Следующим летом - как штык в круиз! До Тобольска.
Оригинал взят у
griphon в
Долгий путь на "Родине" из Омска в СалехардТрадиционно, начнём описание путешествия с самого его конца. А именно, с ключевого мероприятия всего вояжа - 6-дневного плавания по Оби и Иртышу. Плавание, а особенно его подготовка съела немало нервов. В какой-то момент я вообще распсиховался и решил никуда не плыть, перенести круиз на следующий год. Но, несмотря ни на что, оно состоялось и было незабываемым!
Но сначала расскажу о корабле, и чем вообще эта пассажирская линия уникальная.
Хотя, после
отчётов Варандея подробно писать о том, что это за корабль, что за маршрут и т.д. смысла, может, и нет. Все, кто хотел, подробно прочитали уже у него. Но, тем не менее, представлю свой взгляд на сие явление.
1.
Из-за труднодоступности большинства районов Крайнего Севера почти по всем сибирским рекам до сих пор существует пассажирское сообщение. Это, надо сказать, в чём-то уникальный прецедент! Ведь пассажирский водный транспорт стремительно вымирает, уступая нишу даже не поездам, а автобусам и личным автомобилям. И если морские пассажирские линии по понятным причинам ещё много где сохранились (в основном на небольшие расстояния), то речной транспорт вымирает практически повсеместно. Зачем нужны корабли в местности, где проложены дороги и быстрее и дешевле проехать на автомобильном транспорте, или поезде? Корабль - вообще вещь дорогая и очень медленная. Поэтому сохранились они главным образом там, где дорог пока нет - на бескрайних просторах Сибири и в джунглях Конго и Амазонки. Если на той же Волге, Днепре или Янцзы раньше ещё что-то и могло ходить на большие расстояния, то сейчас там остались только круизные суда, которые суть ни разу не общественный транспорт.
2.
В 2013 году в рамках годового путешествия мы проплыли насквозь
всю Амазонку на разных судах. Это было одним из самых ярких и запоминающихся моментов всего года! Но, ёлки, если мы плаваем по далёкой Амазонке, то какого фига не делаем то же самое у нас, где возможностей ничуть не меньше?? Обь, Енисей, Ангара, Лена, Колыма - великие сибирские реки ничуть не менее прекрасны южноамериканских рек! В 2014 году я таки сплавал в Нарьян-Мар по реке
Печоре, и понял, что речное пространство надо осваивать активнее, пока есть такая возможность.
Но, скажем, на Енисее или Лене хоть и есть пассажирское сообщение, но цены последние годы очень сильно кусаются. А маршрут по Иртышу и Оби, к которому я, на самом деле, присматривался уже несколько лет, дотируется государством и потрясает своей дешевизной! В самом деле - за 2700 км от Омска до Салехарда на практически "ретро"-теплоходе компании
Северречфлот место в трюме стоит 1900 рублей, место в 8-местной каюте - 2100, а в двухместной каюте 1-го класса - 5800! Халява, сэр! Очевидно, что надо торопиться воспользоваться пока дают. И я торопился - собственно изначально были планы ещё в прошлом году сплавать вместе с Варандеем и Ко. Но два года подряд Салехарда.. Ммм, не знаю, странно это как-то. Плюс ко всему, надо было готовиться к путешествию в Китай. В итоге, в том году не поехали, но в этом решили, что обязательно! Причём если и плыть, то всю Обь - до самой Антипаюты, куда из Салехарда плывёт уже другой корабль!
3.
Было бы странно, если бы такая дешевизна билета не компенсировалась какими-либо сложностями. И они, конечно же, имеются тут в полной мере. Первое - это регулярность движения. Полный рейс от Омска до Салехарда совершается всего несколько раз в сезон. В среднем это два рейса в месяц. Ещё часть рейсов отправляется в Салехард от Тобольска, но это же неинтересно! Хочется весь маршрут проплыть. В этом году удобные нам рейсы были такие: 10, 13 июля и 5, 28 августа. Думали сперва 13.07 плыть, но потом решили, что лучше 5.08. Просто ещё один из друзей изъявил желание с нами поехать в эти даты, ну и, плюс, хотелось ещё перед кораблём скататься на Алтай в горы сходить. А к 13 июля получалось бы, что очень мало времени на него оставалась.
