"Красавица и чудовище" Татьяны Тарасовой

Jun 24, 2008 18:30


И ещё одна хорошая книга - книга Татьяны Тарасовой, которую уже, наверно, месяц как прочитала, но не было времени черкнуть пару слов.

С каким удивлением я узнала в своё время, что моя любимая тренер, у которой Кулик и Ягудин стали олимпийскими чемпионами и с которой Грищук и Платов получили второе олимпийское золото, и у которой вообще все спортсмены раскрываются по-своему, начинают кататься на другом уровне - и все разные, она не штампует удачные образы и элементы... так вот, с каким удивлением я узнала, что у Тарасовой тренировались Роднина и Зайцев, Моисеева и Миненков, Бестемьянова и Букин, Климова и Пономаренко. Столько звёзд она, оказывается, тренировала. Есть ли вообще тренеры, равные ей?..

Когда-то, рассказывая про "Ледниковый период", я написала, что Илья Авербух - гений. А какие слова тогда подобрать про Татьяну Тарасову?..

От издателя: "Когда человек ощущает себя нужным и знает, что это произошло во многом благодаря точному выбору своей профессии, своего места на земле - он бывает по-настоящему счастлив. Мою профессию так безукоризненно определили мои родители, и я всегда так старалась быть достойной их выбора, тех уникальных достижений, которых добился мой отец в педагогике и в большом спорте, что сейчас, в своем возрасте, хотя я и знаю, что нет предела совершенству, я хорошо понимаю, что такое счастье!" Татьяна Тарасова

Я некоторое время назад услышала, что это странная книжка. Во-первых, она заканчивается 2001-м годом. Да-да, издана в 2008-м - и никакой вам олимпиады, выигранной Ягудиным. Во-вторых, из неё невозможно ничего понять об авторе. Какой он, что для него главное, что второстепенное и т.д.

Ну, первый пункт действительно имел место быть. А со вторым мне непонятно - что же там непонятного? :-)

Я не знаю, я все книги про фигурное катание могу читать сутками, не отрываясь, или книга Татьяны Тарасовой одна из самых интересных по этой теме, но я её проглотила дня за три. Первая и третья части были про любительский спорт. Моё любимое место - это Торвил и Дин на первомайской демонстрации в Ленинграде. Вот не ожидала :-) И вообще - что Тарасова с ними как-то связана, я тоже не догадывалась. И что в Лиллехаммере в 1994-м они болеро своё катали вместо произвольного танца, подготовленного к олимпиаде, - это тоже её была идея... полная неожиданность!

Вторая часть книги для меня была скучноватой. Описания спектаклей ледового театра, которых я не видела и вообще они на плёнку не засняты - как такое могло случиться, в голове не укладывается. А почему книгу назвали как спектакль, после которого ледовый театр развалился?.. Странный выбор, на мой взгляд.

Очень интересная была глава в первой части о том, как Тарасова подбирает музыку. Сразу после этой книги я стала читать Сандру Безик (хореографа Бойтано, Браунинга и не только) - и её рассказ очень походил на рассказ Тарасовой. Они обе прослушивают множество дисков, ищут образ для программы, и только потом придумывают движения, расставляют внутри программы элементы. Наверно, только так и можно сделать по-настоящему красивую программу - чтобы не просто отпрыгать-отвертеться, а чтоб зрителей задело, взволновало, чтобы хотелось это выступление смотреть по много раз.

Совершенно шокирующими были описания, как Тарасову не брали на соревнования, где выступали её ученики, как она летала за свой счёт, а пропуска ей по знакомству оформляли от ISU.

Некоторые моменты в книге читались, как детектив, у меня просто дыхание перехватывало. Вот, например, отрывок про Илью Кулика:

Мы поехали в Европу пораньше (чемпионат проходил в Швейцарии), чтобы акклиматизироваться. Илюша легко прыгал, ничего не предвещало будущего кошмара. За три дня до "квалификации" у него тренировка на основном катке. Многие заинтересованные лица - судьи, тренеры, участники - собрались её посмотреть. Илюша прыгает уникальный каскад, взлетает на огромную высоту. Идеальный полёт... приземляется - и, как подкошенный, - нога подворачивается - он парает на руки с резким вскриком "ой!". И я понимаю - ноги нет! а он, выбираясь из падения, издалека видя, что я уже готова упасть в обморок, мне кричит: "Конёк!" Я в ответ ору: "Нога, Илюша, нога!", а он: "Конёк, конёк!" Тишина. Все замерли. Наконец он добирается до меня. Сломался конёк при приземлении. Если бы Илюша попал в свой или чей-то след на льду, он мог сломать ногу. Я же испугалась, подумав, что при выезде из прыжка он попал в глубокую трещину, нога уже поворачивается, а конёк стоит на месте.

Дальше следует очень напряжённая история о том, как везут из Москвы запасную пару коньков, Кулик теряет время, не может тренироваться... А вот Бойтано в своей книге рассказывает, что у него были две пары коньков и два комплекта костюмов для короткой и произвольной программы. Денег больше? Организация лучше? И то, и другое? Почему бы Кулику было сразу не привезти запасные коньки на чемпионат мира?.. Избежали бы стольких проблемм.

И ещё очень понравилось мне в книге описание творческого процесса. Именно тогда, когда кажется, что идей ноль и абсолютно ничего не придумать, вдруг приходят озарения. Хорошая книга, хорошая. Увлекательная, интересная. Очень хочется, чтобы было написано продолжение!

Брайан Бойтано, Фигурное катание, Сандра Безик, Книги, Татьяна Тарасова

Previous post Next post
Up