О классической филологии

Mar 04, 2023 20:18

Читал недавно "Университет в руинах" У.Ридингса и наткнулся там на довольно интересное замечание об изучении античной классики:
Причины упадка классического литературоведения, безусловно, неоднозначны, но, как мне кажется, они определяются тем фактом, что изучение классики традиционно предполагало наличие субъекта культуры - субъекта, связывающего ( Read more... )

мысли в слух, информация к размышлению, библиография, глобальные проблемы, книги, вшивый о бане, в порядке бреда, не только космос, найденное, чтобы не пропало

Leave a comment

new_vodokachkin March 5 2023, 06:16:25 UTC
Тяжелый случай... Если постараться, то конечно, можно в чисто гегельянской манере отыскать где угодно обоснования правильности и разумности чего угодно. Даже Бисмарка с Периклом (или, допустим, Путина с Аменхотепом) произвольно свалить в одну кучу.

Reply

omega_hyperon March 5 2023, 06:51:36 UTC
Меня в свое время глубоко поразило то, что вся эта консервативная немецкая идеология с Бисмарк=Перикл подавалась как воспитание всесторонне развитой личности. Но личность эта возможна только после окончания университета и классической гимназии. Вот профессор - это личность, а приват-доцент или вообще какой-нибудь инженер, который латыни не знают - это уже никакие не люди.

Reply

new_vodokachkin March 5 2023, 06:55:44 UTC
Надо полагать, под всесторонним развитием у них подразумевалось максимальное усвоение преподносимых стереотипов мышления и поведения. Если так, то конечно, только профессор может соответствовать, у тех же, кто помладше годами и не настолько обработан, еще могут в голове блуждать разные "завиральные идеи".

Reply

omega_hyperon March 5 2023, 07:06:25 UTC
В "Закате немецких мандаринов" ситуация во многом сводилась к проблемам роста. Изначально каждый доцент в итоге дорастал до профессора, а потом число преподавателей без постоянного жалования стало расти, однако их влияние на процессы университетского самоуправления осталось прежним. Большая часть преподавателей была лишена возможности как-то влиять на политику учебного заведения. А потом им еще и запретили высказывать "завиральные идеи". До определенного момента ограничения на свободу политических высказываний распространялись только на профессоров, как людей на жаловании и по являвшимися по статусу госчиновниками, а к середине 1880-х дожали и приват-доцентов, которые до этого момента были независимыми от данных ограничений. Там такая степень сродства профессорско-преподавательского состава с государством, что просто поражаешься. Профессор в той же РИ вполне мог проявить несогласие с официальной линией, а в Германии уже нет. Они просто застыли в этом консерватизме, и даже в Веймарской республике продолжали его транслировать. В ( ... )

Reply

new_vodokachkin March 5 2023, 16:25:45 UTC
Вот и расплата за усиленно культивируемый лоялизм.

А вообще, получается, что для такого фашистского феномена, как корпоративизм, солидаризм, или как бишь еще его можно обозвать ("Государство - все, остальное - ничто"(с)), почва была подготовлена заранее в значительной степени. Причем как раз среди людей, имевших возможность влиять на массовое сознание.

Reply

omega_hyperon March 5 2023, 17:47:58 UTC
Такая уж там система, она же была заточена на производство просвещенной бюрократии, чиновников для госаппарата, да и в науке она позволила Германии занять на определенном этапе лидирующие позиции, только вот с проблемами расширения охвата образования она так и не смогла по-настоящему справиться, слишком она к этому моменту закостенела. Там как в 1832 утвердили, что в университет можно поступать только окончив классическую гимназию, так оно и осталось даже в современной ФРГ. А там вообще школа даже не двух, а трех коридоров - про ее современное состояние в свое время хорошо Синяя Ворона писала, как очевидец. Сортировка после пятого класса и на всю жизнь - вещь чудовищная, но при кайзерах и этого не было, тогда быдло в гимназии вообще никак не брали. И что с того, что учеба в университетах бесплатная, если путь туда только через гимназию лежит, а туда попадают далеко не все. И вроде бы там есть некоторый дефицит своих кадров в плане выпускников ВУЗов, если мне не изменяет память. То есть система потребности страны без эмиграции не ( ... )

Reply

1greywind March 5 2023, 19:07:48 UTC
Очень любопытно, спасибо, что подсказали почитать про систему школ в Германии. Немцы как всегда - упоролись больше англичан.

Reply

omega_hyperon March 5 2023, 19:46:51 UTC

Зато они породили классический университет в начале 19-го века. Те же французы больше средневековых традиций сохранили, а Оксфорд с Кембриджем - это какая-то альтернативная вселенная даже по меркам средневековья. Но после некоторой демократизации доступа к образованию в 20-м веке, все капстарные прикрутили вентиль после молодежных бунтов конца 60-х: мутно написанные учебники, чтобы без родителей и культурного багажа не разобраться, повышение или введение платы за образование и т.п. Обидно, что и у нас образование примерно тогда же в разрезе математики стало портиться, причем по независимым причинам. Крайне интересно образование в связи с историческими обстоятельствами рассматривать.

Reply


Leave a comment

Up