Существуют символы эпохи, которые и поныне вызывают настоящее восхищение. Эпоху можно покусывать, поплевывать в неё, пытаться нырнуть поглубже, чтобы вытащить из нее очередную порцию чего-нибудь непотребного. И тут на всю эту мелкую возню надвигается тень тех самых символов, будь то грандиозные инженерные сооружения, космическая промышленность, мощь военная и мощь мирная. Я про мирный атом. Тут сразу вспоминается легендарный "дедушка" ледокольного флота атомный ледокол "Ленин". Для того времени важный знак еще и того, что атомным может быть не только оружие. Заглядывая из нашей эпохи, где мы "стали более лучше одеваться", в ту, что оставила нам космические корабли и атомные ледоколы, понимаешь, что в те времена люди не маялись в поисках эфемерной национальной идеи. Я вспоминаю павильон "Космос" на ВДНХ из своего детства. Тогда там среди космических аппаратов стояли иномарки, такой вот своеобразный фон для автосалона. Тогда это казалось концом. Но то были еще цветочки. Вернее, как раз то еще были не цветочки. Они появились позже, вытеснив вместе с семенами, тяпками и банками с мёдом символы ушедшей эпохи. И над всем этим лучезарный Гагарин с неизменной искренней улыбкой. Благо, существует все там же в районе ВДНХ замечательный музей космонавтики, на который любо-дорого смотреть.
Действует музей и на ледоколе "Ленин". Более того, планирует расширяться и дальше, а желающих побывать на легендарном судне хватает. Теперь на ледоколе, прошедшем 654,4 тысяч морских миль, проведшем через льды 3741 судно и проработавшем 30 лет, может побывать любой желающий. Что символично, выведен из эксплуатации и поставлен на вечный прикол в той же стране, что и появился - в СССР, в 1989 году.
3 декабря атомный ледокольный флот России отпраздновал 55-ти летие. Именно в этот день было введено в эксплуатацию первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой на борту - атомный ледокол «Ленин».
Рано утром мы отъезжаем от очень уютной гостиницы «Огни Мурманска» с потрясающим видом на весь город. Хотя как, рано... На улице уже 10 утра, но весь город в кромешной темноте. Формально, полярная ночь начнется только через сутки, но мы вполне себе ощущаем, что это именно формальность. Самый короткий день во время полярной ночи в Мурманске длится всего 19 минут, мы же в этом плане, можно сказать, шиковали, имея возможность рассмотреть город, на который не легла мгла ночи, несколько часов.
Про Мурманск я, конечно, напишу отдельно. В этот раз путь наш лежит прямиком к Морскому вокзалу. Здесь, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря и притаился легендарный красавец атомный ледокол «Ленин».
1. Морской вокзал, как и во Владивостоке, рядом с железнодорожным. И вообще, при разных масштабах, географии и уровнях жизни этих двух городов, сходные черты я там временами улавливал.
И вот за простеньким зданием Морского вокзала показывается легендарный корабль. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 в 1953-1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.
Из-за новизны оборудования, во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.
Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель - В. И. Червяков.
Судовые турбины - Кировского завода. Главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели - ленинградский завод «Электросила».
Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958-1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира.
3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
2.
3.
4.
5.
6.
Атомный ледокол «Ленин» - гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.
7.
На борту ледокола также расположился информационный центр по атомной энергии. В России находится 17 подобных центров, но мурманский, пожалуй, "обжил" самый впечатляющий объект. В декабре 2013 года сеть информационных центров по атомной энергии отметила пятилетний юбилей.
8.
Информационные центры - современные высокотехнологичные кинотеатры, оформленные в космической эстетике. С помощью современных мультимедийных 3D программ, интерактивных викторин и виртуальных экскурсий гости центров могут узнать о традициях и инновациях атомной отрасли, о радиоактивности в природе и техногенном мире. Кроме того, сеть информационных центров по атомной энергии предлагает жителям российских регионов множество актуальных форматов: публичные научно-популярные лекции, мастер-классы ведущих российских научных журналистов, чемпионаты по интеллектуальным играм, занятия по техническому творчеству, программированию, анимации, творческие мастер-классы, экспериментальные лаборатории, компьютерные курсы для пожилых людей. За пять лет существования сети было реализовано более 45 тысяч проектов.
9.
В центре нас познакомили с очень интересными интерактивными программами. Подача информации организована в очень доступной форме, а ее закрепление осуществляется с помощью различного рода игр, викторин и т.п. Мы все с удовольствием приняли участие в этой программе.
10.
11. На палубе
12. "Обитатели" мурманского судоремонтного завода.
13. Угольный терминал морского торгового порта. Вдалеке виднеется один из главных симоволов города - "Алеша".
14.
15. Интерьеры впечатляют. С нами делилась впечатлениями женщина, которая неоднократно ходила на легендарном ледоколе. Это был целый город. Люди мечтали попасть в рейс сюда.
16.
17.
18. Слева - Памятник портовикам, погибшим в годы войны. На мемориальной доске перечислены имена 83 погибших.
19.
20. Кажется, именно по этим шашечкам я впервые вспомнил, что мы на Севере, что мы за Полярным кругом. При этом на улице было теплее, чем в Москве и Питере в день отъезда.
Именно с посещения легендарного ледокола, который многим знаком по фильмам или почтовым маркам, начался наш блог-тур за Полярный круг. Эта интереснейшая поездка родилась усилиями Ленинградской АЭС. Основной целью поездки было посещение Кольской АЭС в городе Полярные Зори, но организаторы решили сделать программу еще более насыщенной и интересной, в результате чего у нас был день на посещение Мурманска, в том числе и одной из главных его достопримечательностей. В поездку отправилась группа блогеров из Санкт-Петербурга, Соснового Бора, Москвы и Твери. Хочется выразить признательность организаторам тура и лично специалисту УИОС ЛАЭС Светлане Афанасьевой за возможность побывать на таких интересных объектах, увидеть старых знакомых и обрести новых.
Использованные материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%E8%ED_(%E0%F2%EE%EC%ED%FB%E9_%EB%E5%E4%EE%EA%EE%EB)
http://murmansk.myatom.ru/