ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРИГОСПРОМЬЕ (часть 2)

Feb 08, 2017 10:58

«Шарахнем в небо железо-бетон!» - объявил поэт Маяковский в 1922 году, ему вторил архитектор Лисицкий: «Прочь египетско-греческо-римско-готический маскарад!»
И вот 5 мая 1925 года Украинским Экономическим Советом были объявлены открытый и закрытый всесоюзные конкурсы на проект «Дома Государственной Промышленности» для «Паевого товарищества строительства и эксплуатации домов госпромышленности в городе Харькове», в которое входили 22 государственных треста различных отраслей промышленности, «Промышленный банк», «Внешторг» и «Госторг» Украинской ССР, а также для размещения других организаций, коих в период столичного Харькова появилось большое количество. Строительство здания ГОСПРОМА предполагалось разместить на участке кольцевидной дороги (впоследствии - пр-т Правды), разделённой радиальными лучами Клочковского въезда (теперь спуска), улицы Красных Химиков (ул. Юры Зойфера), 2-й Радиальной улицы (ул. Ромена Роллана) и дороги на поселок Шатиловка - 3-й Радиальной улицы (начало пр-та Науки). Для обеспечения высокого качества проектов к участию в открытом конкурсе по проектированию сооружения железобетонной каркасной системы от 6 до 10-11 этажей были привлечены крупные мастера архитектуры - А.Е. Белогруд (Ленинград), В.А. Щуко, А.В. Щусев (Москва), Н.В. Васильев и ряд других зодчих. Разумеется, в конкурсе принял участие и выдающийся харьковский архитектор академик Алексей Николаевич Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.
Для победителей конкурса проектов по возведению здания «Государственной промышленности» предусматривались четыре премии: от 1 до 5 тыс. рублей.
В закрытом конкурсе могли принять участие все желающие. Конкурсная программа задавала все градостроительные параметры здания. Привлеченные к процессу представители организаций, которые непосредственно должны были разместиться в проектируемом здании, подали списки и площади необходимых помещений, а также технологические требования к ним и их примерное расположение. Был оговорен специальный перечень проспектных и ландшафтных требований. Здание должно было иметь выразительный силуэт и отображать идею советской промышленности индустриальной эпохи. Составителями конкурсного задания была проделана большая работа, что облегчило и ускорило процесс проектирования. Все проекты должны были подаваться на конкурс анонимно под условными девизами. На конкурс было представлено 17 (по другим сведениям 19 или 22) проектов из Москвы, Ростова-на Дону, Харькова, Киева и даже Нью-Йорка. ГОСПРОМ мог иметь две симметричные башни с советской символикой, с воздуха мог «читаться», как «УРСР», а мог и вовсе походить на католический собор, если бы победил проект Бекетова. Проиграл из-за неверных исходных данных и присланный из эмиграции в Америке проект известного архитектора Н.В. Васильева - «W». Он допустил ошибку, приняв масштаб схемы участка, выполненной в саженях, за метрический. Из-за этого здание «W» высотой в 22 этажа было запланировано на площади в 4,5 раза меньше действительной. Другие условные девизы проектов: «Винт», «Копеечная марка в круге», «Небоскреб», «Три красных черты», «Украинец», «5», «7», «Размах», «Шахта 5-21», «Конструкция и симметрия», «Три круга», «План», «Эхо», «Шах и мат», «Т».




















Лучшей признали работу с загадочным названием «Незваный гость» ленинградских архитекторов С.С. Серафимова, С.М. Кравца и инженера М.А. Фольгера. Их проект, представленный на закрытый конкурс, был единогласно удостоен первой премии.


