка). Все они позже стали народными артистами СССР, о которых автор образов отозвался так: «Это были первоклассные художники! Всю жизнь я буду им очень благодарен…».


К моменту открытия 24 марта 1935 года монумент Шевченко был самой высо-кой бронзовой композицией в СССР. Камень постамента из лабрадорита шлифовали самые опытные в СССР полировщики - те, кто в своё время возводил Мавзолей.


Среди статуй монументального ансамбля есть скрытое для глаз колесо от трактора времён первых колхозов, с которым связано верование харьковчан - кто сам сможет его отыскать, вскоре найдет свою любовь, если ее ещё нет, или останется в Харькове навсегда, если этого хочет. Якобы, в Канаде существует копия памятника только без колеса, но это не правда. Зато известно, что памятник Т.Г.Шевченко в Харькове официально признан самым красивым в Мире.


Во время войны в городском саду Шевченко параллельную Сумской улице аллею от Ветеринарного института (нынешнего Дворца пионеров) до памятника Шевченко немцы превратили в воинское захоронение для высоких военных чинов. (По прусским военным традициям захоронение часто устраивается возле центра города). В саду были похоронены минимум два фашистских генерала: в ноябре 1941 - взорванный в штабе по улице Мироносицкой Ильёй Стариновым командир 68-й пехотной дивизии Георг фон Браун, надгробие над могилой которого было похоже на мавзолей, и в июле 1943 - командир 6-й танковой дивизии Вальтер фон Хунерсдорф, раненый 14 июля под Белгородом во время Курской битвы и умерший после операции в Харькове 19 июля. На его похоронах присутствовал фельдмаршал фон Манштейн. Немцы собирались устроить на этом месте «пантеон германской военной славы». После окончательного освобождения города в 1943 году оккупационное кладбище было уничтожено.


По окончании войны в Саду Шевченко проводились восстановительные работы: был разбит сквер и розарий на месте разрушенного Института благородных девиц; построенный в 1935 году фонтан заменили на новый, а над оврагом перед зоопарком, бывшем когда-то прудом для водоплавающих птиц, установили металлический мост, служивший прежде для прохода над бывшим Купеческим спуском (ныне Соборным) в старый Пассаж Пащенко-Тряпкина, который, как и многие другие архитектурные украшения Харькова, был безвозвратно утерян во время войны. Харьковская традиция построить и в Саду что-нибудь этакое осталась: то лучший в стране музыкальный театр под открытым небом, то великолепную каскадную лестницу, то киноконцертный зал уникальной конструкции, то цветомузыкальный фонтан взамен старой «вафельницы» оборудовать. Проекты шли ещё дальше: установка в районе «Каскада» макетов динозавров в натуральную величину или превращение овражка, в котором когда-то был пруд, в крытый стеклом террариум с крокодилами. Правда, за-кончилось всё постройками кафе - оно и проще, и доходнее.
Нельзя обойти вниманием и знаменитый харьковский «долгострой» - здание Харьковского национального академического театра оперы и балета - ХНАТОБ. В отличие от «стахановской» скорости возведения ГОСПРОМА за 2,5 сезона, здание ХНАТОБа выстраивалось чрезвычайно долго - с 1970 по 1991 годы. Изначально театр вообще проектировали для Киева, но столица отказалась от такого «шедевра» и решение построить театр принял Харьков. Для этого была расчищена обширная территория, на которой находились: ротонда с балюстрадой (в то время - своеобразный символ Харькова, симметричный Зеркальной Струе), подземный пульт управления штаба гражданской обороны и памятник архитектуры XIX века, в котором размещался молочный техникум.


По первоначальному замыслу, в главном зале должно было размещаться 4000 человек, а сцена должна была быть очень большой - для пропуска демонстраций и даже военной техники. Здание планировали построить за пятилетку - к 30-й годовщине Дня Победы. Но на строительство не хватило средств, и стройка была законсервирована на долгие годы. По словам тогдашнего председателя горисполкома Юрия Гурового, реальная стоимость строительства превысила сметную стоимость театра в четыре (!) раза.


В отличие от ХАТОБа в Саду Шевченко существует более изящное культурное строение. Киноконцертный зал "Украина" на 1780 мест был сдан в эксплуатацию 8 августа 1963 года. Памятник архитектуры создан по проекту архитекторов Васильева В.С., Плаксиева Ю.А., Реусова В.А. и инженера Фридган Л.Б.



Талантливый с точки зрения рационального использования пространства и акустики проект "Украины" был повторно применен и в строительстве зала "Юбилейный" в Херсоне в 1970 году. Изначально концертный зал задумывался лишь для летних зрелищ, но позже "Украину" дополнили строительством автономной котельной, работающей по сей день.
Еще один известный объект Сада Шевченко должен был украсить еще в 1935 году любимое место отдыха харьковчан - убранный роскошной декоративной зеленью водный каскад на обустроенном тогда же спуске на расположенную внизу улицу Клочковскую.


Этот каскад, эскиз которого даже был помещен в газете "Харьковский рабочий" за 6 января 1935, собирались установить летом 1935-го, но этого события харьковчане дождались только через 20 лет...

Previous post Next post
Up