![](http://www.tourartel.ru/olster28/starovero/0.jpg)
Впервые я побывал в Рогожской слободе два года назад. Мы приехали туда со старообрядческим священником из Балаково
mrodine и его семьей. Они отбыли по своим делам, а я решил начать знакомство ни много ни мало сразу с Покровского собора. Я знал, что приходить нужно в одежде с длинным рукавом, вести себя максимально тихо и незаметно, не фотографировать, и уверенно с сумкой на плече проследовал внутрь главного кафедрального храма Рогожской старообрядческой общины. Зайдя, сразу аккуратно сместился вправо и начал тихонько красться вдоль стенки, очень интенсивно вертя головой по сторонам - внутри собор просто потрясает. Не успел я еще почувствовать себя совсем не в своей тарелке, как был подобран под ручки бабушкой с вопросом "вы старообрядец?" и препровожден в притвор. Бабушка довольно долго и вежливо общалась со мной, пояснила все тонкости и подарила издаваемую там специально для таких пришельцев брошюрку. Хоть глазком, но увидеть удивительное убранство собора мне удалось. Я еще бывал после этого на Рогожке, но мысли попасть внутрь оставил.
Но вот совсем недавно мне удалось побывать и внутри Покровского собора и внутри собора Рождества Христова и во многих интереснейших местах в комплексе Преображенского кладбища. Причем помимо нашего замечательного экскурсовода Валерия Страхова нас встречали "свои" экскурсоводы и в Рогожской слободе и в Преображенской старообрядческой общине - что называется, информация от первоисточников.
Конечно любая историческая экскурсия это такое погружение в атмосферу прошлого, когда улицы большого города, вдруг, выглядят совсем иначе и время течет по-другому. Многие наверное испытывали такое ощущение. И эти дежурные для таких случаев слова можно было перенести и на эту экскурсию, но соприкосновение с миром старообрядцев даже только на территории Москвы это некий переход в другое измерение, пусть и на время. И здесь, конечно, особенно отчетливо ощущение погружения в глубокую древность, ведь старообрядцы были первыми собирателями и хранителями русских древностей: рукописей, древней иконописи, знаменного «крюкового пения».
Несмотря на то, что кое-что про старообрядчество я читал, благо информация есть, в том числе и от самих старообрядцев, в голове все равно периодически образуется каша, ведь информации много, чего стоит не запутаться в различных старообрядческих течениях. Тем ценнее сначала было получить общую историческую информацию от "нашего" экскурсовода Валерия Страхова и потом уже более подробно узнать обо всех тонкостях от самих старообрядцев.
У этого поста есть одна важная особенность - атмосфера внутри старообрядческих храмов совершенно особенная и внутренне убранство по-настоящему впечатляет, это какой-то совершенно другой мир и как это наверное уже понятно ни одной фотографии внутри храмов не будет. Как бы это не было интересно. Совет только один - посмотрите это своими глазами, благо возможности есть.
Кстати, автобус на экскурсии был полным, вопросов к нашим проводникам-старообрядцам было огромное множество, случайных людей тут явно не было, все по-настоящему интересовались предметом. Я не видел ни одной попытки хоть как-то, хоть на что-то снимать там, где просили не снимать, а старообрядцы нас встречали очень дружелюбно, несмотря на всю приписываемую им молвой закрытость. К адекватным людям адекватное отношение.
Началась экскурсия в Рогожской слободе.
Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-80 гг. В 2005 году Рогожская слобода отмечает 100-летие распечатания алтарей Рогожских храмов.
1. Покровский собор - главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
2.
3. Наш экскурсовод по Рогожской слободе
4. Храм-колокольня Воскресения Христова, думаю, ее не раз замечали едущие по ТТК. Колокольня возведена в 1906-1913 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Ф. И. Горностаевым.
5. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку
6.К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения. Здесь нам посчастливилось побывать внутри и все внимательно рассмотреть. Местный экскурсовод также указывал на икону работы Рублева, интересно, насколько это так.
7. Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище. Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Здесь обыкновенно отпевали покойников. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви). Современный вид в «русском стиле» Никольская церковь приняла после перестройки в 1863-1866 гг. по проекту архитектора В. Н. Карнеева на средства купца Н. М. Алясина. Попасть внутрь намного легче, чем в соседние старообрядческие, внутри довольно необычно, много старинных икон.
8. Вид на ансамбль от здешних прудов.
Также на территории Рогожской слободы мы посетили Собор Рождества Христова, где сейчас находится музей - редкая возможность для не старообрядцев так вольготно перемещаться в храме, в котором по словам экскурсовода в будущем предполагается проводить службы. Здесь много уникальных исторических экспонатов. В 70-е годы в нем, кстати, были склады музеев Кремля. И, конечно, мы посетили Рогожское кладбище, где похоронены представители знаменитых купеческих родов и старообрядческих иерархий. Вплоть до 1934 года на нем хоронили только старообрядцев. На Рогожском кладбище похоронены известные российские промышленники, фабриканты, купцы Шелапутины, Рахмановы, Рязановы, Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы, Капырины, Трындины и другие.
На территории кладбища возвышается кованная часовня-склеп Морозовых. Там захоронены 5 поколений купеческой династии, начиная с основателя династии Саввы Тимофеевича (1770-1860) и до его потомков. Последнее захоронение датировано 1995 годом.