В пояснительной записке к своему проекту авторы указывают: «Здание должно символизировать силу и мощь научно-технического прогресса, а башни Госпрома - напоминать детали станков или шестеренки». Позже в таком же стиле застроили и район за ГОСПРОМОМ. Сейчас воспринимать весь архитектурный ансамбль можно только целостно, и показывать туристам - только вместе.
Строительство первого в стране высотного здания из монолитного железобетона осуществлялось под руководством видных советских специалистов - главного архитектора и одного из соавторов проекта С.М. Кравца, а также главного инженера П.П. Ротерта, под руководством которого были разработаны рабочие чертежи уникальной конструкции и технология индустриального железобетона. Активное участие в создании рабочих чертежей, расчетах и, собственно, строительстве принимали многие харьковские архитекторы, инженеры, дипломники и студенты старших курсов инженерно-строительного факультета Харьковского технологического института и вузов архитектурно-строительного профиля других городов страны. Строительство «Дома Государственной Промышленности» явилось своего рода школой квалифицированных кадров рабочих строительных специальностей, в особенности арматурщиков. Не меньшую пользу опыт строительства принёс и инженерно-техническому персоналу. Для удобства работы всей инфраструктуры на месте нынешнего сквера по проспекту Правды (с 2016 - Независимости) у Клочковского спуска в период возведения ГОСПРОМА возник целый строительный городок из около 40 временных помещений, которые смогли разместить до 5000 человек. Здесь же расположился штаб стройки, мастерские, склады, а также медпункт, столовая, клуб и собственный магазин «Церабкоопа». В свободное от труда время для рабочих действовали кружки: стрелковый, драматический, технический и ликбез. Работала библиотека, по вечерам в клубе демонстрировались кинофильмы, по воскресеньям шли спектакли драмкружка.




ГОСПРОМ был самым высоким монолитным зданием в СССР (по некоторым данным и во всей Европе) объёмом в 378 тысяч кубометров и площадью участка застройки 10760 м.кв. Вот ещё несколько рекордов: протяженность главного фасада около 240 м, ширина центральной части 80 м, площадь остекления оконных просветов составляет 17 га, в здании более тысячи комнат, полторы тыс. дверей, 14 лифтов, 34 лестницы (не считая тех, которые ведут в подвальные помещения). Было израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 тонн металла, 3700 вагонов гранита, 100 тыс. м.кв паркета и 40 тыс.м.кв. стекла. Применение железобетонного каркаса открыло простор максимальному остеклению наружных стен. У здания нет внутренних дворов и тёмных помещений. Вместо пыльных чердаков под скатными крышами были запроектированы плоские кровли-террасы для отдыха сотрудников, там-же они должны были заниматься производственной гимнастикой. Это, кстати, была первая (!) в Советском Союзе плоская крыша, общая площадь которой достигала 10 тыс.м.кв. На железобетонные плиты, предварительно смазанные битумным лаком, приклеивали в один слой толь-кожу. Затем клали прессованную пробку, пропитанную битумом, далее следовали два слоя толь-кожи на горячем битуме и, наконец, кровля заливалась слоем «пеколя» из бензола, серы, пека и канифоли толщиной 5 мм. Сверху крышу засыпали защитным слоем из чистой гальки и гравия. Заявленная максимальная этажность Дома Госпромышленности - 14, хотя, как ни старался автор этого текста при подсчете этажей, их получалось не больше тринадцати. Вероятно, четырнадцатым этажом следует считать цоколь ГОСПРОМА либо техническую будку, стоящую рядом с телевышкой.




Здание ГОСПРОМА состоит из девяти радиальных корпусов, сгруппированных в три основных массива-блока, которые в плане напоминают бабочек с раскрытыми крыльями, с устройством между ними двух проездов-улиц, связывающих круглую часть площади Дзержинского с улицами Юры Зойфера и Ромена Роллана. Над каждым проездом-улицей сооружено по три закрытых мостовых перехода на уровне 3, 5 и 6-го этажей. Была проведена сложная работа по проведению систем отопления, искусственной вентиляции, водопровода, канализации, мусороудаления и других элементов инженерного оборудования здания-гиганта.


