В этот день 55 лет назад бравые американские вояки в результате воздушного ДТП потеряли водородную бомбу, не первую и не последнюю в своей истории. В 2004-м ее вроде нашли, но трогать не стали.
Ночью 5 февраля 1958 года бомбардировщик B-47 Stratojet с водородной бомбой на борту, совершавший ночной тренировочный полет вдоль побережья Джорджии, на высоте 36 тысяч футов столкнулся с истребителем F-86 Saberjet. В результате столкновения истребитель рарушился, а у бомбардировщика было сильно повреждено крыло. Пилот «бомбера», майор Говард Ричардсон, получил приказ выбросить водородную бомбу за борт перед тем, как совершить попытку приземления. Ричардсон и сбросил ее - в мелкие воды болот возле устья реки Саванна, в нескольких милях от города Тайби-Айленд, - где, по его мнению, бомбу должны потом быстро отыскать.
На место сброса были посланы поисковые и спасательные команды. Окрестности оцепили десантники. Больше месяца ВВС искали бомбу в болотах, но безуспешно. Затем поиски были резко прекращены. 11 марта 1958 года ВВС срочно перебросили своих молодцев во Флоренцию, штат Южная Каролина, где уже другая водородная бомба была случайно сброшена с B-47. 200-фунтовый заряд тринитротолуола, находившийся в бомбе, таки взорвался, причинив серьезные разрушения. Но, к счастью, непосредственно сама бомба не взорвалась.
С тех пор поисковые команды никогда не возвращались к Тайби-Айленд, и дело о потерянной водородной бомбе потихоньку закрыли. Формальное окончание поисков датировано в записке (недавно частично рассекреченной) из Пентагона в Комиссию по атомной энергии, в которой ВВС вежливо просят прислать новую водородную бомбу взамен потерянной: «Поиск этого оружия прекращен 16.04.58, и оно считается безвозвратно утерянным».
Разумеется, это была большая проблема, и в Пентагоне это понимали. За первые 3 месяца одного лишь 1958 года в ВВС произошло 4 крупных инцидента, связанных с водородными бомбами (всего с 1945 года Соединенные Штаты потеряли 11 ядерных зарядов). Бомба Тайби-Айленд оставалась угрозой, как признавала Комиссия по атомной энергии в записке Конгрессу от 10.06.58: «Там существует возможность случайного срабатывания ненайденного оружия либо загрязнения окрестностей радиоактивными материалами». Взято
тут В 1994 года было рассекречено письмо У. Дж. Говарда, помощника министра обороны, который в отчете перед Конгрессом в 1966 году написал, что бомба, сброшенная около Тайби, содержала полностью собранную боеголовку с плутонием. Однако В 2001 году ВВС США опубликовали официальный отчет об инциденте. В отчете утверждается, что бомба содержала 180 кг взрывчатки и неуказанное количество урана, однако ядерной капсулы, необходимой для цепной реакции, в бомбе не было (полет был учебный и бомба была в транспортной конфигурации), и поэтому бомба не представляет серьёзной опасности для местного населения. Отчет опирается на документ, подписанный командиром B-47 перед отлетом, где указывается, что боевая ядерная капсула была заменена на учебную.
Вот такая история. Перед Конгрессом никто бы врать не стал, с другой стороны в учебный полет действительно глупо брать полностью снаряженную бомбу. Все, что на сегодняшний известно точно, так это то, что наличии радиоактивности было подтверждено в 2004-м во время поисков.
После всего этого какие-то вопли американских товарищей о недостаточном контроле за ядерным арсеналом у нас или еще где-либо звучат просто детским лепетом.