Интервью Александра Бегуна для газеты "Ваш Ореол"

Jun 29, 2016 18:26



- Александр, основной загадкой для всех было то, что ведь понимая, что именно сейчас есть вот это особенное финансирование под 300-летие, архитектурное сообщество последние 4 года как-то вяло вмешивалось во все эти дела. Взять тут же крепость - что там происходит на ваш профессиональный взгляд?

Я так скажу. То, что вообще что-то стало происходить - это большой плюс (смеется).

- Но ведь и раньше происходило. Помните, при Шрейдере там все замостили, сделалали ворота и кладовую

Там тоже плюс. Правда, решение по Тобольским воротам - это еще одна для меня больная тема, не могу смотреть на них без слез. Я вижу вместо ворот 18 века какую-то дилетантскую подделку.

- Там явно что-то под барокко и пытались сделать…

Да, но когда идет рустованная колонна и заканчивается какими-то параллелепипедами... Такого не было никогда в классических решениях, и никто мне не докажет, что так могло быть. И это начинает тиражироваться в печати, в символике 300-летия. А что тиражируется - эрзац, подделка.

- Но дело-то уже сделано, Александр

Ничего страшного, нужно вернуться к воротам и исправить

- Хорошо, а по текущей реконструкции Союз архитекторов как планирует себя активно вести?

Честно говоря, вот ничего не готов сказать, потому что реконструкция идет отдельных зданий. По ним была сделана документация, причем цель преследовалась, если я верно помню, сделать так, чтоб они просто не рухнули, и тогда перед моим домом в крепости появится еще один дом (смеется). Поэтому я считаю, что раз делается - то это хорошо, другое дело как делается.

- А что не так, не достоверно?

Сложно сказать. Я вот сравниваю старые фото и то, что делают сейчас и вижу определенные несоответствия.

- А эти проекты обсуждались на градсовете или у вас, внутри Союза?

Там половину делал «Мостовик», половину «Омскгражданпроект», но обсуждения я вот не припомню. Потом, ведь именно авторы должны ходить и следить, что там делается

- Не ходят, Александр, говорят, вроде как денег нет на авторский надзор.

Понимаешь, это, с одной стороны, да, отговорка. Но ведь с другой стороны - ты же архитектор! Это профессия немного больная. Ты же ребенка рождаешь, его надо воспитывать. Так и здание - если ты не будешь смотреть за ним, то будет, условно, уродец какой-нибудь. И потом никому не скажешь, мол, а мне же не платили. И ходить надо, и писать, и ругаться, если других рычагов нет, самое главное - обращать внимание на то, что делается не по проекту. Никто лучше автора этого не знает! К строителям тоже много вопросов. На обозном сарае вот на картинке нарисована у них лучковая арка оконная с тимпаном, который должен выступать. Рядом старое здание в крепости, где он выступает. Нет, строят - он у них плоский!

- А нет авторского надзора, Александр!

Ну, я же там просто хожу, вижу, а «Омскгражданпроект» там вообще рядом, на Некрасова. Можно скрыться за этим, за нехваткой денег, но это - непрофессиональный подход.

- А это будет подниматься у вас в Союзе? Ведь действительно, надо доносить до архитекторов, что они, условно, « в ответе за кого приручили». ДА и до лиц, принимающих решения нужно доносить, чтобы не плодить «уродцев»

По факту, наверное, можно посмотреть, что получилось, обсудить и донести до лиц, принимающих решения, чтобы не повторять очевидные ошибки. По-другому никак, потому что мы, архитекторы, не можем влиять на подрядчиков работ в крепости.

- Вы, Александр, были одним из участников профессионального конкурса по Омской крепости, где целью провозглашалась проработка и наполнение пространства крепости, это было поддержано и мэрией, которая и объявила этот конкурс. В то же время она проектировала параллельно вот эти пресловутые отдельные здания…

Они друг другу не противоречат, эти задачи.

- Да, но, тем не менее, была команда создать рабочую группу для разработки техзадания, на основе которого можно было бы приступать к подготовке проектно-сметной документации на пространство всей крепости. Это благополучно умерло. Готовы ли вы снова включиться, ведь работы-то там - непочатые край еще

Конечно. Ведь тогда там не было заказчика, не было ответственного человека. По Любинскому вот есть Фонд в лице Корнева, который платит деньги. А по крепости кто заказчик? Если мэрия, то почему все так завершилось? Если не было воли, желания, то к этому вопросу можно будет вернуться. Вот сейчас 300-летие пройдет, отдельные вот эти здания отремонтируют, и встанет вопрос о насыщении этого пространства, т.е. мы вернемся к тому вопросу.

- Готовы архитекторы бесплатно проектировать Крепость, как Аллею Строителей?

Ну, все время по-пионерски, конечно, не получится. Пионеры вырастают в комсомольцев, потом они становятся большими партийными начальниками - у нас тоже возможна такая перспектива (смеется). Крепость, на самом деле, это огромная большая работа. Мы начнем с малого, с той же Аллеи. Там ведь на ней «Газпром нефть», «Газпромбанк», суд, 4-й Трест. Епархия опять же, это же и «Дорога к храму». Деньги у этих товарищей есть. Но чтобы они понимали, им нужно показать. Вот, например, «Газпромбанк», у вас там машины некуда ставить. Давайте попробуем решить эту проблему. Вдруг кто-то найдет изящное недорогое решение? Но для этого нужно работать и предлагать. А просто так говорить, что вот вы нам дадите денег, а мы подумем… Да никто в кризис не даст.

- Кстати, мэрия проект академика Каримова, ставший победителем того конкурса по Крепости, куда дела, вы не знаете?

Нет, не знаю. Мне кажется, там нужно все начинать заново. Взять проекты Каримова, Сергеева, Шалмина, мой и получить на их основе какое-то единое решение. Когда приезжает господин Мединский, ведь показывают-то ему все четыре проекта, а не один проект Каримова.

- А на коллегии федерального Минкульта показали проект «Омскгражданспроекта».

Да, у нас случился форс-мажор (смеется). Но нужно не вспоминать прошлое, а двигаться дальше.

- Это правильно, Александр! И в завершение вопрос - говорят, «Газпром» готов нам продолжать дарить подарки и дальше. Что должно быть или уже будет следующим объектом? Может, вот этот пешеходный мостик через Омь от Крепости до пл. Бухольца?

По моим «слухам» рассматривается вариант набережной. Или Иртышской или Тухачевского, пока еще не решили. Иртышская - там тяжело, земля роздана под «Хилтоны» всякие.

- Так как раз мостик и свяжет их вместе. Пусть его отнесут к Тухачевского

Да, конечно. Но обязательно нужно делать конкурс! Омск - уникальный город в том плане, что у него есть огромная набережная, фактически от Нефтяников до вокзала можно пройти пешком. Где-то она более благоустроена, где-то менее. Такого нет ни в одном провинциальном городе. Это то самое золотое зерно, изюминка нашего города!

- Дорога нужна эта пресловутая в устье Оми?

Нет, конечно. Она если и нужна, то локальная, как она и сейчас идет по Тухачевского. Ни в коем случае нельзя «закрывать» дорогой панораму набережной с Речным вокзалом. Мне вообще больно видеть, что сделали с этим памятником, это полное безобразие.

- Будем надеяться, что теперь голос профессионального сообщества архитекторов по этим актуальным проблемам будет звучать все громче и весомее

Спасибо, надеюсь, что и вы нам в этом поможете.

- Обязательно. Спасибо, Александр, и удачи вам

Удачи всем нам!

крепость, ореол, архитектура

Previous post Next post
Up