Кроме основных помещений, в здании располагались большой и малый залы заседаний, гостиница, техническая библиотека на 250 тыс. томов с читальными залами, столовая, ресторан, парикмахерская, помещения для почтово-телеграфных операций, банковские и нотариальные конторы, радиостанция и многие другие. Любопытно, что планировка этого колоссального архитектурного сооружения была такова, что каждый трест или управление имели свободный доступ ко всем общественным помещениям. В запутанной системе коридоров ГОСПРОМА можно было легко заблудиться и тогда, и сейчас. Особое внимание было уделено отделке помещений общественного назначения - залов и парадных лестниц. Колонны вестибюлей облицовывали искусственным мрамором, на стены наносили высококачественные краски. Интерьер ГОСПРОМА был разработан настолько детально, что даже такие мелочи, как дверные ручки, шпингалеты на окнах, лестничные перила и другие элементы имели эксклюзивный рельеф с аббревиатурой «ДГП», а по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях ГОСПРОМА были медными. Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов. В некоторых уголках Госпрома по-прежнему можно встретить интерьер в первозданном виде - лепку, антресоли, имитацию мрамора на стенах, старые лестницы с деревянными перилами, а кое-где, говорят, ещё сохранились окна с «родными» рамами, петлями и шпингалетами. Неожиданно сложной задачей оказался выбор конструкции оконных переплётов, играющих важнейшую роль в облике здания. Поэтому изготовили несколько разных образцов оригинальных деревянных переплётов и выставили их в проёмах строившегося южного корпуса для общего обозрения. Это позволило выбрать лучший вариант.


В первоначальном проекте ГОСПРОМА внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы за-ходящее солнце просвечивало его насквозь. Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объёма и воздушности. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнём, но перегородки по практическим соображениям всё же были установлены. Старожилы Харькова вспоминают, что внешне ГОСПРОМ выглядел куда красивее, чем сейчас. «Я хорошо помню это здание с детства: в 30-х оно было покрашено не просто серой краской, а таким специальным раствором с вкраплениями слюды. Госпром светился в темноте», - вспоминал архитектор Виктор Лившиц. Блеск отделки здания достигался также обработкой поверхности свеженанесённого слоя терразитовой штукатурки металлическими щётками.


Некоторые «знатоки» также говорят о том, что конструктивистская архитектура ГОСПРОМА была проинициирована мелодией «Интернационала», отлитой в бетоне, где блоки здания разной этажности обнаруживают «застывшую музыку» первых его нот, если представить себе линии нотного стана вдоль фасада конструкции. Конечно это не правда, но многие этому верят. Другая легенда говорит о том, что в подвалах «Дома Госпромышленности» в коридорах подземных ходов можно встретить призрак потерявшегося чёрного чиновника, который ищет столовую.
В 30-е годы ещё не было систем, которые бы поднимали воду вверх на 63 метра. Проектировщики ГОСПРОМА первыми решили эту проблему. Удивительно, но сохранившиеся баки для воды пригодны для использования и сейчас. Если вдруг в городе не будет воды, ГОСПРОМ и его «жители» смогут автономно жить ещё целые сутки. Масштаб сооружения был таков, что для отопления ГОСПРОМА в зимние месяцы его котельным, где стояли 13 паровых котлов, требовались ежедневные 25 тонн угля (целый вагон), его подвозили к «небоскребу» десятками лошадей в течение всего дня, и облако дыма над ГОСПРОМОМ было неизменным. Паровые котлы были сделаны на Луганском вагоностроительном заводе, уголь в котельную доставляли по рельсам узкоколейки на специальных вагончиках. Позже, в 60-70-х гг. ГОСПРОМ был подключен к общей системе теплоснабжения и необходимость в котлах отпала.
Функциональная сторона здания ГОСПРОМА была решена безупречно. Стоимость строительства здания составила 9 миллионов рублей. О своём проекте архитектор Серафимов С.С. писал: «Дом Госпромышленности я пытался решить, как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставший дворцом».


