7 апреля 2017 года в посёлке Томинский состоятся "публичные слушания по рассмотрению генерального плана (корректировка) и правил землепользования и застройки Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" (
отсюда; по ссылке можно найти все материалы к предстоящим слушаниям). Ни в постановлениях местных властей, ни в ключевом документе - Пояснительной записке с положением о территориальном планировании и технико-экономическими показателями, разработанной ООО "Прогресс-Паритет-Проект" - нет ни слова о целях планируемой корректировки. Что такое важное послужило причиной того, что пришлось заказывать специальный проект? Неизвестно. Впрочем, такая ситуация закономерно случается там, где большинство простых нормальных людей гордо ставит себя "вне политики", чем развязывает руки чиновникам, порождающим вот такие невнятные плоды бесконтрольного административного восторга.
Рабочая группа по проблеме Томинского ГОКа со ссылкой на районную газету информирует, что
необходимость корректировки связана с Томинским горно-обогатительным комбинатом (ГОКом). Наверняка так оно и есть. В отличие от осенних слушаний прошлого года, Стоп-ГОК уже не рассматривает предстоящее мероприятие как последний рубеж обороны. Подход совершенно правильный, о чём подробнее скажем немного позже.
Давайте проанализируем, с чем мы подходим к этим слушаниям.
1. В конце 2015 года проект строительства Томинского горно-обогатительного комбината (ГОКа) производительностью 28 млн. т руды в год получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Тот факт, что через экспертизу прошли не все объекты будущего предприятия, что за рамками рассмотрения экспертов остались достаточно опасные производства, вызвал серьёзную обеспокоенность жителей региона. Губернатор Челябинской области Б.А.Дубровский, выполняя требования челябинцев, инициировал проведение независимого комплексного экологического аудита.
2. Весной 2016 года после экстренной незапланированной встречи с Президентом России В.В.Путиным губернатор в выступлении перед депутатами Законодательного Собрания озвучил требование к оператору проекта Русской Медной Компании (РМК) достичь понимания с общественностью.
3. Летом 2016 года были представлены основные результаты независимого комплексного экологического аудита. Специалисты Уральского государственного горного университета отметили наличие существенных экологических рисков у проекта, связанных с гидрометаллургическим производством и хвостохранилищем и рекомендовали переработать проект для исключения этих рисков. Руководство региона чётко сформулировало свою позицию: проект может быть реализован только после исключения всех экологических рисков. В декабре 2016 года губернатор уточнил, что новый переработанный проект должен будет пройти комплексную экологическую экспертизу.
4. Осенью 2016 года, во исполнение поручения губернатора Б.А.Дубровского, группой граждан России начат диалог с оператором проекта. В АО "Томинский ГОК" направлены вопросы, в одном из которых была сформулирована просьба уточнить, в каком состоянии в настоящее время находятся работы по проекту. Сотрудники АО "Томинский ГОК" получение вопросов подтвердили, но ответ на них до сих пор не дали.
5. Исходя из материалов, выносимых на публичные слушания, при корректировке генерального плана Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области использовался старый проект Томинского ГОКа. Новый проект, учитывающий рекомендации комплексного экологического аудита, оператором проекта на настоящее время не представлен.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь п.9 ст.28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ПРЕДЛАГАЕТСЯ: отклонить проект корректировки генерального плана Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и направить его на доработку.
Предложение по итогам рассмотрения сложившейся на данный момент ситуации вокруг проекта Томинского ГОКа может быть только такое.
Следующий момент касается самой процедуры проведения слушаний. Есть обоснованное предположение, что помещение будет выделено недостаточно вместительное, чтобы принять участие смогли все заинтересованные лица. Российское законодательство (п.4 ст.28 Градостроительного кодекса) требует предоставления равных возможностей всем заинтересованным лицам для участия в публичных слушаниях: "4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения".
Понятно, что сейчас говорить о делении на части территории и проведении в каждой части своих слушаний уже поздно. Да и вряд ли у администрации есть такая возможность. Здесь на помощь местной власти должна придти заинтересованная общественность, которая может взять в свои руки обеспечение выполнения указанного требования законодательства. Для этого кто-то из жителей п. Томинский должен выступить организатором публичного мероприятия (форма может быть митинг или собрание, митинг предпочтительнее). Цель: проведение публичных слушаний по рассмотрению генерального плана (корректировка) и правил землепользования и застройки Томинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Это исключительно рабочее мероприятие, не нацеленное на достижение рекордов по численности или по техническому обеспечению. Достаточно 1-2 микрофонов и звукоусиливающей аппаратуры. Резолюция митинга за подписью заинтересованных лиц (жители поселения и собственники недвижимости) может быть направлена как предложения граждан по итогам слушаний. За основу резолюции можно взять текст, написанный здесь выше. Желательно направить приглашение представителям РМК. Принять участие в обсуждениях могут и граждане России, проживающие вне Томинского поселения и не имеющие собственности на его территории. Единственное ограничение - их голос не будет решающим, т.е. не будет учтён в итоговых предложениях. Но в данном случае это не принципиально. Подписанные участниками обсуждения предложения направляются в оргкомитет слушаний.
На этом чисто технический эпизод со слушаниями должен быть закончен. По большому счёту это мероприятие ничего не решает, оно лишь позволяет оценить сложившуюся на данный момент обстановку и обозначить ещё раз свою позицию. Всё. Дальше уже пусть местные власти думают. Им есть резон к озвученному предложению прислушаться. Иначе они будут нелепо выглядеть, если положат в основу корректировки генерального плана уже фактически отклонённый проект, а потом будут запускать всю процедуру по новой, если вдруг оператор проекта представит переработанный в соответствии со всеми требованиями вариант. Итак: собрались всеми заинтересованными лицами, обсудили, представили предложения. Требования закона выполнены, все довольны, никаких поводов бодаться с властями нет, какое бы они решение не приняли.
Далее по итогам прошедших слушаний и вообще проделанной работы следует провести большое мероприятие в Челябинске. По хорошему это не должен быть митинг. По хорошему это должна быть отчётно-выборная или учредительная конференция. Митинг можно провести и после неё. Без такой конференции дальнейшая работа по окончательному закрытию антироссийского, антипрезидентского компрадорского проекта "Томинской ГОК" будет невероятно затруднена и может вообще зайти в тупик. Тем более участие в решении гораздо более сложных проблем, таких как, например, проблема выбросов в атмосферу в городе Челябинске. Но это уже немного другая история.