Вторая проблема, это, собственно, покупка билетов. Открывается она за месяц. И самое сложное тут то, что купить билеты можно только лично заявившись в кассу! Никаких бронирований, а уж тем более онлайн-продажи тут нет и в принципе! А зачем это нужно? Купят и так, ещё и оторвут с руками. При этом заявляться надо в кассу того города, из которого вы собираетесь плыть. В тобольской кассе билеты продают только из Тобольска, в омской - только из Омска, а чтобы купить билет обратно из Салехарда, нужно прийти на салехардский речной вокзал. Вот такой совок! И в этом плане нам несколько повезло, поскольку в Омске эти билеты продаёт компания "ДиалогАвиаТрэвэл", которая несколько попродвинутее "Северречфлота" и им можно перевести деньги по карте. Потратив уже кучу времени на то, чтобы узнать по телефонам "Северречфлота" про эту фирму и выяснить все детали, я приготовился ждать часа Х.
4.
Это, кстати, ещё не самая жесть. Поскольку никакой онлайн-системы проверки свободных мест на корабле нет, то чтобы одни и те же места не были проданы разными кассами, поступают просто: часть мест записывают на Омск и билеты на них купить можно только там, часть - на Тобольск, часть - на Ханты-Мансийск. Т.е. если каюта записана на Ханты-Мансийск и её там никто не купил, то в Омске на неё билет купить никак нельзя, пусть даже она и пустой остаётся. В итоге, 2-местных кают на Омск выделяют всего 4, и купить их крайне сложно..
5 июля 2016 года я встал пораньше (касса открывается в 11 часов по омскому времени, т.е. в 8 по Москве), включил скайп и приготовился звонить Марии из этого "Диалогавиатрэвэла" бронировать билеты. Прельстившись дешевизной, мы захотели взять себе 1-й класс! Ну потому что с ребёнком лучше в него же. В 8.05 я начал звонить.
- Алё, здравствуйте, я хочу купить билеты на корабль Омск-Салехард!
- Да, конечно, подождите только 5 минут у меня тут покупатель. Или оставьте номер, я его отпущу и перезвоню вам.
Оставив номер, я стал ждать. 10-20 минут. Ну и где? Звоню ещё раз.
- Алё, я вам вот тут звонил...
- Да-да, я помню. Ну у меня тут очередь, я обязательно перезвоню вам.
- Я понимаю, просто боюсь, вдруг билеты закончатся.
- Не, не переживайте. 6-местные и 8-местные не скоро закончатся, их много.
- А 2-местные???
- Двухместные закончились уже на втором покупателе.
:((((((((
Первый облом. Ну что за фигня, блин! Уже настроились, что эти билеты купим, и вот на тебе.
К середине дня после N-ной попытки дозвониться удалось себя перенастроить, что и 6-местная каюта - тоже неплохо, при том, что с нами будут ещё два наших друга (т.е. только два места будет не наших), и забронировать 4 места. На следующий день я сделал перевод по указанным реквизитам. В ответ получаю письмо следующего содержания.
Георгий, добрый день,
у меня компания перевозчик забрала полностью места и сказала мне об этом только сегодня. Прошу вас сообщить карту для возврата денежных средств. Билетов на 5 августа из Омска не будет совсем.
Приношу извинения за сложившуюся ситуацию.
с уважением, Мария
ООО "ДиалогАвиаТрэвел"
5.
Это был удар ниже пояса, можно сказать. Просто мы уже настолько настроились плыть на этом корабле, что купили Наташе все билеты, причём довольно дешёвые, договорились с бабушками оставить им ребёнка, расчитали маршрут по Алтаю, нашли нужные вписки, а ещё я запланировал лекцию в Новосибирске. Всё складывалось так удачно, и тут ключевое звено поездки жёстко рушится.. Если бы он чаще ходил, хотя бы раз в неделю, это бы не было так критично - я бы просто подождал где-нибудь, перекантовался. Но следующий рейс только 28-го, это ждать три недели.. и это уже конец лета, холодно, темно..
