Отношение к человеку в христианстве и кришнаизме

Sep 11, 2022 17:23


Невероятно, но согласно учению кришнаизма человек не был сотворен богом Кришной (или Вишну), и даже Брахма «творец вселенной» не создает человеческое существо! Брахма «творец» номинально, он не созидает вещи, а только воспроизводит их. Человеческая форма, по кришнаизму, лишь одна из многих форм жизни во вселенной, она существует всегда и воспроизводится из цикла в цикл (циклы проявления и сворачивания материального мира).

Есть несколько версий происхождения людей в индуизме: буквально из частей тела Пуруши, рождение от Ману или же полное недоумение как в Ригведе (никто не знает откуда все взялось. Ригведа, X, 129).

Мы видим, что человек во индуистских мифах производное от кого-то (часть тела Пуруши, или потомок Ману). Он не был создан однократно как как центральная фигура, как уникальное суверенное существо руками Творца. В индуизме человек это лишь форма бесконечно воспроизводимая в эонах манифестации вселенной.

Генезис, т.е. происхождение человека не является важным для кришнаизма! Стоит ли удивляться, что дети названы Бхактиведантой Прабхупадой «побочными продуктами тела». Такое пренебрежение человеческим достоинством вшито в матрицу кришнаитского мировоззрения.

Слово человек не звучит гордо.

Поскольку человек не венец творения, ему отказано в особом достоинстве. Максимальная похвала человеку: твое тело лишь хорошее средство, ладья на которой душа пересекает океан перерождений. Когда цель достигнута, ладья (тело) уже не нужна. Лишний груз, или балласт наполненный «костями, мясом и испражнениями» не стоит тащить в духовные сферы.



Высшая цель кришнаизма связана с освобождением от бренного человеческого тела, как от временного балласта. У человека нет особого статуса среди всех живых существ, потому что важна только вечная божественная искра живущая в теле - в духовном мире душа может быть в облике травинки, пылинки, коровы, дерева, или иметь тело похожее на тело Кришны. То есть после освобождения душа может обнаружить себя в радикально ином облике, например, коровой Кришны.

«Существует 8400000 форм жизни, из них 900000 видов живых существ обитают в воде, а 2000000 относятся к растениям. Мы люди - представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывающие в материальном мире и в материальном теле являются осужденными» Прабхупада.

"Среди 8400000 различных форм живых существ имеется 400000 форм человеческой жизни. Среди последних есть множество низших форм человеческих существ... Девяносто девять и девять десятых процента населения относятся к нарадхама…" ("Бхагават-Гита как она есть", комм. к тексту 15 гл.7);

"... побочные продукты тела, а именно дети... Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,... должен считаться подобным ослу" (Там же, гл.2, ком. к тексту 20, гл. З, комм. к тексту 40).

Кришна любит своих преданных и коров, павлинов, попугаев, но как на счет обычных людей? Ни в Бхагавад-Гите, ни Пуранах нет ни строчки о том, что Кришна любит людей.

В отличие от кришнаизма христианство видит в человеке  образ и подобие Бога.

Человек по христианству - венец творения. Создав человека, Творец говорит: очень хорошо!

Человек любимое творение Бога, можно сказать Его автопортрет. Человек имеет особое достоинство в глазах Бога. Он  благословлен Господом господствовать над Землей. В 9 главе Книги Бытия жизнь человека объявлена неприкосновенной и священной. Бог говорит, что за убийство человека Он взыщет кровь убийцы. За убийство человека -  наказание смерть.

Человек был сотворен для вечной жизни в раю. После грехопадения вечная жизнь стала недоступна. Необходимо спасение всего человека из рабства греха, смерти и дьяволу.

Бог спасает не только душу, но всего (целого) человека берет в вечность. Понятия “свободы и права личности” на Западе появились из христианства. До христианства не было понятия личности, человека. Были племенные идентичности - грек, римлянин, иудей…Христианство подарило миру понятие свободной личности, человека. Христос называется максимально космополитично -  Сын Человеческий (не узко по племени - Сын иудейский).

Тело, по Писанию, не является “темницей” для души, не является оно и местом заключения падших духов, а принадлежит к подлинной сущности человека (2 Кор. 5:3-4). Поэтому и совершилось телесное воскресение Господа Иисуса (1 Кор. 15). Так же как Христос воскрес телесно, мы все воскреснем в своих обновленных индивидуальных телах. Для библейско-христианской традиции характерен исключительно возвышенный взгляд на человека. Мнение об «унижении» человека в христианстве является глубоко ошибочным. Что такое человек в восприятии атеиста? Это обезьяна, только с более развитыми способностями. Что такое человек в восприятии кришнаита? Одно из перевоплощений души, которая до своего вселения в тело человека могла существовать в теле собаки или свиньи и после смерти человеческого тела может вновь оказаться в теле животного. Понятие «личности» как совокупности души и тела, соединенных неразлучно, вовсе отсутствует: человек сам по себе есть только некая промежуточная стадия в странствовании души из тела в тело.

И только христианство дает по-настоящему возвышенный образ человека. В христианстве человек - это личность, персона, созданная по образу Бога, то есть являющаяся иконой Творца (греч. eikon означает «образ»). По своему достоинству человек стоит не ниже ангелов. Как говорит пророк Давид: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:5-7).

Дистанция между Творцом и творением огромная. Как между художником и картиной. Мы не единосущны с Творцом и мы не истекаем (не эманируем) из природы Божества как верят пантеисты  и кришнаиты. Даже ближайшие чины ангелов Серафимы (пламенные) укрывают своими крыльями лицо и ноги от сияния Бога и не могут приблизиться к Нему. Между Творцом и тварью пролегает пропасть. Но Бог принял человеческую плоть чтобы чтобы убрать эту пропасть. Бог сошел с Небес на Землю, чтобы человек восшел на Небеса, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом (обОжился).

Есть замечательное место в книге Откровения, где говорится, что в конце времен всякий человек получит имя, которое только он знает и Бог знает (2, 17), то есть имя, которое его выражает всецело и которое выражает то, что его соотношение с Богом неповторимо, что единственно он знает Бога так, как он Его знает. И нам надо постепенно внедрить в сознание людей абсолютную ценность личности - не индивида как фрагмента человечества, а именно личности, которая может творчески соотноситься с другими личностями, не теряя ничего и вместе с этим давая всё. Знаете: солнце сияет, от этого светом оно не беднеет, а другие в сиянии света начинают видеть всё по-иному.

«С победой и распространением христианства, с укреплением веры в подлинно личное бессмертие и в воскресение умерших из сознания западного мира исчезает вера в переселение душ, которая и в античном мире была всегда лишь случайным и исключительным явлением. Вера эта в особенности не совместима с укрепившимся постепенно под влиянием христианства сознанием абсолютной и незаменимой ценности каждой индивидуальности в ее своеобразии». Митрополит Антоний Сурожский.

личность, тело, кришнаизм, антропология, христианство, человек

Previous post Next post
Up