9.
10.
После этого наш путь лежал в Преображенское. Если Рогожское было центром старообрядцев, сохранивших священство, то другой знаменитый памятник, существующий в Москве - Преображенское кладбище - объединял «первых русских протестантов» старообрядцев, оставшихся без священства. Федосеевцы, поморцы, филипповцы - множество «согласий» (направлений) существовало до революции. Но всех их объединяла одна идея о том, что Антихрист уже царствует в мире. Мы посетили комплекс Преображенского кладбища, где помимо некрополя сохранились и действуют храмы основных беспоповских направлений, доживших до нашего времени.
Преображенское - уникальный исторический уголок Москвы, ставший известным со времен царствования Алексея Михайловича. С 1771 г. история и известность Преображенского связаны с кладбищем, ставшим общероссийским центром беспоповцев. Ансамбль кладбища неплохо сохранился. Старообрядцы, особенно беспоповцы, известны своей закрытостью от внешнего мира. С Преображенским нас познакомили сами старообрядцы, представители «Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума». Во время нашей экскурсии мы получили уникальную возможность посетить храм Успения Пресвятой Богородицы московской поморской общины и посетить территорию бывшего Женского двора, принадлежащую историческим создателям Преображенского - федосеевцам.
Преображенское впечатлило меня больше всего, с шумной улицы среди огромного мегаполиса вдруг попадаешь в какие-то допетровские времена. Здесь уже вовсю говорят "новообрядцы", когда речь заходит об РПЦ, когда же речь заходит о старообрядческих течениях, становится совсем тяжело в этом разбираться, а внутреннее убранство храма Успения Пресвятой Богородицы как-то разумно описать словами тяжело - ничего подобного я никогда не видел.
11. Колокольня бывшего Никольского единоверческого монастыря
12. Здесь сразу два наших экскурсовода, слева Валерий Страхов, справа старовер-поморец Подстригич Александр Всеволодович.
13. Церковь Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1780-1784 гг. Архитектор Ф.К. Соколов (возможно, по проекту В.И. Баженова). Первоначально принадлежала старообрядцам-федосеевцам, как и все храмовые здания Преображенского кладбища. В середине XIX в. южный (мужской) двор Преображенского кладбища обращён в Никольский единоверческий монастырь, который в 1920-е г. отошёл к обновленцам. Обновленческая община, в свою очередь, продала основную часть Николо-Успенского храма старообряцам-поморцам. После ликвидации обновленчества в 1940-е гг. в притворной части Николо-Успенского храма устроен храм РПЦ МП.
14.
15. Дом причта
16.
17. Надвратный храм Воздвижения Креста Господня. Ранее являлся надвратным храмом бывшего Никольского единоверческого монастыря.
18. Наш эскурсовод Подстригич Александр Всеволодович. Он провел нам интереснейшую и далеко не короткую экскурсию, но даже этого времени показалось мало, столько интересной информации он нам поведал.
19. Часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в готическом стиле в 1804 (или 1805) году под руководством архитектора Ф. К. Соколова.
20. Здание в стиле московского модерна построено в 1912 году для Больницы при Преображенской старообрядческой общине по проекту архитектора Л. Н. Кекушева - первого по времени и одного из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. В этом замечательно сохранившемся памятнике архитектуры, увы, не нашли ничего лучше, как расположить туберкулезный диспансер.
21. Стены бывшего Никольского монастыря
22. Соборный старообрядческий храм Воздвижения Креста Господня. Строился по инициативе купца-старообрядца И. А. Ковылина (1731-1809) и построена уже после его кончины. Среди возможных авторов проекта называют В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Двусветный одноглавый храм отличается отсутствием алтарной апсиды. Колокольня церкви по своему типу сходна с колокольней Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время не закрывался..
Федосеевцы относятся к беспоповцам, т.е. старообрядцам, отрицающим существование в наши дни благодатной церковной иерархии, сохранившей каноничное апостольское преемство. Поэтому их храмы (строго говоря, это часовни) не имеют алтарей, так как, с точки зрения беспоповцев, литургию служить больше некому. В отличие от поморцев, федосеевцы сохранили изначальное беспоповское мнение, оформившееся вместе с самим беспоповством, что раз нет священства, то некому венчать и браки. Поэтому они проповедуют безбрачие для своих наставников и церковнослужителей. Состоящим в гражданском (невенчанном) браке федосеевцы предписывают не креститься, не кланяться и не прикладываться к иконам на общей молитве.
23. На территории бывшего женского двора есть пасека. Это посреди-то огромного мегаполиса.
24.
25. Восточный (мужской) корпус с храмом Успения Богородицы, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Построен в 1805 году. Здесь находятся Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума и Церковная лавка Московского Преображенского старообрядческого монастыря
26.
27. А в Южном (женском) корпусе с храмом Всемилостивого Спаса все еще сидит батальон полиции.
Здесь я большей частью прошелся по верхам, но на самом деле на эту тему много различных интересных материалов, моей задачей было рассказать о том, что с помощью организованной экскурсии есть возможность приоткрыть завесу тайны об этой интереснейшей части нашей истории и нашего настоящего. Это можно сделать и самостоятельно, но это будет и сложнее и менее информативно, а старообрядцы, как оказалось, вполне открыты для общения, если вы уважаете тех, к кому приходите в гости, а надо понимать, что это именно приход в гости.