Пытался позвонить в сам "Северречфлот" и после очередной партии отфутболиваний вышел на главного по пассажирским перевозкам. Он мне поведал следующее.
- Да, я приношу вам глубочайшие извинения. У нас так получилось, что рейс выкупила ветеранская организация, а мы про это забыли сообщить фирме. Вы обратитесь к ним, они должны вам вернуть деньги.
- Ну деньги то они готовы вернуть. Просто мы уже так всё распланировали, у нас билеты куплены.
- Да, я понимаю. Неудобно вышло. К большому сожалению, ничего не могу тут сделать. Ещё раз приношу глубочайшие извинения.
- А другого рейса взамен не планируется?
- Нет, рейса не планируется. Те оставшиеся, что по плану, будут.
- Т.е. можно быть уверенным, что с рейсом 28 августа этого не произойдёт?
- Да, абсолютно!
- Ну хорошо, счастливо.
После извинений мне стало немного легче на душе, а то я уже так привык к резковатой и пренепрежительной манере общения всех, кто имеет отношение к этому теплоходу. Но, всё же, следующие несколько дней я был в прострации.. Так удачно складывался пазл, а теперь он вообще не складывается. Какой вариант не возьми - всё неудобно. К концу августа мне бы уже в Москве быть, будет работа, а там на северах то и белых ночей не будет и холода настанут уже.. А сейчас июль, жара, работы все равно нет, самое время то ехать, но не получается. Кроме того, больше дешёвых билетов для Наташи не находилось, и бабушкам август был куда менее удобен. Все потенциальные друзья-попутчики, желавшие поучаствовать в круизе на какой-либо из частей (часть собралось ехать от Салехарда до Антипаюты, некоторые в итоге проплыли без нас на том рейсе). Думаю, что не договорись я про лекцию в Новосибирске, отменил бы вообще всё нахрен, и ещё бы на год мы перенесли. А сейчас бы каким-нибудь другим маршрутом поехать можно было. Но вот появилась такая веха, которую подвинуть ещё можно, но отменять совсем неудобно, подводить людей бы пришлось. Т.е. в Сибирь ехать по-любому надо со всеми сопутствующими.
6.
В конечном итоге альтернативным планом было всё-таки ехать, но со сдвигом в три недели. А чтобы не куковать в Москве, предприняли поездку в обратном направлении, в
Калининградскую область. Но, надо сказать, что это состояние морального раздрая не покидало меня до самого выезда, в том числе и во время катания по Калининградщине. Мало чего меня выводит из психологического равновесия, но вот это был такой случай. Всё не так, и то, и это, и денег - хватит ли? За пару дней до дня, когда надо было покупать билеты, а денежные запасы начинали таять, я что-то совсем распсиховался и предложил жене не плыть никуда, перенести на следующий год. О чём и всем желавшим плыть с нами написал. Они, конечно, расстроились, погрустили, но что поделаешь.
В итоге 28 июля как раз был день когда мы уезжали из Калининградской области и гуляли в Черняховску. Особо времени названивать и брать измором контору все равно не было. Но и ладно, я стал привыкать к новой реальности предстоящего путешествия, в которой были уже только Алтай, Новосиб, Омск-Томск. И чем дальше я к ней привыкал, тем более ужасающей казалась перспектива остаться-таки без кораблика. Что с ним будет в следующем году? Что с нами будет в следующем году, будет ли нам до него? Опять тащиться в Омск (в этот раз я уже и там успел лекцию назначить)? В конечном итоге меня переклинило в обратную сторону и я решил, что таки ПЛЫТЬ! Попутчиков собрать удалось только часть, остальные уже успели перестроить свои планы. Но зато присоединились новые, в частности Дима из Новосибирска (
vosanho). Звонок в контору дал понять, что задержка со звонком им оказалась некритичной - нам нашлось 4 места в 8-местной каюте. Так что ПЛЫВЁМ!
