ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЧАСТНИКА С ПОЗИЦИИ ПОЛИТЭКОНОМИИ МАРКСИЗМА

Apr 23, 2019 19:00

Среди значительной массы современных левых распространено убеждение, что государство должно оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Это убеждение опирается на мнение преобладающего большинства россиян, которое положительно относится к предпринимательству и предпринимателям (https://omagazov.livejournal.com/28734.html).

Рассмотрим государственную поддержку частного бизнеса с позиции политэкономии марксизма.

Развитие средств производства позволило людям получать продукцию сверх необходимого для обеспечения жизнедеятельности объёма. Этот дополнительный объём получил название прибавочного продукта. С появлением прибавочного продукта появились и претенденты на его присвоение, в обществе началось расслоение, возникли частная собственность на средства производства, классы, семья, государство. Государство как аппарат насилия само прибавочный продукт не производит, оно его только изымает и перераспределяет.

§ 1. Кто в современном российском обществе производит прибавочный продукт?



§ 1. Кто в современном российском обществе производит прибавочный продукт? Здесь всё просто: прибавочный продукт производится трудящимися, теми, кто живёт в России своим трудом, а не криминальными доходами, не взятками и "откатами", не доходами от капитала и не сделками за границами нашей страны. Это, прежде всего, наёмные работки государственных и частных предприятий, а также т.н. "самозанятые".

§ 2. Каким образом государство изымает прибавочный продукт? Здесь есть несколько вариантов.
1. Государство изымает прибавочный продукт в форме прибыли государственных предприятий. Прибыль может оставаться в государственных предприятиях, может перечисляться в бюджеты соответствующих уровней. Этот источник доходов государства относят к неналоговым доходам бюджетов. Сюда же можно отнести тот прибавочный продукт, созданный трудящимися других стран, который государство получает в форме процентов по выданным межгосударственным кредитам и займам, поскольку эти средства проходят через государственные банки.
2. Часть прибавочного продукта государство изымает в форме других неналоговых доходов бюджета (плата за аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; проценты по остатками бюджетных средств на счетах; средства от приватизации государственного и муниципального имущества и др.).
3. Часть прибавочного продукта государство изымает в форме налогов на физических или юридических лиц.

§ 3. Кто ещё, помимо государства, изымает и присваивает в России прибавочный продукт?
1. Самозанятые, которые официально зарегистрировали свою деятельность и которые создают прибавочный продукт в объёме, превышающем необходимые платежи государству.
2. Самозанятые, которые работают без регистрации и которые присваивают ВЕСЬ создаваемый ими прибавочный продукт.
3. Предприниматели, работающие "по белому" и показывающие в отчётах прибыль. Они изымают прибавочный продукт в форме прибавочной стоимости и присваивают его в объёме чистой прибыли, оставшейся после уплаты всех налогов и обслуживания кредитов. Это редкий тип предпринимателей. Именно их можно назвать "капиталистами". Но среди предпринимателей они составляют меньшинство и в экономике страны их предприятия не играют ведущей роли.
4. Предприниматели, работающие "по серому" и мухлюющие с прибылью, владельцы "бесприбыльных" или вовсе "убыточных" предприятий. Они изымают прибавочный продукт в форме прибавочной стоимости, а также "откатов" от нужных подрядчиков или от иных мошеннических схем и присваивают его в объёме, превышающем чистую прибыль на сумму "сэкономленных" налогов плюс "откаты" (если таковые есть).
5. Предприниматели, работающие в теневом секторе экономики без всякой регистрации. Они изымают прибавочный продукт в форме прибавочной стоимости и присваивают его в полном объёме.

§ 4. На какие цели современное государство перераспределяет изъятый прибавочный продукт? Важнейшие направления расходов следующие.
1. Поддержание государственного аппарата и выполнение собственно государственных функций.
2. Развитие государственных предприятий и инфраструктуры, в том числе предприятий коммунальной сферы, обеспечивающих жизнеобеспечение городов и других населённых пунктов.
3. Развитие науки, внедрение научных разработок в производство.
4. Фонды общественного потребления (ФОП): пенсии, здравоохранение, образование, культура. Сейчас вместо ФОП используется совершенно бессодержательный термин "социалка", или "социальная сфера".
Сделаем ВАЖНОЕ ЗМЕЧАНИЕ: перечисленные ключевые сферы жизнедеятельности современного общества поддерживаются за счёт прибавочного продукта, создаваемого трудящимися; государство здесь НИЧЕГО НЕ СОЗДАЁТ, оно лишь перераспределяет изъятый прибавочный продукт.
5. Обслуживание государственного долга (если таковой есть, а он обычно есть).
6. Поддержка предпринимательства в самой разной форме: прямые дотации и всевозможные невозвратные гранты, госзаказы, льготные государственные кредиты (государство часть своей возможной прибыли по кредиту оставляет предпринимателям за счёт заниженной кредитной ставки), льготы по аренде (государство берёт на себя часть расходов на содержание арендуемого предпринимателями имущества) и т.д.

§ 5. Кто является получателем того прибавочного продукта, который перераспределяет государство?
1. Работники органов государственной власти, включая работников кадастровых, регистрационных, архивных и пр. учреждений, военные, "силовики" и т.д.
2. Работники т.н. "бюджетной сферы", куда обычно включается персонал социальных учреждений.
3. Научные работники государственных учреждений.
Зарплаты названных трёх категорий работников выплачиваются из изъятого государством прибавочного продукта.
4. Все граждане страны, пользующиеся льготами и дотациями по коммунальным услугам (это действительно ВСЕ граждане стран, поскольку государство внутри страны устанавливает, например, цену на газ намного ниже рыночной мировой).
5. Все граждане страны, пользующиеся ФОП: пенсии, бесплатные государственные медицина, образование; бесплатное или за символическую плату посещение учреждений культуры и т.д.
6. Предприниматели, получающие господдержку в той или иной форме.