Строительство такого сложного сооружения, как ГОСПРОМ, при почти полном отсутствии механизации работ, когда самым распространенным строительным механизмом был кран-укосина, практически вручную и без иностранных специа-листов удалось завершить в очень короткий срок - от фактического начала строительства 21 ноября 1926 года до его сдачи в эксплуатацию 7 ноября 1928, приурочив это к 11-й годовщине Великого Октября, что было обычным делом в то время.


Подготовительные работы начались ещё летом 1925 года. Строители, большей частью вручную, выкопали в земле котлован под здание объёмом 20 тысяч кубических метров и вывезли землю на лошадиной тяге на плоских телегах - «грабарках». На отвалах этого грунта, вывезенного к склонам, спускающимся на улицу Клочковскую, теперь стоит часть жилых домов «Загоспромья». ГОСПРОМ начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов - лопат, ломов, носилок, тачек и т. д. Сейчас трудно представить, что для постройки такого «монстра» щебень для бетона дробили вручную кувалдами, а раствор вымешивали лопатами. Лишь позднее для производства щебня появились электрические камнедробилки, которые поглощали сотни пудов гранита и выплёвывали готовый щебень в вагонетки, подъезжающие ежеминутно. До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500-600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены.


Только к окончанию строительства работы были механизированы на 80 %. В музее ГОСПРОМА до сих пор хранится двуручная пила, которой пилили дерево в те времена, а в подвале здания, говорят, есть тачка, на которой в то время возили песок. О той грандиозной стройке писал очевидец событий - харьковчанин Яков Гельдфандбейн: «…Поражал и размах выемочных земляных работ, их ведь производили практически вручную, лопатами, а для вывоза земли использовали «грабарки», одноконные телеги, «кузов» которых состоял из шести досок, по две с каждой стороны - наклонные, и две образовывали днище. Грузили их для скорости по несколько человек, а отвозил на клочковские склоны и разгружал её один грабарь, по очереди выдергивая боковые доски и опрокидывая донные. Такая «механизация» позволяла делать по многу ездок, и все земляные работы были закончены довольно быстро…».


Однако весной 1926 года из-за затруднений с финансированием постройку ГОСПРОМА решено было закрыть, и мы никогда бы не увидели его величие, если бы 8 мая 1926 года стройку не посетил Ф.Э.Дзержинский. После его личного вмешательства строительство продолжилось, за что основателю ВЧК - большое спасибо.
Кроме «железного Феликса» в период создания «Дома Государственной Промышленности» на стройке побывали также А.М. Горький, назвавший ГОСПРОМ «чудесной гармонией, выражающей могучий дух рабочего класса», Анри Барбюс и многие другие выдающиеся деятели культуры. Именно А. Барбюс, чьим именем впоследствии была названа 2-я Радиальная улица жилого массива за «Домом Государственной Промышленности» (с 2015 года - ул. Юры Зойфера), в статье, посвященной строительству, опубликованной в журнале «Монд», который он редактировал в ту пору, назвал ГОСПРОМ - «Организованной горой». ГОСПРОМ был «воспет» В.В. Маяковским: «…где вороны бились над падалью, каркав, в полотна железных дорог забинтованный, столицей гудит украинский Харьков, живой, трудовой, железобетонный…». Главного поэта революции на эти строки о падали, вероятно, навеяла находка строителями костей мамонта при рытье котлована 6-го подъезда (сегодня эти кости, которым 25 тыс. лет, хранятся в музее природы на ул. Тринклера).