7.
8. В Омске совок продолжился. Когда я пришёл забирать билеты, мне сказали, что к причалу, с которого корабль отходит из центра города отправляется бесплатный автобус. Корабль отправлялся в 6 вечера, а автобус должен был уходить в три. Мы решили не тратить время на него, а посвятить лишний час прогулке по дождливому городу. Как оказалось в последствии - правильно сделали. Те, кто пошёл на автобус, так его и не дождались. При этом они звонили в компанию, а компания не могла дозвониться до водителя автобуса и было непонятно, где он и что с ним. В итоге, все оттуда уехали на такси.
9. Отправляется теплоход "Родина" из жопы мира - причал на улице 1-я Рэбовская. Раньше он, вроде, уходил с речного вокзала, но всё, хорошие времена прошли. Чтобы добраться до этой Рэбовской улицы, надо сначала уехать на левый берег, где долго добираться до далёкого спального жилмассива, откуда к причалу ходит маршрутка. Почти час мы ехали из центра на троллейбусе до остановки "Универсам", а там из-за своей многочисленности и многошмоточности взяли до причала такси.
10. Погрузились на теплоход и сразу на палубу. При отправлении корабельное радио заиграло "Прощание славянки". Сразу ощутил себя на философском пароходе :)
11. Мы уплываем из цивилизации из крупного мегаполиса в далёкую-далёкую глухомань. На Крайний Север! (вот только смазывает немного то, что я в точке прибытия уже был).
12. Ну и всё. Поплыли! Напоследок можно полюбоваться на трубы Омского Нефтеперерабатывающего завода.
13. А следующие несколько дней вот только такие баржи будут разбавлять нам монотонность окружающего мира.
14. "Мы выходим на север в великую глушь... Назад в Ар.. Салехард!"
15. Про то, как корабль устроен, и как мы на нём жили, я напишу отдельный пост. Здесь же поведаю общую логистику маршрута. На самом деле то, плыть хоть было и интересно, но оказалось менее интересно, чем я предполагал. Причиной этому крайне малое число остановок. Смотрите сами: 2,5 дня корабль плывёт от Омска до Тобольска вообще нон-стопом! Точнее, вроде как есть небольшая стоянка в Усть-Ишиме, но она короткая, рано утром и даже в расписании не отображается. А ведь именно по остановкам понятнее всего определить свою динамику, что мы движемся в пространстве.
16. Остаётся лишь наблюдать за девственной западносибирской природой
17. и созерцать речную судоходную инфраструктуру - бакены, например. Это больше всего занимало дочку.
18. Периодически за бортом показываются деревни.
19. Есть среди них немало татарских. С мечетями.
20. Природа относительно однообразна, надо сказать. Местами встречаются обрывистые высокие берега.
21. Но нет, вы не подумайте будто я жалуюсь. Это на самом деле прекрасное ощущение. Плывёшь где-то в сибирской глуши, вокруг тебя вода, берега и никакой цивилизации. Романтика!
22. А какие там закаты...
23. Закааты... ничего больше не надо.
24. Река, как выясняется, полна всяких инфраструктурных элементов. Ну про бакены я уже писал. А есть ещё такие держатели и километровые столбы. Ну прямо как на ж.д. или автодороге. Только тут отсчитываются они от устья и стоят друг от друга на 5 км.
25. Ранним утром третьего дня на горизонте показывается старинный русский город Тобольск!
26. Интереснейший город, полазить бы по нему, но стоянка - всего час.. За это время посетить бы ещё магазин, пополнить запас редеющих продуктов, чтобы не утолять постоянно чувство голода в дороговатом корабельном буфете. Но увы, все магазины в маленьком городе в сей ранний час закрыты. Так что будем насыщаться духовно!
27. За небольшое время успели добежать до Кремля и бегло осмотреть его.
28.
29. Нет, в число "посещённых" нельзя Тобольск включать. Тут надо побольше погулять.
30.
31. А то только залезли, пора уже обратно на корабль.
ПРОДОЛЖЕНИЕ