У кришнаитов есть понятия: “практиковать бхакти-йогу”, практиковать садхану, практика мантры-медитации, 9 процессов бхакти и тд. Есть разные ступени восхождения по уровням духовности. Подобное «практикантство» очень характерно для неоязычества в духе Нью-Эйдж.
Итак, кришнаизм - это духовная практика. Но можно ли сказать, что кришнаизм это Вера?
У кришнаитов понятие вера (шраддха) связана с доверием, а точнее с первой ступенькой духовной лестницы, но адептов Кришны больше интересует не вера, а божественное знание, со-знание Бога, «наука самоосознания».
Индия вообще не про веру, а про философию и знания (веды, веданта, шат-даршана).
“Неполное знание вам не поможет. Вы должны обладать совершенным знанием джанма карма ча ме дивьям эвам йо ветти таттватаха , “таттватах” означает в совершенстве. Совершенное знание изложено в Бхагавадгите, поэтому мы даем каждому человеку шанс получить Бхагавад Гиту как она есть и сделать свою жизнь совершенной” Прабхупада СВ стр 28
Всезнающая Индия знает все; только того, что главное, не знает. Ее знания обо всем поразительны. Ее философия стоит над всеми языческими и европейскими философиями (ибо все философии суть языческие); ее самоистязание, аскетизм ее бесчисленных сынов вызывает слезы и у ангелов небесных, не говоря уже о людях. Но все напрасно. Знание не спасает; спасает вера (ведь и Ева была искушаема Змием ведами и запрет был дан Богом на вкушение плодов древа познания Добра и Зла!). А вера есть одна в мире, одна в истории человечества. Это вера христианская. Все остальное, что ложно именуется верой, является не верой, а либо знанием, либо полузнанием, либо гаданием.
Священное Писание - это не Веды, не Знания (в том смысле, который вкладывают оккультисты, эзотерики), это Книги Заветов (соглашений, договоренностей) между человечеством и Богом.
Чистое преданное служение спасает?
Кришнаиты говорят, что Кришна равнодушен ко всем материально обусловленным людям, но можно привлечь внимание Кришны с помощью чистого преданного служения. Однако “чистое преданные служение достигается очень редко” (по определению Рупы госвами). Как же этот путь может быть путем для всеобщего спасения? Кришна требует к себе безраздельного служения, но это возможно лишь для немногих, нет гарантии, что бхакта с одним материальным желанием обретет Кришну, пусть он хоть всю жизнь ему служит.
А Христос не требует служения Себе и при этом многие верующие искуплены, освобождены от греха и взяты в Царство Небесное!
“Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” Мк. 10.45
Христиане практикуют христианство?
Обычно среди христиан не употребляется понятие “практиковать христианство”, правильно говорить: веровать, исповедовать веру, жить по вере Христовой. Есть вероучительные догматы которые мы признаем, но нет техник и практик подобных техникам йоги. Есть высокий идеал нравственной жизни Христа к которому мы стремимся, есть молитвы и богослужения данные нам Господом и Святой Церковью. Механическое обрядоверие осуждается в христианстве.
Орган веры - сердце. А орган познания - в уме, в голове. Отцы церкви говорят, что ум нужно держать в сердце, то есть вера первостепенна! “Верим поэтому знаем”, - говорит Августин. Ум вышедший из сердца - суемудрие.
Вера, осуществленная практически - это достигнутая любовь. Прежде всего, в повседневной жизни, в отношениях с людьми.
Всю Свою земную жизнь Иисус Христос призывал к вере: вере в Себя, вере в Бога Отца, вере в Евангелие, вере в Царство Божие. Учение Иисуса Христа, Апостолов и всей Церкви говорит о вере как о главном условии христианской жизни, ибо с верой приходят надежда и любовь, и всякое доброе дело, и всякий «дар совершен», и сила Святого Духа.
О Вере в Библии.
Покайтесь и веруйте Евангелию (т.е. Благой вести о Царстве Небесном);
Не бойся, только веруй;
Кто уверует и крестится, будет спасен, а кто не верует, будет осужден;
Да ни один, кто верует, не погибнет, но имеет жизнь вечную;
Кто верует в Сына, имеет жизнь вечную, а кто не верует в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий остается на нем;
Кто в Меня верует, не будет никогда жаждущим;
Это воля Пославшего Меня, чтобы всяк, увидевший Сына и уверовавший в Него, имел жизнь вечную, и Я его воскрешу в последний день;
Воистину, воистину говорю вам: кто верует в Меня, имеет жизнь вечную.
У исцеленного слепца спрашивает Иисус: Веруешь ли ты в Сына Божия?
Евреям Он говорит: Если Мне не верите, делам Моим поверьте, чтобы познать, что Отец во Мне и Я в Отце;
Воистину говорю вам: если имеете веру с зерно горчичное, скажете горе этой: перейди отсюда туда, и перейдет, и ничего для вас не будет невозможного;
Кто верует в Меня, если и умрет, жив будет.
Никто из живущих и верующих в Меня не умрет вовек; веришь ли этому? - спросил Иисус у Марфы;
Не сказал ли тебе: если веруешь, увидишь славу Божию, - сказал Он Марфе;
Пока свет дневной имеете, верьте свету дневному, чтобы быть сыновьями света дневного.
Ученикам: Пусть не пугается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте.
Филиппу: Разве не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Верьте делам Моим.
Его спросили: что делать, чтобы творить дела Божьи? А Иисус ответил: Это дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал.
Фоме, который, увидев, поверил и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29). - А Фома позднее был первым апостолом Индии.
Святой Иоанн в конце своего Евангелия пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:30-31).