Грандиозность здания ГОСПРОМА также оценена другими известными писателями - Теодором Драйзером: «чудо, увиденное в Харькове», Анатолием Рыбаковым: «знаменитый дом», Валентином Катаевым: «уже внизу повертывался плотным скоплением серых кристаллов харьковский Дворец промышленности». Не уставал восхищаться размахом ГОСПРОМА в своих строках и украинский писатель Олесь Гончар: «бетонно-стеклянные солнечные корпуса», «железобетонная громада Госпрома - это первый украинский небоскреб», «с востока над городом вырастают крылья света, небо розовеет, свежо, лепестково отшу-мевшим дождём сверкают зелёные кроны деревьев, играют стеклом в отдалении стройные корпуса Госпрома», «если конец, то только так, только там, на площади Дзержинского перед Госпромом, взлететь и упасть, как падали когда-то гонцы - вестники победы на площадях античных городов…».


Также, любопытен факт присвоения в 1933 году имени «Воздушный Госпром» созданному на ХАЗе первому в мире аэробусу (пусть и не попавшего в серийное производство) - экспериментальному советскому самолету-гиганту «К-7». Видимо, грандиозность той машины с размахом крыльев в 53 метра сопоставлялась с масштабами и мощью конструкции ГОСПРОМА.


Уникальность здания ГОСПРОМА состоит также в способе его возведения, так называемом методе «плавающей опалубки» - прогрессивным на тот момент, - и поэтому представляет собой фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что ГОСПРОМ состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах). До сих пор 7 из 12 лифтов работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году, ими и сейчас управляют бабушки-лифтёры. Остается только устыдить нынешнее руководство города тем, что реконструкция ГОСПРОМА, проводимая современными методами в 2000-х годах, уже заняла в несколько раз больше времени, чем всё время его строительства примитивными методами в 1920-х, а блистательная терразитовая штукатурка, которой был отделан фасад ГОСПРОМА, давно уже скрыта под слоями грубого цементного набрызга.
Прочность сооружения оказалась так велика, что эта монолитная громадина выдержала и подрывы взрывчаткой, и бомбежки времён оккупации Германией Харькова в 1941-1943 гг. - оккупантам удалось причинить зданию только незначительные повреждения. Пострадало общее остекление, а авиабомбой, упав-шей в пролет между блоками, выбило турникеты 7-го подъезда, где не стало и большей части паркетных полов на первом и третьем этажах. Авиацией также была жестоко изрешечена мягкая крыша, но сам ГОСПРОМ устоял.


В период войны на первом этаже немцами была устроена конюшня, а на верхних этажах 1-го корпуса ГОСПРОМА в 1943 году жили три макаки-резуса: Гектор, Роза и Дезька, сбежавшие из разрушенного фугасом обезьянника зоопарка. Они устроили себе логово в шкафу одного из кабинетов, утеплив себе место старыми тряпками и обрывками бумаги. Сердобольные харьковчане, которым самим нечего было есть, приходили и подкармливали обезьян. На бедных макак полицаи несколько раз делали облавы и однажды их всё же обнаружил один полицейский и выстрелил, ранив Дезьку. К счастью, она выжила, но испуганные животные после этого перебрались в жилой дом «Табачник», расположенный неподалёку, переждали лютые морозы на чердаке, а весной вернулись в ГОСПРОМ. Основные заботы о семействе взял на себя Гектор. Каждый вечер он уходил на промысел и приносил подругам еду. После освобождения Харькова скитальцев вернули в зоопарк. Сначала поймали Гектора, а несколько дней спустя пленника пришли навестить верные подруги. Через день они решились переступить порог восстановленного обезьянника. Дези, Роза и Гектор были одними из немногих животных, переживших тяжелое время немецкой оккупации. О живших в ГОСПРОМЕ приматах ходили разные слухи. Одни говорили, что видели, будто одна из обезьян бегала по ГОСПРОМУ с портфелем, оставленным каким-то госслужащим, другие создали ажиотаж информацией, что макаки провели весь период оккупации в ГОСПРОМЕ. Абсурдность распространяемого слуха была очевидна, однако обыватели города тянулись к ГОСПРОМУ, чтобы поглазеть на обезьян, которые смогли каким-то чудом, не евши, выжить два года. Это паломничество идиотов было использовано жульём. Вскоре стали поступать сведения об участившихся в районе ГОСПРОМА и Сада Шевченко грабежах. Принятыми органами милиции мерами удалось ликвидировать две шайки бандитов, которые местом нападения на прохожих избрали пострадавший в войну ГОСПРОМ. После освобождения Харькова «Дом Государственной Промышленности» был в короткий срок с 1944 по 1947 годы восстановлен в своём первоначальном виде.


