Черемшаны 3, безвременье...

Jul 28, 2013 23:49





Третий Черемшан, известный также как дом отдыха Родник - один из многочисленных домов отдыха Хвалынска и окрестностей. Их здесь и правда много, какие-то достраиваются, какие-то перестраиваются, исчезают с лица земли деревянные корпуса, в том числе и старые купеческие дачи, как, например, в Ривьере (бывший дом отдыха Просвещенец), Святом Источнике, Втором Черемшане. Как известно, в хвалынские края в 19-м веке подались староверы с Иргиза после разгрома их монастырей. В 60-е годы 19-го века на территории нынешних домов отдыха Черемшаны 1 и Черемшаны 3 появляются старообрядческие мужской и женский монастыри соответственно. Речь пойдет о третьем Черемшане, именно здесь находился Введенский женский монастырь.



Всего на Черемшане к началу ХХ века было шесть женских монастырей: Фелицатин Введенский, Платонидин, Нижний Елесин, Верхний - Маргаритин; между "австрийскими" скитами - обитель "проезжающих" (так здесь называли беглопоповцев), а несколько поодаль спрятался в горах скит федосеевского согласия (беспоповцев). Все эти согласия мирно уживались на Черемшане. Из женских монастырей Введенский был самым зажиточным. В нем были строгие правила под правлением матушки Фелициаты. Об этом можно почитать в выпуске журнала "Вифлием дом Хлеба. Сборник о Христе и о жизни во Христе. N 4. Тема номера Хвалынск и Черемшан." Издается Балаковской общиной Русской Православной Старобрядческой Церкви. Балаково 2012г. Подробнее, чем там, что-то добавить сложно.



Женский старообрядческий монастырь / Фото с сайта http://oldsaratov.ru/



Женский старообрядческий монастырь. Появляется Введенская церковь. / Фото с сайта http://oldsaratov.ru/

Как пишет в книге о Хвалынске 1977 года Федор Григорьевич Пичиенко, в годы гражданской войны монастыри стали прибежищем контрреволюционных элементов. Весной и летом 1918 года там скрывались белые офицеры, а хвалынские чекисты обнаружили "гнездо" и ликвидировали его. Вполне однозначная для 1977 года формулировка. Понятна и судьба монастырей и их обитателей, в том числе и женского. Одна из четырех женских общин тем не менее сохранялась до 1927 года. Весной 1928 года по поручению краевых организаций обследовали и провели ремонт жилых зданий бывших старообрядческих монастырей, первом директором был приглашен В.И. Малиновский. Летом в 1928 года Черемшаны 3 приняли первых отдыхающих из Саратова. Интересно описание дома отдыха. Долина здесь более узкая, все строения как бы сдвинуты ближе друг к другу. С трех сторон возвышаются горы, покрытые лиственным и сосновым лесом. Центр долины занят служебными постройкамиЖ столовая и клуб, библиотека и медпункт. А дачи и корпуса для отдыхающих вольготно раскинулись по склонам гор, утопают в зелени леса. Цветники, старые тополя и ветлы, пруд с купальнями и пляжем, мощный родник, выбивающийся из пасти скульптурного льва, громада орла, созданного скульптором С.В. Шальда. В доме отдыха 19 корпусов, дач и павильонов. С 1957 года Черемшаны 3 стали семейным домом отдыха. Сюда приезжают матери с детьми дошкольного возраста. Для детей здесь отдельный городок: дачи, качели, игровые площадки, столовая.



Черемшаны 3 / Из книги Ю.А. Неклюдова "Протоколы хвалынского детства".



Черемшаны 3 / Фото с сайта хвалынск24.рф



Черемшаны 3 / Фото с сайта http://larinvv22.narod.ru/



Черемшаны 3 / Фото с сайта http://larinvv22.narod.ru/

Во все это охотно веришь, если посмотреть старые фотографии этих мест, жизнь здесь бурлила. Большевики изгнали отсюда монастыри, но места эти приспособили под дома отдыха, где отдыхало за все эти годы огромное количество людей. И даже в нынешней разрухе угадывается, как это все роскошно выглядело в лучшие свои годы. Монастырей давно нет и фактически нет уже и дома отдыха. Не знаю, будет ли смена в этом году, но впечатление на сегодняшний день это место производит крайне удручающее. Зарастающий многочисленным тут жабам на радость пруд, красивейший, но разрушающийся родник, осыпающиеся скульптурные формы, рушающиеся здания, во многих из которых угадывается их солидный возраст (явно до революции) и отношение к постройкам монастыря. Все зарастает. Где-то же прямо здесь, недалеко от танцплощадки можно углядеть надгробия от разоренного большевиками монастырского кладбища. Что ждет этот уголок... вопрос сложный. С одной стороны сюда могут придти с новым строительством и тогда неясно, что будет со старыми постройками, возможно ли их сохранить и будет ли кто-то об этом заботиться. С другой стороны все это может еще несколько лет разрушаться, зарастать, забываться и исчезать из нашей истории.



1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11. Вода теперь не течет из пасти льва, как это было ранее да и вся скульптурная композиция подводит к этому, а выбивается сбоку от улыбающейся жабы, коих в местном пруду очень много.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



процесс освящения креста запечатлен на картине замечательного балаковского художника Сергея Серова "Возвращение". В 2011 году ее можно было увидеть на выставке художника в хвалынском ДК.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.

Саратовская область, Старообрядцы, Хвалынск

Previous post Next post
Up