В последнее время стало модным ругать систематиков за то, что они называли и продолжают называть виды не так, как следовало бы. Недавно вышла очередная статья на эту тему: «Stop using racist, unethical, and inappropriate names in taxonomy». Все та же байда. Опять авторы вспомнили о Anophthalmus hitleri. Этого пещерного жука описал даже не немец, а австрийский энтомолог-любитель, который был железнодорожным инженером и поклонником сами знаете кого. После 1945 г. об этом жуке особо не вспоминали, а если и вспоминали, то шепотом, но в последние годы стали писать очень много, предлагая переименовать это и подобные названия. Но не переименуешь! Что описано по правилам таксономии, то уже «навсегда». А рекламу сделали нехилую! Более того, эта безобидная жужелица стала объектом охоты коллекционеров, и, вероятно, вымрет в ближайшие 10-20 лет. Но она по крайней мере слепая - ирония, о которой автор не мог подумать, а мы - можем. Почему-то мало кто вспоминает другое насекомое - ископаемую палеодиктиоптеру Rochlingia hitleri, описанную в 1934 г. Род назван в честь Германа Рёхлинга - нациста и военного преступника, отделавшегося несколькими годами тюрьмы. И его описал уже профессионал. «Двойное зло» - хотя и вымершее. Руки чешутся ее переименовать, но нельзя. Вопрос в том, где граница «зла», в честь которого нельзя называть виды? Авторы статьи, о которой идет речь, видят ее очень широко: это все, кого можно назвать расистами. Например, есть птица Rhynchophanes mccownii, названная в честь Джона Портера Маккоуна - героя Гражданской войны в США, любителя-орнитолога, который повинен в насильственном перемещении индейцев. Его грехи всплыли именно в 21 веке, и птицу, о которой идет речь, американское орнитологическое общество с McCown's longspur переименовало в thick-billed longspur. Наши орнитологи предусмотрительно называют ее бурогрудым подорожником. Однако латинское название осталось неизменным и это как бы плохо, с этим «надо что-то делать». Продолжая логику авторов, следует переименовать и Rafflesia, названную в честь Томаса Раффлза - британского политика, сыгравшего видную роль в колонизации Явы. И никто не будет разбираться, что Раффлз отменил работорговлю на Яве и организовал там научное общество из местной интеллигенции. Главное - клеймо колониалиста.
Авторы идут дальше, упоминая, что слишком много видов из той же Африки и Америки названо в честь белых людей, а не аборигенов. В этом плане хороший пример - Sequoia, названная в честь вождя индейского племени чероки. А Latimeria - плохой пример: белая женщина в Африке…
Но авторы на этом не останавливаются. Они вспоминают, что новозеландский агатис (Agathis australis), дерево, без которого Новую Зеландию представить невозможно, на языке маори называется «каури». «Scientific naming should take local names into account when coining new species names» - их вердикт. То есть если вы нашли новую муху в Новой Зеландии - покажите ее маори и спросите, как она называется. Вот так и появляются родовые названия вроде Mukha или Gnus (да-да, есть такие!). Если вы подойдете с мухой к буряту - он может и послать, а вы так и назовите эту муху... Карл Линней назвал гриб весёлку Phallus - кому он ее показал, остается догадываться.
***
Та же тема подымается в недавно переведенной на русский язык книге Стивена Хёрда «Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи». Он сетует, что очень мало видов названо в честь аборигенов и исходных топонимов. При этом вообще не поясняет, что это проблема актуальна для американцев (хотя большинство штатов у них носят аборигенные названия, и эти названия часто становятся видовыми эпитетами), но не для систематиков, работающих в Европе и Азии. Понятно дело, что китайцы, японцы и индусы не скупятся в плане местных названий и имен при описании новых видов. Вот как быть нашим ученым, которые находят новые виды не в Подмосковье, а на Курилах? В честь кого называть? Вы знаете известных айнов? Или айнские названия местных видов? В Приморье хотя бы жил Дерсу, а также жил известный китаец-русофил Су Пу-Тин, в честь которого в свое время назвали реку Супутинку, переименованную потом в Комаровку (в честь белого (!!!) академика В.Л. Комарова). Но вы приставляете, что будет, если я назову в честь этого Пу-Тина новый вид?! С учетом, что занимаюсь я червями…
***
Ок, выводы сделали: не нужно называть виды в честь сомнительных неоднозначных личностей. Сделали? Отнюдь. Всплывают виды то в честь Буша, то в честь Трампа. Недавно группа наших и не наших ученых описала новый род моллюсков Showajidaia: «From the Japanese Shōwa jidai (昭和時代) meaning ‘Shōwa era’ corresponding to the reign of the Shōwa Emperor Hirohito….». Статья так и начинается: «The Emperor’s Cadlina….». А ничего, что Хирохито - военный преступник? Среди соавторов 4 наших, британец, американка, немец, бразилец, швед и один японец. И никто «не подумал», что это как бы не в духе времени… А инициатором этого названия был наш исследователь, о котором речь пойдет ниже.
***
А.В. Мартынов пошел еще радикальнее: объявил, что нашел «лекарство от расизма».
https://www.gazeta.ru/science/news/2023/03/07/19903981.shtml Все просто: нужно отменить само понятие вида. Нет вида, подвида, форма, расы - нет проблемы. А что есть? Жизненные циклы, филотипические периоды. Не сильтесь понять это - не удастся. Да и сам Мартынов совсем не спешит отказываться от видов, продолжая описывать их точно также, как это делают остальные. «Расист»!