Какого пола лицо у ботаники?

Dec 15, 2024 20:43







Ботаника традиционно считается одной из самых женских биологических дисциплин. «Ботан» (ботаничка) применительно к женщине не звучит уничижительно. Вероятно, именно этот факт стал поводом для статьи «Fewer than three percent of land plant species named by women: Author gender over 260 years», вышедшей в 2015 г. Авторы - четыре женщины-ботаника, что вполне логично. Сначала я кратка перескажу основные результаты. Оценивалось число видов наземных растений (мхов и сосудистых растений), описанных женщинами и мужчинами начиная с Карла Линнея. Массив данных огромный, в общей сложности это 15 тысяч ботаников и более миллиона видовых названий (так много потому, что многие оказались невалидными, то есть сейчас не употребляются или «ушли» в подвида-разновидности). Для четверти ботаников не удалось определить пол. Итак, что вышло? Женщины являются авторами 12,20% видов, мужчины - 62,12% видов, а «бесполые» - 25,69%. Мужской перекос ожидаем, хотя он не столь значителен, какой можно наблюдать в энтомологии. Не это привлекло внимание. Главный вывод статьи - относительный вклад женщин в описании новых видов растений растет и с 1990 г. составляет максимум.



И поскольку мужчин-ботаников по-прежнему больше, чем женщин, авторы рассчитали число новых видов на одного ученого. В 21 веке «средняя» женщина-ботаник на 80% продуктивна в описании новых видов по сравнению с «усредненным» мужчиной-ботаником. Ранее этот разрыв был намного значительнее. Разрыв есть, хотя никаких запретов заниматься ботаникой и описывать виды у женщин нет давно. В этом плане примечателен список 10 самых продуктивных женщин-ботаников:

Harriet Margaret Louisa Bolus, 1877-1970  - 1494 видов

Aimée Antoinette Camus, 1879-1965  - 677 видов

Lily May Perry, 1895-1992  - 414 видов

Alice Eastwood, 1859-1953 - 395 видов

Olive Mary Hilliard, 1926-2022 - 372 вида

Käthe Hoffmann, 1883-? - 354 вида

Charlotte Morley Taylor, 1955-ныне - 278 видов

Антонина Ивановна Пояркова, 1897-1980 - 230 видов

Антонина Георгиевна Борисова, 1903-1970 - 195 видов

Janet Russell Perkins, 1853-1933 - 191 вид

Список десятки мужчин возглавляет Augustin Pyramus de Candolle, 1778-1841 с 10222 видами и завершает Joseph Dalton Hooker, 1817-1911 с 4558 видами. Линней в этом списке только четвертый. То есть самая активна в плане описания видов женщина-ботаник даже близко не дотягивает до этой десятки. Но при этом все эти супер-продуктивные мужчины работали до 1915 г., а большинство супер-продуктивных женщин - в 20 веке.

И вот тут возникают вопросы к авторам. Главный - что дальше? Во всех исследованиях такого рода должен быть какой-то смысл. Социальный заказ отсутствует - авторы не делают выводов об угнетении женщин, о том, что мужчины-ботаники отбирают у них самые лакомые кусочки, оставляя объедки, которые они и описывают. И на том спасибо! Совершенно очевидно, что авторы сами себя «загнали в угол» в плане вскрытия причин этого разрыва. Написать, что «женщины другие» нельзя, а разницу не спрятать. Самый активный на Дальнем Востоке России ботаник в плане описания новых видов была женщина - Нина Сергеевна Пробатова, описавшая без малого 200 видов. Но ее научный руководитель, Николай Николаевич Цвелев, описал в разы больше. На мой взгляд, не хватает анализа совместных описаний новых видов, когда соавторы статей двух полов. Авторы просто делят новые виды на число соавторов. А интересно сравнить. Число видов, описанных исключительно женщинами, исключительно мужчинам и совместно. Вот чует мое сердце, что в последние годы число «двуполых» описаний значительно выросло. Описать новый вид для многих, кто не имеет такого навыка, рисковое дело. В коллективе не так страшно. В старые-добрые времена ботаники работали чаще в одиночку. Женщина-ботаник могла собрать большой материал, привезти его своему учителю, который описывал новые виды без ее участия. Тогда не принято было включать сборщиков в соавторы. Сейчас если ты проторчал на Лусоне сезон и собрал новые виды, то все понимают, что это большой труд и он должен быть вознагражден.

И все же не это главное. Главное в том, что мужчин-маньяков было, есть и будет больше, чем женщин-маньячек. Георг-Оссиан Сарс  запирался в своей комнате и как одержимый описывал новые виды ракообразных - мать просовывала ему тарелки с едой под дверь. У другого зоолога, Артура Гровера Хьюмса, в комнате стояла только кровать, поскольку все время он проводил в лаборатории, описывая новые виды ракообразных. Или ныне здравствующий Андрей Васильевич Горохов, который в свои 70 на свои деньги мотается по лесам Африки и Южной Америки в поисках новых видов сверчков (он описал 3000 видов!). Вы можете представить женщин на их месте? Я не могу. Да и вообще сейчас времена другие, и это видно на графике, который есть в анализируемой статье - среднее число видов на одного ботаника по периодам.



Очевидно, что мужчины стали описывать меньше видов, одержимость ушла в другие сферы. Пик самых активных женщин ботаников приходится на 1920-30ые - не последствия ли это Первой Мировой, когда Европа потеряла много мужского населения? Не до цветочков было. Да и новые цветочки имеют свойство заканчиваться: найти сейчас новый вид намного труднее, чем 200 лет назад, когда их можно было описывать «пачками».

Тем не менее, авторы очень честно пишут, что им впервые удалось показать сокращение разрыва в описании новых видов в конкретной биологической дисциплине (звучит не очень оптимистично!). То есть констатировать феминизацию исходно феминизированной ботаники. Можно ли ожидать, что и в других дисциплинах наблюдается то же? Например, в энтомологии, где «горшочек новых видов» продолжает варить и варить.

ботаника, наука

Previous post Next post
Up