7 мая 1951 года из ГОСПРОМА вышла в эфир первая телепередача харьковского любительского телецентра. Сначала телецентру предоставили только одну узкую комнату на 11 этаже 6-го подъезда, потом выделили несколько вспомогательных помещений, а на крыше в крохотной чердачной клетушке расположился студийный передатчик. Как только начиналась передача, несколько человек стремглав мчались к приемникам во Дворец пионеров и в квартиры знакомых, живших неподалеку от ГОСПРОМА, чтобы, наблюдая за изображением, корректировать по телефону работу телецентра. В 1954 году ГОСПРОМ возвысился до 108 метров (до сих пор рекорд высоты в Харькове) 60-тонной 45-метровой телевизионной башней, ставшей неотъемлемой его частью. Те-перь общий вид ГОСПРОМА невозможно представить без этой телевышки. Соответственно, в помещениях 5-го подъезда разместились и телестудии харьковского телевещания. Любопытно, что комфортную температуру и кондиционирование воздуха в жаркое время года в этих студиях довольно долго поддерживали специальные холодильные установки системы «чиллер-фанкойл», в которых вместо привычного охладителя - фреона - применялась обычная вода. Поставщиком такой воды в ГОСПРОМ был фонтан в сквере по проспекту Правды перед домом «Красный промышленник». Сейчас его не узнать, а раньше он имел массивное ажурное ограждение, широкие борта его, на которых можно было лежать и загорать, были облицованы гранитной крошкой, вверх било пять струй потока воды. Будучи градирней для системы охлаждения телевышки и студий ГОСПРОМА, он был достаточно глубок, чтобы летом в нём купались дети. Целый бассейн, почти два метра в глубину. Автор этих строк едва не утонул в том фонтане.


Возвращаясь к архитектуре ГОСПРОМА, следует отметить, что благодаря своеобразию архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции, новизне использованных инженерных решений здание ГОСПРОМА относится к уникальным историческим зданиям и является свидетельством прогрессивного этапа в развитии советской архитектуры периода конструктивизма. Под влиянием этого архитектурного стилевого направления в Харькове и ряде городов страны было построено в то время много других сооружений самого разнообразного назначения. Не случайно французский журнал «Современная архитектура» в одном из номеров, подытоживающих достижения архитектуры за последние сто (!) лет в разных странах, привел фотографию ГОСПРОМА с подписью: «Героический период в архитектуре СССР». «Дом Государственной Промышленности» стал не только своеобразным символом Харькова, но и воплощением нового индустриального характера города и первых лет всего Советского государства, что отображено, например, в фильме 1929 года режиссёра Фридриха Эрмлера «Обломок империи» («Господин Фабком»), в кадрах которого главный герой восхищён и потрясён величием архитектуры ГОСПРОМА. Правда, по сюжету фильма грандиозное здание находится в Петрограде.


Жаль, что сейчас отношение к реальному памятнику архитектуры уже ушедшей в прошлое эпохи строится зачастую на разговорах «есть ли бумажка от ЮНЕСКО или всё-таки её нет?». Да, ГОСПРОМ никогда не был в списках памятников ЮНЕСКО и даже не является памятником национального значения, а входит лишь в список областного значения. Однако, ГОСПРОМ - это памятник на все вре-мена, и другого такого никогда не будет, это народное достояние, он выстрадал такое звание ценой огромных жертв и лишений, взметнул в небо свои конструкции как надежду на лучшее и достойное будущее для всех, и не только харьковчан...
Previous post Next post
Up