§ 6. Кто получает перераспределяемый государством прибавочный продукт на особых условиях?
1. Наёмные работники частных предприятий с "серой" или полностью теневой зарплатой. Они недоплачивают государству налоги. Правда, эти особые условия им потом аукнутся пониженной пенсией.
2. Самозанятые, работающие без регистрации. Эти вообще ничего государству не выплачивают, только получают.
3. Предприниматели, работающие "по серому" и мухлюющие с прибылью, владельцы "бесприбыльных" или вовсе "убыточных" предприятий. Они сами для себя устанавливают налоговые льготы, причём во многом вполне законные. Они же могут претендовать на получение государственной поддержки, поскольку их предприятия официально зарегистрированы и предоставляют всю требующуюся отчётность в установленные сроки.
5. Предприниматели, работающие в теневом секторе экономики без всякой регистрации. Эти, как и незарегистрированные самозанятые, вообще ничего государству не выплачивают, только получают.

§ 7. СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:
1. Созданный наёмными работниками государственных и частных предприятий прибавочный продукт практически в полном объёме изымается предпринимателями и государством.
2. В наиболее выгодном положении с точки зрения присвоения созданного трудящимися прибавочного продукта находятся предприниматели, работающие "по серому" и мухлюющие с прибылью, владельцы "бесприбыльных" или вовсе "убыточных" предприятий. Они:
• присваивают значительную часть прибавочной стоимости, созданной работниками их предприятий;
• получают, как все граждане страны, свою долю от изъятого и перераспределяемого государством прибавочного продукта;
• присваивают дополнительную часть прибавочного продукта за счёт "экономии" на налогах, "откатов" и использования других мошеннических схем;
• могут получать государственную поддержку, как все зарегистрированные предприниматели.

§ 8. Как с позиции политэкономии марксизма выглядит согласие большинства трудящихся с государственной поддержкой предпринимателей?
Оно выглядит как ЖЕЛАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ОТДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ создаваемого ими ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА не на укрепление государства, государственного сектора экономики, не на развитие инфраструктуры, науки, фондов общественного потребления, а просто в карманы неких частных дельцов.

§ 9. Как с позиции политэкономии марксизма выглядит требование большинство современных российских "левых" о государственной поддержке предпринимательства?
Оно выглядит как стремление большинства современных российских "левых" перераспределить часть создаваемого трудящимися прибавочного продукта не в пользу всего народа, а в пользу неких частных дельцов.

§ 10. Почему в современной России возможен идиотизм, описанный в §§ 8 и 9?
Он возможен отчасти по причине вопиющей политэкономической безграмотности значительной массы трудящихся и членов "левых" партий и движений, отчасти из-за стремления значительной массы трудящихся и членов "левых" партий и движений оказаться среди тех, кто получает перераспределяемый государством прибавочный продукт на особых условиях, см § 6 (другими словами, получать больше, чем отдавать).

§ 11. НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. Часто можно услышать претензию, что наше государство осуществляет поддержку предпринимательства "неэффективно". Что чаще всего подразумевается за этой претензией?
1. Господдержка распределяется через коррупционные связи, т.е. её получают преимущественно "свои" предприниматели. Претензия справедливая. Но всё дело в том, что коррупция НЕИЗБЕЖНО возникает и будет дальше возникать на стыке государственных расходов и бизнеса. Объём прибавочного продукта ограничен, а аппетиты предпринимателей потенциально безграничны, поэтому поддержать всех желающих невозможно. Отбор тех, кто получит господдержку неизбежен. И такой отбор так же неизбежно будет приводить к коррупции.
2. Государство не должно поддерживать крупный бизнес, а только средний и мелкий. Это завуалированное требование "отобрать у олигархов и поделить на всех желающих". Здесь всё то же самое. Объём отнятой у крупного бизнеса господдержки не бесконечен, поэтому отнятого хватит не всем. Придётся отбирать претендентов. А это опять коррупция. В итоге коррупционного дележа львиную долю получат "свои", которые станут новыми олигархами. И возникнут сопутствующие проблемы: что делать с предприятиями старых олигархов, которые начнут загибаться без государственной поддержки? куда пристраивать увольняемых рабочих?
3. Государство должно нарастить объём поддержки предпринимателей. Но чтобы дать предпринимателям что-то дополнительно, надо часть прибавочного продукта ЗАБРАТЬ с других направлений государственных расходов (см. § 4). Строго говоря, примерно так и происходит. "Нерентабельная" социалка постоянно сокращается, жизнь русских вне крупных городов становится НЕРЕНТАБЕЛЬНОЙ. Можно, конечно, сокращать не социалку, а зарплаты некоторых особо высокооплачиваемых госслужащих. Но сэкономленная сумма всё равно будет ограничена. Поэтому неизбежен отбор претендентов на дополнительную поддержку, что в условиях коррупции будет означать распределение государственных средств по "своим". Олигархов станет чуточку побольше, а в жизни большинства народа не изменится ровным счётом ничего.

В сложившихся условиях интересам большинства народа будет отвечать только один путь: ДОЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ!

Партия Трудящихся России (коммунист-я), современная Россия, политэкономия этатизма, Эколого-Патриотическое Движение России

Previous post Next post
Up